СССР 1958 года. Какой была наша страна 60 лет назад
Для нашей страны это было время стремительного технологического и экономического взлёта. Хрущёв выдвинул лозунг "догнать и перегнать страны Запада!" и в чём-то это действительно удалось. По крайней мере, СССР было что показать миру.
Советский павильон на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе:
Стенд с продукцией советского автопрома на той выставке получил золотую медаль.
На международной выставке ЕХРО 1958 года в Брюсселе. Синий автомобиль — выставочный. Чёрный — дипломатический:
В 1958 г. СССР впервые выпустил более полумиллиона автомобилей, из которых 124,5 тыс. составили легковушки, 19 тыс. - автобусы, а остальное - грузовики.
Значительная часть от этого объёма пошла на экспорт. Причём продавали даже в западные страны, например, в Финляндию и Данию.
Официальный рекламный проспект ВО Автоэкспорт, посвященный автомобилю Московского завода малолитражных автомобилей Москвич-407, 1958:
В 1950-е советский автопром ещё пытался угнаться за западной, в т.ч. американской автомобильной модой.
Отголоском достигшего апогея к 1958 году "детройтского барокко" стал ГАЗ-13 «Ча́йка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.
Первый ходовой образец собран в 1957 году; всего было изготовлено 3179 автомобилей этой модели.
Предсерийная «Ча́йка» в павильоне "Машиностроение" на ВДНХ, John Shultz, 1958:
Она же на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года:
Конечно, такой роскошной машиной можно было гордиться!
Но главной гордостью страны была только что начатая космическая программа.
Сборка советского Спутника-3 для запуска 15 мая 1958 г.:
27 августа 1958 г. состоялся старт советской ракеты с собаками Пёстрой и Белянкой на высоту 453 км. Это была максимальная высота, на которую поднимались собаки и благополучно вернулись обратно, за всё время. Полёт осуществлён на ракете Р-5А. После полёта собаки вернулись крайне уставшими и тяжело дышали, хотя никаких отклонений в их физиологии обнаружено не было.
Головная часть ракеты Р-5А и собака Пестрая после спуска, 27 августа 1958 года:
Хотя советское руководство традиционно делало упор на тяжёлую индустрию, при Хрущёве озаботились резким увеличением выпуска товаров народного потребления.
Плакат, призывающий догнать и перегнать развитые капстраны по производству продукции на душу населения, американский фотограф John Shultz, 1958 г.:
И в этом деле уже были видны некоторые успехи.
После распашки казахстанской целины СССР собрал в 1958 г. рекордные 72,9 млн. тон зерновых, побив показатель 1937 года.
Московский калач. John Shultz
Одновременно Хрущёв попытался резко увеличить производство мяса, но весьма оригинальным способом.
В августе 1958 г. когда было принято постановление ЦК КПСС по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Оно касалось огромного числа семей, которые держали в своих хозяйствах в тысячах маленьких городков и поселков домашний скот — коров, овец, коз. Их было предписано продать ее государству по назначенной цене.
Это «раскулачивание» дало кратковременный эффект — объемы заготовок мяса значительно выросли, что позволило Хрущеву объявить на съезде о реальности принятых планов.
Москва. Во дворе мясокомбината имени А.И.Микояна, 1958:
После смещения Хрущева выяснилось, что результате его левацкой авантюры поголовье коров в частных хозяйствах сократилось на 1 миллион голов, а коз и овец — почти на 7 миллионов.
Но в 1958 году советские газеты взахлёб рапортовали об "успехах социалистического животноводства и непрерывном росте надоев".
Ударницы-доярки племенного завода «Холмогорский». Фридлянд, 1958 год:
В советский быт постепенно входили сложные технические приборы.
Одним из пионеров стирального машиностроения стал Рижский завод РЭС.
Так выглядела советская стиралка в 1958 г. (фотограф Thomas F. Hammond):
Для советских граждан собственная машина оставалась предметом роскоши, доступным лишь очень немногим. До начала массовой автомобилизации оставалось ещё более 10 лет. Однако советское руководство уже вынашивало планы "народного автомобиля", в основу которого был положен знаменитый ФИАТ-600 (его производство в Италии началось в 1955 г.).
Москва. Телевизор в витрине. John Shultz:
Телевизор "Авангард-55" выпускался Ленинградским заводом имени Козицкого с 1955 года.
Конечно, эти телеприёмники тогда трудно было назвать товаром массового спроса.
Стенд в некоем волжском городе на фото Говарда Сохурека показывает план продать населению в 1958 году целых 15 штук телевизоров:
Москвич-444. Опытный образец 1958 года, выделяется характерными элементами дизайна и двухцветной окраской кузова:
В итоге производство советского аналога культовой итальянской малолитражки передали в Запорожье.
У тех же итальянцев СССР заимоствовал идею производства мотороллеров как массового индивидуального транспорта.
Мотороллер на стенде в Риге (фотограф Хаммонд), 1958:
Покупательная способность советского населения в конце 1950-х была ещё крайне низкой, а в оборот постоянно вводились новые товары, копирующие современный западный дизайн, поэтому потребительский рынок в 1958 году выглядит в СССР просто замечательно, почти как в капиталистической Европе — много яркой рекламы и никакого товарного дефицита!
Рекламные билборды в центре Москва, фотограф John Shultz, 1958:
Главной витриной советской торговли, конечно, был московский ГУМ. Так выглядели его галереи в 1958 году:
Для людей с деньгами там вполне можно было разгуляться!
Покупательница у прилавка парфюмерного магазина в Охотном Ряду выбирает духи. Василий Малышев РИА Новости, 1958:
К 1958 г. советские граждане стали более лучше одеваться (с).
Почти на любом снимке, сделанном западными фотографами, наши люди действительно прилично одеты. Пусть без модных изысков, но вовсе не в серое.
Советские женщины на остановке. Howard Sochurek, 1958:
Одежда детей в Киеве 1958-го уже не слишком отличается от современной (фотограф John Shultz):
А вот школьная форма того времени покажется весьма архаичной даже тем, кто ещё застал СССР.
Советские школьники в Москве на фоне новостроек улицы Фотиева. Erich Lessing, 1958:
Весьма популярным было самостоятельное шитьё одежды по журнальным выкройкам.
Примерка. Фридлянд, Уткин, 1958:
Спортивная (?) форма девочек в советском пионерлагере, 1958:
Эдакое "мини" по-советски))
Но если западный фотограф задавался целью, он всего мог найти на просторах СССР и "фирменный" типаж в ватнике.
Чувашия. Howard Sochurek, 1958: