Устраивайтесь поудобней, нас с вами ждет долгий и, надеюсь, весьма интересный рассказ.
Помню, как в детстве держал в руках карты (о, этот запах новенькой колоды карт!), и множество самых разных вопросов мучало меня. Вот с чего бы «единица» (туз) — самая старшая карта? Почему «сердечки» называются черви, «крестики» — трефы, «листочки» — пики, а «подушки» и вовсе — бубны? С двумя мастями выяснилось быстро, взрослые подсказали: черви — это вовсе не червяки, а красный цвет — «червонный», сокращенно — «черви», ну а «пики» — это наконечники копий, а копья и есть пики (другое название), не очень похоже, но сойдет с натяжкой. С трефами и бубнами какого-либо внятного объяснения в детстве так и не нашлось.
Став старше выяснил, почему именно так называются масти, но вопросов от этого не стало меньше. Где и когда появились карты, кто их придумал? Почему они так разительно отличаются от всех остальных настольных игр? Что означают названия карт, их мастей, и почему их так назвали?
В книгах, в которых я читал об истории карт, писали о зарождении карт в древнем Египте или даже в Индии тысячи лет назад, мол, их происхождение связано с мистическими знаниями жрецов, а сами игровые карты в свою очередь лишь жалкие осколки великой и таинственной колоды Таро.
Сообщаю вам — все это полная чушь. К древнему Египту карты не имеют никакого отношения, а колода Таро сама появилась лишь благодаря игровым картам, а вовсе не наоборот. Причем изобрели карты Таро именно в Европе, а не где-нибудь на Востоке.
Так все-таки, где и как появились игральные карты?
Собирайтесь в дорогу, друзья, путь наш лежит в далекий Китай...
Почему в Китай? Очень просто — там люди изобрели бумагу. Конечно, и до этого существовали игры с использованием пластинок, дощечек и палочек со знаками, но картами они ни в коей мере еще не были. Первое упоминание бумажных карт относится к концу династии Тан — IX век нашей эры. Именно такая дата кочует из одной популярной статьи в другую. На самом деле этот вывод оказался чересчур поспешным. Рассмотрев более тщательно текст историки пришли к выводу, что речь идет даже не о картах, как вспомогательном элементе игры, а о листах бумаги с текстами, к которым игроки обращались в спорных моментах. Вы еще не поняли? На листах бумаги записывали правила игры, к которым обращались игроки при обсуждении спорных моментов.
Увы, таким образом рождение карт придется отложить на более поздний срок. Об этом чуть позже, а пока остановимся на одном моменте, который отличает карты от всех остальных игр. Это жесткая иерархия — числовая и по значимости. Нет, например, в шахматах сила фигур тоже разная, но в них пешка легко может побить слона или ферзя. В картах же — почти всегда старшая карта той же масти бьет младшую. Числовые значения карт сами по себе не уникальны, ведь на костяшках домино или «бочонках» лото мы тоже видим своего рода числа, но они не определяют их «силу». Эта строгая иерархия присуща из всех настольных игр, пожалуй, только картам.
Откуда она взялась?
Деньги и карты — кровное родство и связь
Упоминание карт как атрибута игры вполне уже достоверное относится к 1120 году. Заметьте, упоминание карт, но не самой игры в карты. Дело в том, что карты в той игре лишь вспомогательный элемент. Так что собственно рождением игральных карт данный факт снова назвать не получится. Но нам с вами стоит очень внимательно присмотреться к той роли, что играли в ней карты. Дело в том, что подобные карты вы уже наверняка видели — в той же «Монополии», например.
Да, именно, карты в роли денег! Делать ставки во время игры реальными деньгами (монетами) неудобно. Может не оказаться размена или под рукой нет банкнот нужного номинала. Вот в этом случае именно первые карты выступали в качестве эквивалента денег в игре.
Причем было 9 карт каждого вида (условно масти), разница между "мастями" в 10 раз и так далее, что позволяло сделать ставку практически на любую сумму. Карта самой старшей масти была в 1000 раз дороже аналогичной карты самой младшей масти.
Чтобы стало понятней, проиллюстрирую. Пусть минимальная ставка у нас 100 номиналов. У одной монеты значение 100 номиналов. У нас есть карты-«деньги» со значением от одной до девяти монет (таким образом ими можно сделать ставку от 100 до 900). Следующая масть — «веревки». У одной «веревки» — значение 10 монет, то есть минимальный номинал 1000, у 9 «веревок» — 9000. Почему «веревки»? Да потому что китайцы носили свои дырявые монеты на связках. Удобно — на виду, да и стащить не так просто.
Следующая масть называлась «10 тысяч». Значения опять от одного до девяти. В одной единице «10 тысяч» десять «веревок» (номинал 10 000). Итого, максимальная ставка этой мастью — 90 тысяч.
Угадайте, как называлась последняя масть? Вы правы — «10 по 10 тысяч», иногда просто «десять» — иероглиф "†", максимальная ставка — 900 тысяч. Понятно, что последняя масть использовалась редко. Чаще в ход шли только первые три масти - «монеты», «веревки» и «10 тысяч». Но были в колоде еще две крупные карты «1000 по 10 тысяч» и «10 тысяч по 10 тысяч» (всего 38 карт в колоде), таким образом ставки в игре мог делать и очень богатый человек.
И вот теперь нам с вами становится совершенно очевидно, как определялась «сила» разных карт. Конечно же, более крупная ставка всегда бьет более мелкую! Старшая карта бьет младшую, одна масть — другую, все это заложено именно тогда.
Глубинная связь карт и денег таким образом и создала строгую иерархию игральных карт. Всю оставшуюся жизнь длинной уже почти девять столетий лет карты и деньги будут связаны столь же неразрывно.Как минимум, около века карты успешно играли роль денег в азартных играх (денежные карты китайцы используют и по сей день), постепенно совершенствуя свой внешний вид.
Кто, тот гений, что первым придумал не играть, делая ставки картами, а играть ими самими — неизвестно. Скорей всего, это произошло во второй половине XIII века (после 1250 года).
Первое достоверное упоминание настоящей карточной игры относится учеными к 1320 году, некоторые считают, что дату можно перенести и к 1294 году (запись об аресте двух картежников, пойманных с поличным, с листами бумаги и карточными прессами для производства карт).
Так с начала XIV века игральные карты начали победное шествие по миру.
Картина европейского художника «Женщины играют в карты» Thomas Allom (1843). Как видите, китайские карты больше размером и более продолговатые.
Великое путешествие
Как вы думаете, сколько лет понадобилось игральным картам, чтобы добраться от побережья Тихого океана до Атлантики? Ведь это расстояние составляет более 10 тысяч километров!
Смотрите сами: бумагу стали производить в Китае во II веке нашей эры, европейцам понадобилось 9 веков, чтобы перенять и освоить эту технологию; наборный шрифт (основа книгопечатания) впервые применили в Китае в XI веке, всего за четыре века европейцы освоили и это. Какой прогресс! В том же XI веке в Китае стали использовать компас для ориентирования, через два века европейские мореплаватели уже применили его для навигации. Все-таки компас оказался проще в освоении чем книгопечатание. Но вот когда в Китае впервые загремели залпы пушек (XII век), понадобилось всего лишь 100 лет, чтобы им ответили эхом раскаты пушечных выстрелов из Европы (1290 год, осада Кордовы).
Так сколько по вашему добирались карты из Китая в Европу — сто лет, сто пятьдесят или двести?
Не поверите — всего лишь пятьдесят. 1371 год — первые упоминания об игральных картах в Европе (Италия, Испания). А уже в 1377 — первые запреты на игру в карты от святой церкви во Франции, что говорит о невероятно быстром распространении увлечения игрой в карты по всей Европе.
В историческом плане полвека — практически мгновение. А потому сразу встает вполне резонный вопрос, а может карты все-таки изобретены в Европе заново — совершенно независимо от Китая?
Нет, все источники говорят именно о заимствовании карт. Причем называется даже источник заимствования — Египет.
Стоп, воскликнет, внимательный читатель, ведь автор в самом начале уверенно утверждал, что карты не имеют никакого отношения к древнему Египту! Так и есть, древний Египет к средневековому арабскому Египту имеет весьма далекое отношение, а сам Египет и к игровым картам, ведь не даром они назывались тогда «мамлюкскими картами».
И снова придется нам с вами ненадолго отвлечься. Кто же такие мамлюки? Когда-то один из багдадских халифов создал личную гвардию из иностранцев — кипчаков-тюрков, принявших ислам, и преданных лично только самому халифу. Со временем эти кипчаки превратились в военное сословие мамлюков подобно янычарам в Турции, а еще через пару веков в Египте перерезав горло местному правителю они стали править этой страной.
Именно мамлюки и привезли в Египет игральные карты, скорей всего, позаимствовав их в Персии (недалеко от тех мест, где они собственно и жили), в то время в Иране процветало удивительное искусство книжной миниатюры. Недаром карты мамлюков столь же красочные и яркие.
Чем же они схожи и чем отличались от китайских игровых карт?У мамлюкских карт было четыре масти: «монеты», «посохи», «чаши» и «мечи». Скептик пожмет плечами, мол, что здесь общего с мастями китайских игральных карт, кроме количества мастей и, возможно, случайного совпадения лишь одной масти?
Не торопитесь, скорей всего, посохи заменили непонятные персам веревки, ведь изображение схематично нарисованной связки веревок, мало отличимо от связки палок (см. иллюстрацию ниже). Вот с чашами на первый взгляд непонятно, но ровно до тех пор, пока не узнаешь, что мамлюки называли чаши «тумэн», ровно так же как и число «десять тысяч»!
Как же быть с мастью «10 по 10 тысяч»? Эту масть называли иногда просто «десять», иероглиф, означающий число 10, по китайски выглядит как самый простой крест "†", а он, в свою очередь, напоминает меч.
Мамлюкские карты. Тройка мечей, восьмерка монет, четверка посохов и пятерка чаш.
С точки зрения воинов-мамлюков вполне логично — именно мечи являются старшей мастью, а монеты младшей.
"Все куплю", — сказало злато; "Все возьму", — сказал булат.
Чем же еще мамлюкские (персидские) карты отличались от китайских? Кроме десяток (которых у китайцев не было) появились еще три карты каждой масти. Малик (король), малик-наиб (главный визирь) и тхани-наиб (наместник). Еще одним существенным отличием стало то, что значимость числовой карты тем больше, чем меньше предметов на ней нарисовано. На первый взгляд странно, но не лишено логики — чем меньше предметов, тем дороже сам предмет. Единица (туз) была главной картой, превосходя даже малика (короля). Эта карта называлось «солнце» и олицетворяла силу выше земной царской власти — божественную силу.
Загадка мастей карт
А теперь давайте посмотрим самые старые европейские карты на свете — итальянские, дата их появления на свет в промежутке от 1390 до 1410 года. Они же самые старые карты (практически полная колода) в мире на данный момент.
Первая колонка (слева): туз монет, туз мечей и туз чаш; ряды мастей (сверху вниз): монеты, мечи и чаши.
Поскольку разбираться в каракулях рисовальщиков тех лет довольно сложно, поступлю не совсем честно. Чтобы хорошо разглядеть какими были карты тех лет, мы с вами познакомимся сейчас с северо-итальянской колодой карт, которая унаследовала все признаки первых карт Европы.
Северо-итальянская колода XIX века
Итак, мы здесь четко видим 4 масти: монеты, чаши, дубинки (сменили мамлюкские посохи) и мечи. Короли остались королями, а вот главных визирей сменили рыцари на конях, вместо наместников — оруженосцы. Нелогичное числовое расположение карт вновь сменилось на этот раз на нормальное. Теперь снова, чем выше числовое значение карты — тем сильнее карта, за исключением туза, который может быть как самой сильной, так и самой слабой картой.
Но как же еще далеки эти карты от современных!
Первые европейские масти — монеты, чаши, мечи, посохи-дубинки (итало-испанская колода)
Откуда взялись современные карточные масти? Ведь в «чашах», «посохах-дубинках», «монетах» и «мечах» первых европейских игральных карт крайне сложно увидеть черви, трефы, бубны и пики. А ведь как красиво звучит — «король мечей», «рыцарь чаш», «десятка монет» и «тройка посохов».
Так почему же не сохранились эти древние масти, чем они на самом деле хуже современных?
Казалось бы, что сложного, давайте спросим у всезнающего гугла. Однако, варианты ответов озадачат любого.
Первый, карточные масти – это символы рыцарского достоинства: черви – щиты, трефы – мечи, бубны – гербы, пики – копья.
Если вас такой вариант не устраивает, то вот вам второй вариант — самый популярный: черви символизируют духовенство – «людей сердца», любящих и заботящихся о своей пастве; трефы – это трилистник, крестьяне — «работающие на земле»; бубны – горожане, квадрат –символ кладки-узоров каменных полов в домах богатых горожан; пики – копья, военная служба – привилегия дворянства-рыцарства.
Но по мне так, самая дурацкая версия – от святой церкви, что в свое время долго и безрезультатно боролась с картами. Карточные масти в их интерпретации – есть скрытое богохульство над страстями Христовыми. Черви – губка, которую на копье поднесли к устам Иисуса, перед его смертью; крести — сам крест распятия; бубны – головки гвоздей, которыми прибивали тело к кресту; пики – копье, что пронзило ему сердце.
На самом деле все эти версии – всего лишь попытки объяснить то, что уже существовало. Современные карточные масти придумали не одномоментно, а потому четкого единственного объяснения не существует. Со временем и внешний вид, и значения мастей менялись не раз и так же успешно забывались, как и изначальное значение этих же мастей у первых игральных карт.
Мы с вами попробуем восстановить этот путь трансформаций и превращений, но прежде чем продолжить, я вам сообщу нечто, что вам возможно в начале покажется странным.
На самом деле никакого тайного особого значения у карточных мастей нет. Они возникли благодаря долгому и кропотливому труду художников, граверов под действием одного и самого важного фактора – технического прогресса.
Первые карты, как вы видели, были именно рисованными, но потребность в картах с ростом их популярности быстро превысило предложение, ремесленники-рисовальщики, производители карт просто не поспевали за спросом. Какой же выход они нашли?
Считается, что началом книгопечатания является середина XV века (Иоганн Гуттенберг, Германия), но на самом деле задолго до Гуттенберга в Италии предприимчивые купцы развернули печать... правильно – игральных карт! Художники, граверы создавали штампы карт, а печать карт на плотной бумаге, позволила увеличить производство карт в мастерских в десятки, в сотни раз, при возросшем качестве самих карт. Ведь работа художника-гравера все-таки предпочтительней каракулей не слишком умелого рисовальщика. И деньги потекли рекой. Правда ручной труд по-прежнему был востребован, потому как сам рисунок на картах раскрашивался вручную.
Но буквально через двадцать-тридцать лет появляются жалобы итальянских «фабрикантов» карт, что, мол, негодяи-немцы сплошь и рядом перехватывают рынки и все больше людей предпочитает играть немецкими картами, поскольку они красочней и дешевле.
Что же придумали немцы? В отличие от итальянцев для них карты — абсолютно новая игра, несвязанная с какими-либо традициями. Потому немцы стали смело изменять масти и сами игральные карты. Какие же причины у них на это были?
Немецкая колода (на самом деле представлен образец XIX века). Не ищете здесь дам, их тут еще нет.
Немцы вполне резонно пришли к выводу, что знаки на картах должны быть максимально яркими, четкими и узнаваемыми. Если монеты вполне соответствуют требованиям, то уж чаши, дубинки и мечи совершенно точно не отвечали им.
Чаша могла выглядеть по разному, как и посох-дубинка, а уж разновидностей мечей в средневековье не счесть. Нужны другие символы – простые и однозначно узнаваемые.
Масти испанской (первый ряд) и немецкой колоды (ряд ниже) карт
Чаши превратились в сердца. Каким образом? Можно подвести обоснование, мол, «вино радует сердце», или «мы поднимаем наши кубки за дам нашего сердца», но все это ерунда, скорей всего сердца повторяют форму чаш-кубков, но без подставок.
Дубинки и посохи превратились в желуди, вот тут все ясно – лучшие дубинки и крепкие посохи из дуба, а значит проще нарисовать желудь, тем более, что желудь как символ гораздо более однозначен и узнаваем, чем дубинка.
А вот мечи изменились наиболее кардинально – лезвие расширилось и превратилось в лист, а рукоять — в черенок. Таким образом «мечи» в немецкой колоде превратились в зеленые листы.
А почему же не изменились «монеты»? Стоп, а кто вам сказал, что они не изменились? Форма их осталось прежней – круг, а вот значение изменилось кардинально. Отныне это не кружки монет, а ... шарики колокольчиков-бубенцов!
При чем немцы тут же придумали обоснование для своих мастей: черви – сердца — заботливое духовенство; желуди –горожане; бубенцы – колокольчики – дворяне; листья — сельские жители – крестьяне.
Почему бубенцы дурака символизируют дворянство? Да потому что это вовсе не колокольчики с шапки шута, а бубенцы, надеваемые на охотничьих соколов, а соколиная охота, чтоб вы знали, привилегия исключительно дворянства.Вот, кстати, и первые ответы на вопросы.
Почему бубны называются именно так? Мы просто позаимствовали это название из центральной Европы (Германии), и их бубенцы-колокольчики превратились у нас в бубны.
Кстати, и название масти пики — «вини» оттуда же. Зеленый виноградный лист часто рисовали в немецкой колоде (тот самый зеленый лист, заменивший мечи) – отсюда и польско-литовское название этой масти — «вини» (вино-виноград).
На самом деле немцы изменили не только масти, но и значение, и названия самих карт, мы многое переняли именно из немецкой колоды, но об этом расскажем уже в следующей публикации.
Немцы упростили внешний вид мастей, ведя в обиход привычные нам «сердца» (черви), мечи – превратились в листья (уже напоминающие пики), узнаваемые желуди сменили всевозможные жезлы, палки, посохи и дубинки, монеты превратились в бубенцы, практически не изменив своего вида.
Немецкие карты использовали всего четыре цвета – красный, желтый, зеленый и черный. Печать (прежде всего изготовление штампов) и раскраска карт стала проще, карты ярче, а достоинства и масти карт более узнаваемы.
Ох, уж эти французы!
Вскоре немецкие карты завоевали большую часть Европу, но продолжалось это очень недолго, поскольку прогресс не стоит на месте. Буквально еще через 20-30 лет во второй половине XV века все изменилось!
Французская колода (первая достоверная колода — 1480 год) сменила все остальные и стала предтечей самых распространенных современных карточных колод.
Масти немецкой и французской колоды карт
Французы пошли дальше – немецкий «лист» они покрасили черным и назвали пиками (pique). Ведь и правда напоминает «лезвие-лист» копья-пики, что насаживается на древко. Желудь – волшебным образом превратился в трилистник клевера – трефы (trefle). Утрированная форма желудя (три шишки) стала более стройной и фигурной и превратилась в трилистник.
Но почему же тогда черный? — возмутится кто-то из читателей. По той же самой причине, что немецкий зеленый «лист» тоже стал черным. Здесь нет никакого глубоко смысла. Французы просто сообразили, что для производства большинства карт достаточно всего два цвета – красный и черный. Они легко отличимы и достаточно ярки, и главное – карты от двойки до десятки можно даже не печатать, а элементарно прокатывать через трафарет черной и красной краской.
Немецкие «колокольчики» странным образом превратились в красные «плитки» (сarreaux), которые мы знаем как современные бубны. Тут даже не могу вам точно назвать причину подобной трансформации, по некоторым версиям причиной стал плохо прорисованный узор на немецких бубенцах, превратившись в восприятии французских художников в квадратную плитку. По мне, мягко скажем, так себе объяснение, но за неимением лучшего...
С тех пор черные и красные карточные масти с легкой руки французов отправились путешествовать по миру. Англичане заимствовали их полностью, просто переименовав их по своему. Пики – у них стали «spades» от испанского «spade» – меч, «плитка» — превратилась в «бриллианты» (diamonds), трефы –дубинка-палица (clubs), а «сердца» так и остались «сердцами» (hearts). Как видите англичане сохранили старые названия «мечей» и «дубинок», переняв у французов совершенно иное изображение мастей.
Ну вот мы с вами и разобрались с мастями. Теперь вы сами сможете объяснить любому, что значат названия мастей, как они возникли и почему именно так называются.
Вот, например, каким образом «колокольчики-бубенцы» могли превратиться в бубны. первое фото — средневековые бубенцы, второй рисунок - возможная трансформация.
На сегодня рассказ об истории колоды карт окончен.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Помню, как в детстве держал в руках карты (о, этот запах новенькой колоды карт!), и множество самых разных вопросов мучало меня. Вот с чего бы «единица» (туз) — самая старшая карта? Почему «сердечки» называются черви, «крестики» — трефы, «листочки» — пики, а «подушки» и вовсе — бубны? С двумя мастями выяснилось быстро, взрослые подсказали: черви — это вовсе не червяки, а красный цвет — «червонный», сокращенно — «черви», ну а «пики» — это наконечники копий, а копья и есть пики (другое название), не очень похоже, но сойдет с натяжкой. С трефами и бубнами какого-либо внятного объяснения в детстве так и не нашлось.
Став старше выяснил, почему именно так называются масти, но вопросов от этого не стало меньше. Где и когда появились карты, кто их придумал? Почему они так разительно отличаются от всех остальных настольных игр? Что означают названия карт, их мастей, и почему их так назвали?
В книгах, в которых я читал об истории карт, писали о зарождении карт в древнем Египте или даже в Индии тысячи лет назад, мол, их происхождение связано с мистическими знаниями жрецов, а сами игровые карты в свою очередь лишь жалкие осколки великой и таинственной колоды Таро.
Сообщаю вам — все это полная чушь. К древнему Египту карты не имеют никакого отношения, а колода Таро сама появилась лишь благодаря игровым картам, а вовсе не наоборот. Причем изобрели карты Таро именно в Европе, а не где-нибудь на Востоке.
Так все-таки, где и как появились игральные карты?
Собирайтесь в дорогу, друзья, путь наш лежит в далекий Китай...
Почему в Китай? Очень просто — там люди изобрели бумагу. Конечно, и до этого существовали игры с использованием пластинок, дощечек и палочек со знаками, но картами они ни в коей мере еще не были. Первое упоминание бумажных карт относится к концу династии Тан — IX век нашей эры. Именно такая дата кочует из одной популярной статьи в другую. На самом деле этот вывод оказался чересчур поспешным. Рассмотрев более тщательно текст историки пришли к выводу, что речь идет даже не о картах, как вспомогательном элементе игры, а о листах бумаги с текстами, к которым игроки обращались в спорных моментах. Вы еще не поняли? На листах бумаги записывали правила игры, к которым обращались игроки при обсуждении спорных моментов.
Увы, таким образом рождение карт придется отложить на более поздний срок. Об этом чуть позже, а пока остановимся на одном моменте, который отличает карты от всех остальных игр. Это жесткая иерархия — числовая и по значимости. Нет, например, в шахматах сила фигур тоже разная, но в них пешка легко может побить слона или ферзя. В картах же — почти всегда старшая карта той же масти бьет младшую. Числовые значения карт сами по себе не уникальны, ведь на костяшках домино или «бочонках» лото мы тоже видим своего рода числа, но они не определяют их «силу». Эта строгая иерархия присуща из всех настольных игр, пожалуй, только картам.
Откуда она взялась?
Деньги и карты — кровное родство и связь
Упоминание карт как атрибута игры вполне уже достоверное относится к 1120 году. Заметьте, упоминание карт, но не самой игры в карты. Дело в том, что карты в той игре лишь вспомогательный элемент. Так что собственно рождением игральных карт данный факт снова назвать не получится. Но нам с вами стоит очень внимательно присмотреться к той роли, что играли в ней карты. Дело в том, что подобные карты вы уже наверняка видели — в той же «Монополии», например.
Да, именно, карты в роли денег! Делать ставки во время игры реальными деньгами (монетами) неудобно. Может не оказаться размена или под рукой нет банкнот нужного номинала. Вот в этом случае именно первые карты выступали в качестве эквивалента денег в игре.
Причем было 9 карт каждого вида (условно масти), разница между "мастями" в 10 раз и так далее, что позволяло сделать ставку практически на любую сумму. Карта самой старшей масти была в 1000 раз дороже аналогичной карты самой младшей масти.
Чтобы стало понятней, проиллюстрирую. Пусть минимальная ставка у нас 100 номиналов. У одной монеты значение 100 номиналов. У нас есть карты-«деньги» со значением от одной до девяти монет (таким образом ими можно сделать ставку от 100 до 900). Следующая масть — «веревки». У одной «веревки» — значение 10 монет, то есть минимальный номинал 1000, у 9 «веревок» — 9000. Почему «веревки»? Да потому что китайцы носили свои дырявые монеты на связках. Удобно — на виду, да и стащить не так просто.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Следующая масть называлась «10 тысяч». Значения опять от одного до девяти. В одной единице «10 тысяч» десять «веревок» (номинал 10 000). Итого, максимальная ставка этой мастью — 90 тысяч.
Угадайте, как называлась последняя масть? Вы правы — «10 по 10 тысяч», иногда просто «десять» — иероглиф "†", максимальная ставка — 900 тысяч. Понятно, что последняя масть использовалась редко. Чаще в ход шли только первые три масти - «монеты», «веревки» и «10 тысяч». Но были в колоде еще две крупные карты «1000 по 10 тысяч» и «10 тысяч по 10 тысяч» (всего 38 карт в колоде), таким образом ставки в игре мог делать и очень богатый человек.
И вот теперь нам с вами становится совершенно очевидно, как определялась «сила» разных карт. Конечно же, более крупная ставка всегда бьет более мелкую! Старшая карта бьет младшую, одна масть — другую, все это заложено именно тогда.
Глубинная связь карт и денег таким образом и создала строгую иерархию игральных карт. Всю оставшуюся жизнь длинной уже почти девять столетий лет карты и деньги будут связаны столь же неразрывно.Как минимум, около века карты успешно играли роль денег в азартных играх (денежные карты китайцы используют и по сей день), постепенно совершенствуя свой внешний вид.
Кто, тот гений, что первым придумал не играть, делая ставки картами, а играть ими самими — неизвестно. Скорей всего, это произошло во второй половине XIII века (после 1250 года).
Первое достоверное упоминание настоящей карточной игры относится учеными к 1320 году, некоторые считают, что дату можно перенести и к 1294 году (запись об аресте двух картежников, пойманных с поличным, с листами бумаги и карточными прессами для производства карт).
Так с начала XIV века игральные карты начали победное шествие по миру.
Картина европейского художника «Женщины играют в карты» Thomas Allom (1843). Как видите, китайские карты больше размером и более продолговатые.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Великое путешествие
Как вы думаете, сколько лет понадобилось игральным картам, чтобы добраться от побережья Тихого океана до Атлантики? Ведь это расстояние составляет более 10 тысяч километров!
Смотрите сами: бумагу стали производить в Китае во II веке нашей эры, европейцам понадобилось 9 веков, чтобы перенять и освоить эту технологию; наборный шрифт (основа книгопечатания) впервые применили в Китае в XI веке, всего за четыре века европейцы освоили и это. Какой прогресс! В том же XI веке в Китае стали использовать компас для ориентирования, через два века европейские мореплаватели уже применили его для навигации. Все-таки компас оказался проще в освоении чем книгопечатание. Но вот когда в Китае впервые загремели залпы пушек (XII век), понадобилось всего лишь 100 лет, чтобы им ответили эхом раскаты пушечных выстрелов из Европы (1290 год, осада Кордовы).
Так сколько по вашему добирались карты из Китая в Европу — сто лет, сто пятьдесят или двести?
Не поверите — всего лишь пятьдесят. 1371 год — первые упоминания об игральных картах в Европе (Италия, Испания). А уже в 1377 — первые запреты на игру в карты от святой церкви во Франции, что говорит о невероятно быстром распространении увлечения игрой в карты по всей Европе.
В историческом плане полвека — практически мгновение. А потому сразу встает вполне резонный вопрос, а может карты все-таки изобретены в Европе заново — совершенно независимо от Китая?
Нет, все источники говорят именно о заимствовании карт. Причем называется даже источник заимствования — Египет.
Стоп, воскликнет, внимательный читатель, ведь автор в самом начале уверенно утверждал, что карты не имеют никакого отношения к древнему Египту! Так и есть, древний Египет к средневековому арабскому Египту имеет весьма далекое отношение, а сам Египет и к игровым картам, ведь не даром они назывались тогда «мамлюкскими картами».
И снова придется нам с вами ненадолго отвлечься. Кто же такие мамлюки? Когда-то один из багдадских халифов создал личную гвардию из иностранцев — кипчаков-тюрков, принявших ислам, и преданных лично только самому халифу. Со временем эти кипчаки превратились в военное сословие мамлюков подобно янычарам в Турции, а еще через пару веков в Египте перерезав горло местному правителю они стали править этой страной.
Именно мамлюки и привезли в Египет игральные карты, скорей всего, позаимствовав их в Персии (недалеко от тех мест, где они собственно и жили), в то время в Иране процветало удивительное искусство книжной миниатюры. Недаром карты мамлюков столь же красочные и яркие.
Чем же они схожи и чем отличались от китайских игровых карт?У мамлюкских карт было четыре масти: «монеты», «посохи», «чаши» и «мечи». Скептик пожмет плечами, мол, что здесь общего с мастями китайских игральных карт, кроме количества мастей и, возможно, случайного совпадения лишь одной масти?
Не торопитесь, скорей всего, посохи заменили непонятные персам веревки, ведь изображение схематично нарисованной связки веревок, мало отличимо от связки палок (см. иллюстрацию ниже). Вот с чашами на первый взгляд непонятно, но ровно до тех пор, пока не узнаешь, что мамлюки называли чаши «тумэн», ровно так же как и число «десять тысяч»!
Как же быть с мастью «10 по 10 тысяч»? Эту масть называли иногда просто «десять», иероглиф, означающий число 10, по китайски выглядит как самый простой крест "†", а он, в свою очередь, напоминает меч.
Мамлюкские карты. Тройка мечей, восьмерка монет, четверка посохов и пятерка чаш.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
С точки зрения воинов-мамлюков вполне логично — именно мечи являются старшей мастью, а монеты младшей.
"Все куплю", — сказало злато; "Все возьму", — сказал булат.
Чем же еще мамлюкские (персидские) карты отличались от китайских? Кроме десяток (которых у китайцев не было) появились еще три карты каждой масти. Малик (король), малик-наиб (главный визирь) и тхани-наиб (наместник). Еще одним существенным отличием стало то, что значимость числовой карты тем больше, чем меньше предметов на ней нарисовано. На первый взгляд странно, но не лишено логики — чем меньше предметов, тем дороже сам предмет. Единица (туз) была главной картой, превосходя даже малика (короля). Эта карта называлось «солнце» и олицетворяла силу выше земной царской власти — божественную силу.
Загадка мастей карт
А теперь давайте посмотрим самые старые европейские карты на свете — итальянские, дата их появления на свет в промежутке от 1390 до 1410 года. Они же самые старые карты (практически полная колода) в мире на данный момент.
Первая колонка (слева): туз монет, туз мечей и туз чаш; ряды мастей (сверху вниз): монеты, мечи и чаши.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Поскольку разбираться в каракулях рисовальщиков тех лет довольно сложно, поступлю не совсем честно. Чтобы хорошо разглядеть какими были карты тех лет, мы с вами познакомимся сейчас с северо-итальянской колодой карт, которая унаследовала все признаки первых карт Европы.
Северо-итальянская колода XIX века
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Итак, мы здесь четко видим 4 масти: монеты, чаши, дубинки (сменили мамлюкские посохи) и мечи. Короли остались королями, а вот главных визирей сменили рыцари на конях, вместо наместников — оруженосцы. Нелогичное числовое расположение карт вновь сменилось на этот раз на нормальное. Теперь снова, чем выше числовое значение карты — тем сильнее карта, за исключением туза, который может быть как самой сильной, так и самой слабой картой.
Но как же еще далеки эти карты от современных!
Первые европейские масти — монеты, чаши, мечи, посохи-дубинки (итало-испанская колода)
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Откуда взялись современные карточные масти? Ведь в «чашах», «посохах-дубинках», «монетах» и «мечах» первых европейских игральных карт крайне сложно увидеть черви, трефы, бубны и пики. А ведь как красиво звучит — «король мечей», «рыцарь чаш», «десятка монет» и «тройка посохов».
Так почему же не сохранились эти древние масти, чем они на самом деле хуже современных?
Казалось бы, что сложного, давайте спросим у всезнающего гугла. Однако, варианты ответов озадачат любого.
Первый, карточные масти – это символы рыцарского достоинства: черви – щиты, трефы – мечи, бубны – гербы, пики – копья.
Если вас такой вариант не устраивает, то вот вам второй вариант — самый популярный: черви символизируют духовенство – «людей сердца», любящих и заботящихся о своей пастве; трефы – это трилистник, крестьяне — «работающие на земле»; бубны – горожане, квадрат –символ кладки-узоров каменных полов в домах богатых горожан; пики – копья, военная служба – привилегия дворянства-рыцарства.
Но по мне так, самая дурацкая версия – от святой церкви, что в свое время долго и безрезультатно боролась с картами. Карточные масти в их интерпретации – есть скрытое богохульство над страстями Христовыми. Черви – губка, которую на копье поднесли к устам Иисуса, перед его смертью; крести — сам крест распятия; бубны – головки гвоздей, которыми прибивали тело к кресту; пики – копье, что пронзило ему сердце.
На самом деле все эти версии – всего лишь попытки объяснить то, что уже существовало. Современные карточные масти придумали не одномоментно, а потому четкого единственного объяснения не существует. Со временем и внешний вид, и значения мастей менялись не раз и так же успешно забывались, как и изначальное значение этих же мастей у первых игральных карт.
Мы с вами попробуем восстановить этот путь трансформаций и превращений, но прежде чем продолжить, я вам сообщу нечто, что вам возможно в начале покажется странным.
На самом деле никакого тайного особого значения у карточных мастей нет. Они возникли благодаря долгому и кропотливому труду художников, граверов под действием одного и самого важного фактора – технического прогресса.
Первые карты, как вы видели, были именно рисованными, но потребность в картах с ростом их популярности быстро превысило предложение, ремесленники-рисовальщики, производители карт просто не поспевали за спросом. Какой же выход они нашли?
Считается, что началом книгопечатания является середина XV века (Иоганн Гуттенберг, Германия), но на самом деле задолго до Гуттенберга в Италии предприимчивые купцы развернули печать... правильно – игральных карт! Художники, граверы создавали штампы карт, а печать карт на плотной бумаге, позволила увеличить производство карт в мастерских в десятки, в сотни раз, при возросшем качестве самих карт. Ведь работа художника-гравера все-таки предпочтительней каракулей не слишком умелого рисовальщика. И деньги потекли рекой. Правда ручной труд по-прежнему был востребован, потому как сам рисунок на картах раскрашивался вручную.
Но буквально через двадцать-тридцать лет появляются жалобы итальянских «фабрикантов» карт, что, мол, негодяи-немцы сплошь и рядом перехватывают рынки и все больше людей предпочитает играть немецкими картами, поскольку они красочней и дешевле.
Что же придумали немцы? В отличие от итальянцев для них карты — абсолютно новая игра, несвязанная с какими-либо традициями. Потому немцы стали смело изменять масти и сами игральные карты. Какие же причины у них на это были?
Немецкая колода (на самом деле представлен образец XIX века). Не ищете здесь дам, их тут еще нет.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Немцы вполне резонно пришли к выводу, что знаки на картах должны быть максимально яркими, четкими и узнаваемыми. Если монеты вполне соответствуют требованиям, то уж чаши, дубинки и мечи совершенно точно не отвечали им.
Чаша могла выглядеть по разному, как и посох-дубинка, а уж разновидностей мечей в средневековье не счесть. Нужны другие символы – простые и однозначно узнаваемые.
Масти испанской (первый ряд) и немецкой колоды (ряд ниже) карт
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Чаши превратились в сердца. Каким образом? Можно подвести обоснование, мол, «вино радует сердце», или «мы поднимаем наши кубки за дам нашего сердца», но все это ерунда, скорей всего сердца повторяют форму чаш-кубков, но без подставок.
Дубинки и посохи превратились в желуди, вот тут все ясно – лучшие дубинки и крепкие посохи из дуба, а значит проще нарисовать желудь, тем более, что желудь как символ гораздо более однозначен и узнаваем, чем дубинка.
А вот мечи изменились наиболее кардинально – лезвие расширилось и превратилось в лист, а рукоять — в черенок. Таким образом «мечи» в немецкой колоде превратились в зеленые листы.
А почему же не изменились «монеты»? Стоп, а кто вам сказал, что они не изменились? Форма их осталось прежней – круг, а вот значение изменилось кардинально. Отныне это не кружки монет, а ... шарики колокольчиков-бубенцов!
При чем немцы тут же придумали обоснование для своих мастей: черви – сердца — заботливое духовенство; желуди –горожане; бубенцы – колокольчики – дворяне; листья — сельские жители – крестьяне.
Почему бубенцы дурака символизируют дворянство? Да потому что это вовсе не колокольчики с шапки шута, а бубенцы, надеваемые на охотничьих соколов, а соколиная охота, чтоб вы знали, привилегия исключительно дворянства.Вот, кстати, и первые ответы на вопросы.
Почему бубны называются именно так? Мы просто позаимствовали это название из центральной Европы (Германии), и их бубенцы-колокольчики превратились у нас в бубны.
Кстати, и название масти пики — «вини» оттуда же. Зеленый виноградный лист часто рисовали в немецкой колоде (тот самый зеленый лист, заменивший мечи) – отсюда и польско-литовское название этой масти — «вини» (вино-виноград).
На самом деле немцы изменили не только масти, но и значение, и названия самих карт, мы многое переняли именно из немецкой колоды, но об этом расскажем уже в следующей публикации.
Немцы упростили внешний вид мастей, ведя в обиход привычные нам «сердца» (черви), мечи – превратились в листья (уже напоминающие пики), узнаваемые желуди сменили всевозможные жезлы, палки, посохи и дубинки, монеты превратились в бубенцы, практически не изменив своего вида.
Немецкие карты использовали всего четыре цвета – красный, желтый, зеленый и черный. Печать (прежде всего изготовление штампов) и раскраска карт стала проще, карты ярче, а достоинства и масти карт более узнаваемы.
Ох, уж эти французы!
Вскоре немецкие карты завоевали большую часть Европу, но продолжалось это очень недолго, поскольку прогресс не стоит на месте. Буквально еще через 20-30 лет во второй половине XV века все изменилось!
Французская колода (первая достоверная колода — 1480 год) сменила все остальные и стала предтечей самых распространенных современных карточных колод.
Масти немецкой и французской колоды карт
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Французы пошли дальше – немецкий «лист» они покрасили черным и назвали пиками (pique). Ведь и правда напоминает «лезвие-лист» копья-пики, что насаживается на древко. Желудь – волшебным образом превратился в трилистник клевера – трефы (trefle). Утрированная форма желудя (три шишки) стала более стройной и фигурной и превратилась в трилистник.
Но почему же тогда черный? — возмутится кто-то из читателей. По той же самой причине, что немецкий зеленый «лист» тоже стал черным. Здесь нет никакого глубоко смысла. Французы просто сообразили, что для производства большинства карт достаточно всего два цвета – красный и черный. Они легко отличимы и достаточно ярки, и главное – карты от двойки до десятки можно даже не печатать, а элементарно прокатывать через трафарет черной и красной краской.
Немецкие «колокольчики» странным образом превратились в красные «плитки» (сarreaux), которые мы знаем как современные бубны. Тут даже не могу вам точно назвать причину подобной трансформации, по некоторым версиям причиной стал плохо прорисованный узор на немецких бубенцах, превратившись в восприятии французских художников в квадратную плитку. По мне, мягко скажем, так себе объяснение, но за неимением лучшего...
С тех пор черные и красные карточные масти с легкой руки французов отправились путешествовать по миру. Англичане заимствовали их полностью, просто переименовав их по своему. Пики – у них стали «spades» от испанского «spade» – меч, «плитка» — превратилась в «бриллианты» (diamonds), трефы –дубинка-палица (clubs), а «сердца» так и остались «сердцами» (hearts). Как видите англичане сохранили старые названия «мечей» и «дубинок», переняв у французов совершенно иное изображение мастей.
Ну вот мы с вами и разобрались с мастями. Теперь вы сами сможете объяснить любому, что значат названия мастей, как они возникли и почему именно так называются.
Вот, например, каким образом «колокольчики-бубенцы» могли превратиться в бубны. первое фото — средневековые бубенцы, второй рисунок - возможная трансформация.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На сегодня рассказ об истории колоды карт окончен.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация