Троллейбус в деревне

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.446
Репутация
63.690
Реакции
278.037
RUB
0

В селе Солончены (Молдавия) в течение двух лет существовала троллейбусная линия, по которой ходил один троллейбус, развозивший селян на работу.



Село Солончены расположено на северо-востоке Молдавии в 12 км. к северу от районного центра Резина, на западном берегу реки Днестр. На закате Советского Союза в селе проживало около 3000 жителей, а совхоз "Солонченский" являлся крупным зажиточным хозяйством. Основными производственными объектами являлись животноводческая ферма, зернозаготовительная база, мелиоративная база и машинно-тракторная станция. При этом все хозяйственные объекты находились на удалении, на возвышенности к северу от села, и рабочие доставлялись на работу автобусами.



Председателем совхоза с 1988 по 1993 гг. являлся Заяц Николай Андреевич, отличный хозяйственник, наладивший образцовую работу предприятия. В совхозе применялись различные инновационные технологии ведения хозяйства. В результате совхоз в несколько раз перевыполнял планы. Как следствие, росло благосостояние совхоза и работников предприятия. Рабочие на ферме получали до 500 руб. в месяц, а доярки до 600 руб., в то время как средняя зарплата по СССР в 1988 г. составляла 233 руб. В совхозе также ежегодно оставался внушительный излишек средств.



Заяц Николай Андреевич


Согласно условиям в бывшем СССР, любой прирост совхозных средств переходил государству, если не являлся активным балансом на нужды предприятия или социальные нужды села. Чтобы не отдавать деньги государству, в Солонченах развернулось комплексное планирование и строительство всех возможных хозяйственных, социальных и культурных объектов. В результате село превратилось в образцово-показательный посёлок, с уровнем жизни, сопоставимым с городским. Однако лишние средства всё равно оставались. Как следствие, председателем рассматривались всевозможные необычные проекты. Одним из таких необычных планов стал проект троллейбуса для связи села и удалённых хоз.объектов.


Идея строить троллейбус была личной инициативой председателя совхоза. Официально основным аргументом в пользу троллейбуса называлась его дешевизна в эксплуатации: работа автобуса обходилась совхозу в 93-94 руб. в сутки, тогда как работа троллейбуса обходилась в 15 руб. Однако данный аргумент был ширмой, особенно на фоне изначальной неофициальной цели освоения лишних средств. Главной и решающей причиной строительства именно троллейбуса председатель Н.А. Заяц в личном интервью в 2011 г. назвал тот факт, что автобусы из совхоза в приказном порядке постоянно забирали "в район" на различные мероприятия, например "на картошку" или демонстрации, тем самым срывая доставку рабочих на хоз.объекты села. Однако троллейбус "отвязать" от контактной сети и забрать было невозможно.


Задание на проектирование троллейбусной линии в селе Солончены было выдано 28 февраля 1989 г. Проект был разработан государственным проектным институтом "Кишинёвгорпроект". К началу возведения линии совхоз построил новую асфальтовую дорогу через всё село до молочной фермы - по будущей трассе троллейбуса. Строительство троллейбуса велось на рубеже 1991-1992 гг. Была сооружена однопутная троллейбусная линия длиной 2,44 км с незамкнутыми разворотными кольцами. Выезд с колец подразумевал перестановку токоприёмников троллейбуса. В разворотных кольцах ввиду повышенных нагрузок были установлены нестандартные спаренные опоры поддержки контактной сети.


Была сооружена одноагрегатная тяговая подстанция прибл. в середине трассы троллейбуса, а также линии связи для управления подстанцией. На разворотных кольцах были смонтированы кнопки управления тяговой подстанцией. Проект также подразумевал дополнительные дорожные работы по сооружению разворотных кругов, строительство площадок для посадки-высадки пассажиров на конечных, и остановочных павильонов. Кроме того, были произведены монтаж наружного освещения вдоль части трассы троллейбуса, где таковое отсутствовало, а также переустройство электросетей, радиосетей и телефонных линий. Железобетонные опоры и провода контактной сеть были поставлены из города Бендеры. Контактная сеть монтировалась специально нанятой бригадой ремонтников ТУ Кишинёва. На подстанции было установлено экспериментальное электрооборудование из Киева. Всего на строительство троллейбусной линии и сопряжённые работы было затрачено 400 000 руб.


Два лучших шофёра совхоза были направлены на обучение вождению троллейбуса в Кишинёв на 6 месяцев. После прохождения курса обучения, водители в течении 2 месяцев стажировались на маршрутах Кишинёва с пассажирами. В кишинёвском Троллейбусном парке № 2 был арендован один троллейбус ЗиУ-682В производства 1987 г. с бортовым номером 2049 за 50 000 руб. в год. Ранее в Кишинёве машина находилась на консервации, и имела малый пробег.


Движение троллейбуса в селе Солончены было торжественно открыто 1 мая 1992 г.



Единственный троллейбус курсировал между южной окраиной села Солнчены и молочной фермой к северу от села, за пределами административной границы Солончен. Совершалось 5 заявленных рейсов в день в каждом направлении движения. Расписание движения троллейбуса было привязано к развозке рабочих по хоз.предприятиям совхоза и работе школы, и производилось по следующему графику:



Отправление из села Солончены:

05:00 - Доставка доярок

07:30 - Трактористы и школьники

09:00 - Полеводческие бригады

13:30 - Послеобеденная развозка

19:00 - Ночной персонал и сторожа



Отправление от молочной фермы:

08:30 - Ночной персонал

12:00 - Развозка на обед

14:00 - Школьники

17:30 - Трактористы и полеводческие бригады

22:00 - Доярки



В различных источниках упоминаются от 6 до 8 рейсов в день, однако эти цифры отражают полные обороты машины туда-обратно с учётом холостых пробегов по мере возврата во "внепиковом" направлении движения (два оборота из восьми не являлись необходимостью, т.к. троллейбус мог не возвращаться в село, а отстаиваться у молочной фермы).


Изначально проект троллейбуса подразумевал 4 промежуточных остановки (подробный план см. выше)

Однако на практике, кроме двух посадочных площадок на конечных станциях, промежуточных фиксированных остановок не было - остановки производились по месту требования. Проезд был бесплатный, за счёт совхоза. Троллейбус был чрезвычайно популярен среди селян, и перевозил до 1000 пассажиров в день. Специально для троллейбуса был закуплен магнитофон, и во время движения в салоне играла музыка. Троллейбус мыли водители на конечных. На ночь троллейбус либо парковался прямо на линии неподалёку от дома ответственного за машину лица, либо буксировался трактором на территорию гаража МТС, находившегося около линии, но не оборудованного контактной сетью.


Троллейбус проходил техобслуживание в ТУ Кишинёва, куда его буксировали трактором К-700. Дорога занимала 6 часов в каждую сторону. За 20 месяцев работы троллейбус проходил техобслуживание 4 раза. Обслуживание машины носило превентивный характер. Как следствие, за всё время работы в селе Солончены, троллейбус ни разу не ломался. В 1993 г. троллейбус был полностью перекрашен.



В начале 1990-х г. возникли планы районного масштаба по продлению линии от села Солончены до районного центра Резина, расположенного в 12 км. южнее, население которого составляло на тот момент около 15 200 чел. Согласно планам председателя совхоза "Солонченский", линия должна была пройти по дороге вдоль правого берега реки Днестр через населённые пункты Башерница и Чорна, через город Резина по главной улице (ныне ул. 27-го Августа 1989 года), и далее по шоссе R13 до площадки у поста ГАИ около посёлков Царёвка и Цахноуци. Общая длина линии составила бы 18,8 км. Согласно другому плану, обнародованному в районной газете, линия заканчивалась бы у авто-транспортного предприятия (АТП) в самом городе Резина, а общая длина линии составила бы 15 км. Планировалось, что на линии будут работать 4 троллейбуса. В рамках осуществления описанных планов совхоз "Солонченский" полностью отстроил новую асфальтовую дорогу от села Солончены до города Резина. Если бы данная междугородная линия была построена, по трассе следования появилось бы несколько примечательных мест с троллейбусом: проезд под грузовой канатной дорогой рыбницкого металлургического комбината, проложенной над рекой Днестр; проезд троллейбуса под пролётом ж.д. моста через Днестр ветки Рыбница - Бельцы; и движение троллейбуса по серпантину подъёма от реки Днестр к городу Резина, расположенному на возвышенности.


Однако с развалом Советского Союза вышеописанным планам было не суждено сбыться. По мере прямого отказа от разграбления хозяйства, председатель совхоза Заяц Николай Андреевич был смещён со своей должности в сентябре/октябре 1993 г. Троллейбус в селе Солончены был закрыт пришедшим на смену председателем с 3 января 1994 г. под предлогом дороговизны электричества на тот момент. По состоянию на 9 июля 1994 г. контактная сеть была в укомплектованном состоянии, а троллейбус 2049 был законсервирован на территории гаража МТС (источник: Сергей Тархов). Cо временем оборудовние троллейбуса было разграблено, как и всё хозяйство совхоза. Контактная сеть была продана в Кишинёв. Троллейбус 2049 был возвращён в Кишинёв, где продолжил работу на маршрутах, как минимум, до 2006 г. К началу 2010 г. данного троллейбуса в Кишинёве не было. По состоянию на 6 мая 2011 г. о троллейбусе в Солонченах напоминали только столбы поддержки контактной сети, остатки здания подстанции и сравнительно хорошие поселковые дороги.



То самое разворотное кольцо со спаренными опорами в наше время


Улицы, по которым когда-то ходил троллейбус


Остатки тяговой подстанции


Взято
 
Назад
Сверху Снизу