Верховный суд РФ признал законными правила возврата средств за неиспользованный железнодорожный билет, согласно которому пассажир должен явиться на станцию отправления поезда в течение 12 часов с начала его движения.
Мобильная сеть и интернет есть не на всех платформах и полустанках российских железных дорог, поэтому необходимость явиться на перрон отправления поезда для возврата средств позволяет избежать злоупотреблений со стороны пассажиров и перепродать место в поезде для минимизации убытков, следует из объяснений Минтранса РФ.
Суть дела
Высшая инстанция отказала в административном иске Рамина Джахангирова — пассажира, опоздавшего на поезд дальнего следования. Билет был куплен в официальном приложении Российских железных дорог (РЖД), но после опоздания на поезд заявитель решил вернуть деньги не на станции отправления. Он долетел до конечного пункта своего путешествия на самолёте и написал заявление на возврат в ближайшей билетной кассе.
Сотрудники РЖД ему отказали со ссылкой на 4 абзац Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса. Деньги за неиспользованный билет частично возвращаются только на станции отправления за 2 часа до отправления поезда или в течение 12 часов после.
Заявитель просил признать спорную норму недействующей из-за противоречий закону «О защите прав потребителей», поскольку она якобы ограничивает его право отказаться от поездки в любом удобном месте. Также заявитель указывал, что для него непонятно, почему перевозчик не предусматривает возможность вернуть деньги онлайн.
Эксклюзивность возврата
Российские железные дороги — один из немногих перевозчиков, возвращающих деньги при опоздании пассажира, напомнила начальник департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса Светлана Тонких. Это предполагает как историческую заботу о пассажире, так и коммерческую составляющую — пустующее место может быть перепродано уже во время движения поезда. Федеральное законодательство вообще не предусматривает обязанность перевозчиков возвращать деньги за неиспользованный билет, заявила представитель министерства.
Также пассажиры должны учитывать географическую составляющую при использовании российских железных дорог: сеть является одной из самых протяженных в мире, поэтому цифровизация не успела дойти во все точки России.
«Если говорить своими словами, оспариваемое правило связано с тем, что существуют станции и полустанки, на которых нет интернета. Поэтому в теории возможна такая ситуация, когда пассажир по своему билету садится в поезд на станции, где нет связи, а на другой станции его представитель по нотариальной доверенности получает возврат средств за поездку. К сожалению, перевозчик не может обеспечить контроль на всей территории полотна и онлайн отслеживать всех пассажиров», — сказала Тонких.
Также представитель министерства напомнила о Пленуме Верховного суда, согласно которому, в случае, если есть противоречия в положениях закона «О защите прав потребителей» со специальными актами — нужно применять положения именно последних.
Генпрокуратура РФ подчеркнула особое отношение отечественных железнодорожных перевозчиков к пассажирам и попросила суд оставить исковое заявление Джахангирова без удовлетворения.
Верховный суд позицию ответчика и прокурора поддержал. Мотивы принятия такого решения будут известны после публикации текста определения.
Мобильная сеть и интернет есть не на всех платформах и полустанках российских железных дорог, поэтому необходимость явиться на перрон отправления поезда для возврата средств позволяет избежать злоупотреблений со стороны пассажиров и перепродать место в поезде для минимизации убытков, следует из объяснений Минтранса РФ.
Суть дела
Высшая инстанция отказала в административном иске Рамина Джахангирова — пассажира, опоздавшего на поезд дальнего следования. Билет был куплен в официальном приложении Российских железных дорог (РЖД), но после опоздания на поезд заявитель решил вернуть деньги не на станции отправления. Он долетел до конечного пункта своего путешествия на самолёте и написал заявление на возврат в ближайшей билетной кассе.
Сотрудники РЖД ему отказали со ссылкой на 4 абзац Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса. Деньги за неиспользованный билет частично возвращаются только на станции отправления за 2 часа до отправления поезда или в течение 12 часов после.
Заявитель просил признать спорную норму недействующей из-за противоречий закону «О защите прав потребителей», поскольку она якобы ограничивает его право отказаться от поездки в любом удобном месте. Также заявитель указывал, что для него непонятно, почему перевозчик не предусматривает возможность вернуть деньги онлайн.
Эксклюзивность возврата
Российские железные дороги — один из немногих перевозчиков, возвращающих деньги при опоздании пассажира, напомнила начальник департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса Светлана Тонких. Это предполагает как историческую заботу о пассажире, так и коммерческую составляющую — пустующее место может быть перепродано уже во время движения поезда. Федеральное законодательство вообще не предусматривает обязанность перевозчиков возвращать деньги за неиспользованный билет, заявила представитель министерства.
Также пассажиры должны учитывать географическую составляющую при использовании российских железных дорог: сеть является одной из самых протяженных в мире, поэтому цифровизация не успела дойти во все точки России.
«Если говорить своими словами, оспариваемое правило связано с тем, что существуют станции и полустанки, на которых нет интернета. Поэтому в теории возможна такая ситуация, когда пассажир по своему билету садится в поезд на станции, где нет связи, а на другой станции его представитель по нотариальной доверенности получает возврат средств за поездку. К сожалению, перевозчик не может обеспечить контроль на всей территории полотна и онлайн отслеживать всех пассажиров», — сказала Тонких.
Также представитель министерства напомнила о Пленуме Верховного суда, согласно которому, в случае, если есть противоречия в положениях закона «О защите прав потребителей» со специальными актами — нужно применять положения именно последних.
Генпрокуратура РФ подчеркнула особое отношение отечественных железнодорожных перевозчиков к пассажирам и попросила суд оставить исковое заявление Джахангирова без удовлетворения.
Верховный суд позицию ответчика и прокурора поддержал. Мотивы принятия такого решения будут известны после публикации текста определения.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация