Шенонсо: любимый замок двух королев

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.548
Репутация
7.154
Реакции
19.836
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
"Шенонсо похож на корабль, плывущий по Шер"
Гонзаг Сен-Бри «Дитя да Винчи»

1727268362530.png

Замок Шенонсо расположен на реке Шер, притоке Луары, во французском департаменте Эндр и Луара. Этот шедевр ренессансной архитектуры в буквальном смысле слова "стоит на воде". Кажется, что белокаменное великолепие замка плывет по невозмутимой глади вод.

Замок Шенонсо часто называют "Дамским замком" за то, что основными преобразованиями здесь руководили женщины.
В Шенонсо жили не только Диана де Пуатье, герцогиня д’Этамп (фаворитка Франциска I) и возлюбленная короля Генриха IV Габриэль д'Эстре, замок часто называют замком "пяти королев" – в нем жили две дочери и три невестки Екатерины Медичи: Елизавета Валуа, королева Испании, Маргарита Наваррская (Королева Марго), Мария Стюарт, жена Франциска II, Елизавета Австрийская, жена Карла IX и «Белая Дама» – Луиза Лотарингская, жена Генриха III.

История строительства замка Шенонсо:

978333_900.jpg

Замок Шенонсо и башня семьи де Марк

Первые упоминания о строении на месте современного замка Шенонсо встречаются еще в документах, которые историки относят к XII-му веку. Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк (Marques).
Семья, на принадлежащей ей территории, построила массивную крепость, окруженную неприступной стеной и рвом, и связанную с берегом реки Шер подъёмным мостом. Неподалеку от крепости стояла мельница, которая обеспечивала хозяев замка и жителей деревни мукой. В XIV-м веке дела династии де Марк шли не так хорошо, как им этого хотелось бы.

Позже денежные затруднения заставили семью продать часть земли Тома́ Бойе, интенданту по финансовым делам в Нормандии.
Тома́ Бойе (Thomas Bohier) был государственным советником королей Людовика XI, Карла VIII, Людовика XII и Франциска I.
Он был человеком дальновидным и понимал, что земля, которую продают де Марки, влезшие уже в огромные долги, станет для него полезной. Стоит уточнить, что де Марки не желали расставаться со своим огромным поместьем и продавали интенданту лишь малые участки, но долговая яма стала той причиной, по которой практически вся земля и замок уже в 1512 году принадлежали Тома́ Бойе.

При постройке замка Шенонсо на реке Шер в XVI веке, Тома́ Бойе и его супруга Катрин Брисонне (Katherine Briçonnet, 1494 - 1526) сносят укрепленную мельницу и феодальный замок семьи де Марк и оставляет от них только донжон: Башню семьи де Марк, которую они перестраивают в духе Возрождения.

978496_900.jpg

Башня семьи де Марк

Передний двор воспроизводит план древнего средневекового замка, окруженного рвами с водой.
Рядом с башней сохранился колодец, украшенный химерой и орлом – эмблемой семьи де Марк.

978749_900.jpg

979077_900.jpg

Башня семьи де Марк (вид сверху из замка)

Тома́ Бойе решил передать все дела, связанные со строительством загородного поместья, своей жене, которая стала первой из многих женщин, внесших вклад в строительство и облагораживание замка и прилегающей к нему территории. Катрин Брисонне решила снести крепость и оставить от поместья де Марков лишь одну башню, которая сохранилась и до наших дней. Новый замок было решено построить в роскошном стиле Ренессанса. Строительство шло бешеными темпами, госпожа Брисонне следила не только за тем, чтобы новый замок вызывал восхищение у всех его гостей, но и за тем, чтобы он сохранил свое стратегическое предназначение. Архитектурное сооружение должно было защищать переправу через реку Шер, поэтому подъемный мост было решено оставить, а главный замок был построен на месте мельницы. На строительстве замка Катрин Брисонне не остановилась, по ее приказу на огромной территории, прилегающей к новому замку, разбиваются великолепные сады.
На сохраненном здании выгравировали инициалы владельца и его девиз: «Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне» («S'il vient à point m’en souviendra»).

После смерти своего интенданта и его супруги король Франциск I, пораженный красотой нового архитектурного шедевра, ссылаясь на "якобы финансовые нарушения" своего подданного, отбирает у их сына Антуана отстроенный замок и укрепления.

979244_900.jpg


После смерти Франциска I полноправным владельцем замка, впоследствии получившим название Шенонсо, становится его сын – король Генрих II.
Король Генрих II, очарованный Дианой де Пуатье (1499-1566), в 1547 году преподнес ей в дар огромный и роскошный замок Шенонсо.
Кроме этого, как утверждают историки, он даровал ей большую по тем временам сумму и полностью избавил от уплаты налогов. Получив в свое владение прекрасный замок, Диана де Пуатье решила его благоустроить: в саду расцвели экзотические цветы, лучшие специалисты работали над расширением парка. Разбитые ею здесь сады были одними из самых красивых и современных для того времени.

1280px-Chateau_de_Chenonceau_2008E.jpg

Вид на замок с реки Шер

А знаменитый мост через реку Шер, построенный по ее распоряжению по проекту архитектора Филибера Делорма, определил неповторимый архитектурный облик Шенонсо.
В 1559-м году Генрих II принял участие в рыцарском турнире и получил рану, которая стала причиной его смерти.
В том же году замок стал собственностью Екатерины Медичи, которая сразу же после смерти короля забрала замок у Дианы.

1727268512344.png
Диана де Пуатье в замке Шенонсо

Екатерина Медичи (1519-1589), вдова Генриха II, продолжает благоустройство садов и архитектурные преобразования. Она возводит двухэтажную галерею для организации пышных празднеств. В период ее регенства в замке воцаряется итальянская роскошь. Екатерина управляет королевством из своего зеленого кабинета.
В Шенонсо Екатерина Медичи устроила роскошные торжества в честь нового короля, своего сына Франциска II и его жены Марии Стюарт.
Екатерина устраивала в Шенонсо праздники в честь своих сыновей – сначала болезненного Франциска II, затем – Карла IX. По ее приказу архитектор Андруэ Дюсерсо в 1580 построил на мосту через реку Шер новое крыло замка. То самое, которое сейчас, подобно Нарциссу, так неотрывно глядится в воды реки Шер.

1200px-Schloss_Chenonceau.JPG

Вид на замок с реки Шер

На этом Екатерина не остановилась и приказала разбить еще один парк на прилегающей к замку территории, который бы затмил своей красотой парк Дианы. Удалось ей это или нет, до сих пор спорят архитекторы. Посетители Шенонсо могут видеть сразу два парка: один парк Дианы де Пуатье, а второй – парк Екатерины Медичи.

Замок впоследствии недолго перешел к королю Генриху III. И владелицей замка вновь стала женщина – его супруга, которая получила в народе прозвище «белая дама».
Согласно завещанию Екатерины Медичи, замок Шенонсо достался невестке королевы, жене ее любимого сына Генриха III, Луизе Лотарингской де Водемон (1553-1601).
В 1589 году, после смерти своего супруга, короля Генриха III, Луиза Лотарингская удаляется в замок и, в знак траура, носит белые одежды, в соответствии с этикетом. Забытая всеми, вдовствующая королева стремится вести подобающей ее положению образ жизни. Она читает, занимается благотворительностью и молится. Ее смерть стала окончанием королевского присутствия в Шенонсо.
Следуя королевским обычаям, Луиза носила траур белого цвета, вплоть до смерти в 1601 году. Шенонсо по наследству перешел к жене Цезаря Вандомского – племяннице Луизы Лотарингской, Франсуазе де Меркёр.

Больше французские короли в Шенонсо не жили, последним там побывал Людовик XIV в 12 лет.

Замок постепенно утратил свою популярность и был заброшен. Заброшен до XVIII -го века, пока в его истории не появилась… очередная женщина.

В 1733 году замок был продан герцогом Бурбонским влиятельному землевладельцу и банкиру Клоду Дюпену. По желанию его жены Луизы Дюпен (Louise Dupin, 1706-1799), поклонницы литературы, искусств, науки и театра в Шенонсо появился модный салон, который посещали многие известные деятели того времени. Луиза Дюпен возвращает замку былое великолепие. Она принимала в замке Монтескье и Вольтера, ее секретарем и наставником ее детей долгое время был Жан-Жак Руссо. Луиза Дюпен организовала небольшую театральную труппу, которая показывала спектакли. В комнатах заменили мебель и они стали уютнее. Мадам Дюпен прожила последние годы жизни в Шенонсо в окружении слуг, которые очень тепло относились к своей хозяйке. Поэтому во время революции замок не был разрушен.
В 1799 году Луиза Дюпен умерла и была похоронена в парке.

Замок опустел и в 1864 году его купила Маргарита Пелуз ((Marguerite Pelouze, 1836-1902).

В XIX веке Маргарита Пелуз, вышедшая из промышленной буржуазии, решает дать волю своей любви к роскоши и тратит целое состояние на то, чтобы восстановить замок и парк в том виде, в котором они существовали в эпоху Дианы де Пуатье (до переделки Екатерины Медичи). С фасада исчезли окна и кариатиды, но мост через реку Шер остался в целости.
Маргарита Пелуз отреставрировала замок и сделала его таким, каким его может видеть современный посетитель.

Маргарита Пелуз владела замком совсем недолго, в 1888 году власти конфисковали его из-за долгов.
Содержать такой замок государству было обременительно и его продают семье богатого промышленника Анри Менье.
Его наследники до сих пор являются полноправными владельцами замка Шенонсо.

В Первую мировую, вдали от окопов, Шенонсо не остается безучастным к страданиям войны. В 1914 году господин Гастон Менье, сенатор департамента Сены и Марны, на свои средства оборудовал госпиталь, разные службы которого занимали все залы Замка.
Симона Менье (1881-1972) управляет госпиталем, устроенным в двух галереях замка, переоборудованных и оснащенных за счет ее семьи (производителей шоколада Менье). До 1918 года здесь была оказана помощь более 2000 раненых.

Во время Второй Мировой войны владельцы поддерживали партизанское движение во Франции, в замке располагался связной пункт для партизан, потому по реке Шер проходила демаркационная линия. Вход в Замок находился в оккупированной зоне (правый берег). Галерея, южная дверь которой выходила на левый берег, позволила участникам Сопротивления переправить многих людей в свободную зону.
*****

Ch--teau-Chenonceau-Loire-castles-Zamok-SHenonso-karta-768x518.png

Карта замка Шенонсо

 
Войдя в поместье Шенонсо, нужно пройти по тенистой аллее, окаймлённой платанами, мимо двух сфинксов.

979691_900.jpg

979850_900.jpg

980188_900.jpg



980477_900.jpg

И вот замок Шенонсо перед нами


980537_900.jpg

Проходим по подъемному мосту на нижний этаж в Зал Гвардейцев.

980760_900.jpg

Герб Тома Бойе украшает камин XVI века.

На стенах зала на фламандских гобеленах XVI века изображены сцены жизни замка, охота.
В этом зале находились гвардейцы, обеспечивавшие охрану короля.

Из Гвардейского зала можно пройти в Часовню.
981198_900.jpg

Витражи в 1954 году выполнил мастер витражист Макс Ингранд, оригиналы были разрушены при бомбардировке в 1944 году.

981349_900.jpg

На королевском балконе, с высоты которого королевы слушали мессу, вырезана дата – 1521 год.

981630_900.jpg

На стенах – картины на религиозные темы

981886_900.jpg

На створках дубовой двери изображены Христос и Св. Фома и воспроизведены цитаты из Евангелия от Иоанна: "Inferdigitutuum Huc" ("Подай перст твой сюда") и "Dns Meus Et Deus Me" ("Ты Господь мой и Бог мой").
Часовня сохранилась в период Французской революции благодаря тому, что тогдашней владелице мадам Дюпен пришла в голову идея превратить ее в дровяной склад, скрыв ее религиозное предназначение.
*****

Спальня Дианы де Пуатье

982055_900.jpg

Кровать с балдахином, кресла эпохи Генриха II, покрытые кордовской кожей, и стол с инкрустацией рядом с кроватью относятся к эпохе Возрождения. Бронзовая статуэтка XIX века «Диана» напоминает о королевской фаворитке.

На фламандских гобеленах XVI века, изображены сцены из Ветхого Завета.

982371_900.jpg

Камин работы Жана Гужона, французского скульптора школы Фонтенбло, и кессонный потолок украшены инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: «H» и «C», которые при их переплетении могли читаться как «D» Дианы де Пуатье. Камин отреставрирован мадам Пелуз. Над камином портрет Екатерины Медичи кисти Соважа.
Справа от камина – «Мадонна с младенцем» кисти Мурильо. Под этой картиной в книжном шкафу находятся архивы Шенонсо.

982628_900.jpg

Слева от окна – «Христос, лишенный одежд» работы Рибальты, учителя Риберы.
*****

Из комнаты Дианы де Пуатье через небольшой коридор путь ведет в галерею.

982932_900.jpg

В 1576 году Екатерина Медичи заказывает Жану Бюллану, на основе планов Филибера Делорма, постройку галереи на мосту через реку Шер. Галерея, длиной 60 метров, шириной 6 метров, освещенная 18 окнами, с выложенным черным мрамором и белым песчаником полом и балочным потолком, – великолепная танцевальная зала.

983157_900.jpg

Галерея была открыта в 1577 году во время праздников, организованных Екатериной Медичи в честь своего сына короля Генриха III.

983533_900.jpg

983651_900.jpg

С каждой стороны – прекрасные камины эпохи Возрождения, один из которых – лишь декорация вокруг двери южного выхода на левый берег Шер.

984055_900.jpg

984103_900.jpg

В начале XIX века галерею украсили медальонами из музея Национальной высшей школы изящных искусств с изображением видных исторических деятелей.

984418_900.jpg

984827_900.jpg

Вид на реку Шер из окон галереи
 
После смерти короля Генриха II регентом при несовершеннолетнем короле Франциске II стала Екатерина Медичи.
Из зеленого рабочего кабинета и небольшой комнаты рядом, служившей библиотекой, Екатерина Медичи управляла Францией.

985822_900.jpg

Рабочий кабинет Екатерины Медичи

Брюссельская шпалера XVI века выполнена одновременно в духе готики и Ренессанса. Она уникальна своим изначально зеленым цветом, ставшим синим, и своей темой, навеянной открытием Америки: серебристые фазаны Перу, ананасы, орхидеи, гранаты, животные и растения, неизвестные в Европе до 1492 года.

Об этой брюссельской шпалере упоминается в романе Гонзага Сен-Бри «Дитя да Винчи»:
"В замке Шенонсо есть знаменитый гобелен с пхиновником. Он висит в зеленом кабинете над Шер, откуда Катерина Медичи правила Францией. Изначально зеленого цвета, он потом посинел. На этом гобелене есть одна весьма показательная деталь: открытие Америки там изображено с помощью серебряного фазана из Перу."

986008_900.jpg

986315_900.jpg

На стенах – собрание картин: Тинторетто, Йорданс, Гольциус, Рибера, Жувене, Веронезе, Пуссен, Ван Дейк .


986446_900.jpg


Спальня Екатерины Медичи украшена деревянным потолком из квадратных кессонов, крашенных и позолоченных. На нем можно увидеть множество монограмм. Тут есть герб дома Медичи и в центре – переплетенные инициалы «С» и «Н» Екатерины и Генриха II. Другие кессоны украшены резными растительными мотивами, напоминающими потолок зеленого кабинета. Богатая резная мебель спальни и редчайший набор фламандских гобеленов датируются XVI веком. На гобеленах представлена библейская тема – жизнь Самсона.

986667_900.jpg

В центре комнаты находится характерная для эпохи Возрождения кровать с балдахином, украшенная фризами, пилястрами, портретами в профиль в духе античных медалей.
Справа от кровати – работа Корреджо «Воспитание Амура», живопись на дереве. Вариант, написанный на полотне, хранится в Лондонской Национальной галерее. Камин и плиточный пол относятся к эпохе Возрождения.

Спальня пяти королев
987044_900.jpg


Этот зал получил свое название в память о двух дочерях и трех невестках Екатерины Медичи. Ее дочери: королева Маргарита Наваррская (жена Генриха IV), королева Елизавета Валуа (жена короля Испании Филиппа II), ее невестки: Мария Стюарт (жена Франциска II), Елизавета Австрийская (жена Карла IX) и Луиза Лотарингская (жена Генриха III).
На кессонном потолке XVI века изображены гербы пяти королев. Камин относится к эпохе Возрождения.

987340_900.jpg

На стене картина Рубенса «Поклонение волхвов». Полотно куплено у короля Испании и является деталью картины, выставленной в музее Прадо.

Спальня Луизы Лотарингской
После убийства ее супруга, короля Генриха III, монахом Жаком Клеманом 1 августа 1589 года Луиза Лотарингская удаляется в Шенонсо для уединения и молитвы.

987449_900.jpg

В окружении немногочисленных приближенных, всегда одетая в белое, в соответствии с этикетом королевского траура, она получает прозвание "Белая королева".

987846_900.jpg

Вид спальни был восстановлен на основе сохранившегося потолка. Спальня украшена атрибутами траура и инициалом Луизы (L), переплетенной с буквой H Генриха III, портрет которого, кисти Франсуа Клуэ, находится в угловой башне.

600px-France-001615_-_King_Henri_III_%2815291221709%29_%282%29.jpg

Франсуа Клуэ. Портрет Генриха III (фото из интернета)

987936_900.jpg

Фигура Христа в готическом стиле в терновом венке, религиозная сцена (деталь заалтарной иконы XVI века) и скамеечка для молитвы подчеркивают набожную и траурную атмосферу этой залы.

Из книги Маргерит Юрсенар «Мой прекрасный замок»:
"Не было трогательнее скорби этой маленькой королевы, до конца оставшейся верной правителю, одними оплеванному, другими забытому. Луиза приказала обтянуть чёрным крепом весь первый этаж Шенонсо. Часовня, украшенная изображением умирающего Христа, была постоянно убрана для погребальной мессы. Потолки она распорядилась расписать печальными похоронными символами, модными в эпоху Возрождения: то были черепа, кости, заступы могильщиков и слезы, тысячи слез. (…) лишний раз убеждаешься, что эпоха, отчаянно любившая жизнь, умела и в смерти увидеть всю её поэзию, красоту и прикосновение к вечности."
*****

Небольшое отступление.
После я стала внимательнее рассматривать комоды в замках и музеях.
В Шенонсо в разных залах выставлены итальянские шкафы-кабинеты XVI века, украшенные резьбой и инкрустацией.

988411_900.jpg

988566_900.jpg

988683_900.jpg

988967_900.jpg

*****

Лестницы в замке Шенонсо, ведущие на верхние этажи, замечательны тем, что это – одни из первых лестниц с прямыми маршами (один пролет над другим), построенные во Франции по итальянскому образцу.

989255_900.jpg

989484_900.jpg

989803_900.jpg


Вестибюли
Перекрытие вестибюля состоит из ряда стрельчатых арок.

990096_900.jpg

Капители украшены орнаментом из листьев, роз, головок ангелов, химер и рогов изобилия. Работы были завершены в 1515 году, и вестибюль является одним из самых красивых образцов декоративной скульптуры раннего французского Возрождения.

Вестибюль Катрин Бриссоне

990290_900.jpg

Вестибюль второго этажа выложен маленькой терракотовой плиткой с клеймом в виде лилии, пронзенной кинжалом. Потолок украшен выступающими балками. Над дверьми на привезенных из Италии Екатериной Медичи мраморных медальонах изображены римские императоры. На шести гобеленах из Оденарде XVII века, выполненных по эскизам Ван дер Мелена, представлены сцены охоты. Вестибюль выходит на балкон, откуда видна Башня семьи де Марк и передний двор, отражающий план средневековой крепости.

Вестибюль третьего этажа

990504_900.jpg


В этом вестибюле осталась нетронутой реставрация XIX века, проведенная для мадам Пелуз, тогдашней владелицы, архитектором Роге, учеником Виолле-ле-Дюка.
Два серванта, два стола, а также покрытие пола датируются эпохой Возрождения. С XVIII по XIX век вестибюль третьего этажа обычно называли вестибюлем Бурбон-Вандомов.
 
990876_900.jpg

Галерея Медичи

В галерее Медичи, расположенной на втором этаже моста через Шер (над праздничной галереей), представлено ранее не выставлявшееся собрание картин, гобеленов, предметов мебели и искусства, кабинет редкостей.

991155_900.jpg


991396_900.jpg


991596_900.jpg


991995_900.jpg


992164_900.jpg

К сожалению, всех посетителей переждать невозможно

992409_900.jpg



992653_900.jpg

Статуя «Венера Медицейская» (Venus de Medicis - повторение скульптуры эллинистического времени I века до н.э).

993014_900.jpg

Жорж Марти (Georges Marty, 1875-1959). Замок Шенонсо

993203_900.jpg

Пьер-Жюстен Уврие (Pierre Justin Ouvrié , 1806-1879). Замок Шенонсо

993302_900.jpg

Эммануэль Лансиер (Emmanuel Lansyer, 1835-1893). Замок Шенонсо

Документы и архивы позволяют больше узнать об этапах строительства, о вехах истории замка, о родственных связях владельцев замка и о биографиях всех замечательных дам, на протяжении веков оберегавших и сохранивших замок Шенонсо.

993728_900.jpg

Генеалогическое древо семьи Дюпен — Луиза Дюпен владела замком с 1733 по 1799 год и спасла Шенонсо во время революции от разрушения.
Жорж Санд ее потомок по непрямой линии.

993794_900.jpg

Схема родственных связей Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи — они обе из Дома Ла Тур д’Овернь, потомки Бертрана V и Бертрана VI де Ла Тур д’Овернь.
*****

Сад Дианы
994232_900.jpg

Структура партерной клумбы сохранилась без изменений со времен ее разбивки Дианой де Пуатье, а ее современный вид был создан Ахиллом Дюшеном (1866-1947).
Две перпендикулярных и две диагональных аллеи разбивают партер на восемь больших треугольных газонов, украшенных изящными завитками растений из рода сантолин (12 000 м2 ). В центре восстановлен первоначальный фонтан, как во времена Дианы де Пуатье.

994501_900.jpg

С защищающих сад от паводков Шер высоких террас, украшенных большими вазами, хорошо видны кусты – тис, бересклет, самшит и лавролистная калина, которые задают ритм разбивке. Летом здесь цветут более сотни штамбовых гибискусов. Расположенные между кустами цветочные клумбы подчеркивают строгий геометрический рисунок сада. Начиная с осени всю зиму, сменяя друг друга, цветут анютины глазки и маргаритки. Весной высаживаются петунии, декоративный табак, карликовые георгины, вербена или бегонии, которые будут радовать глаз до следующей осени. Поддерживающие террасы стены по всему периметру сада увиты плетистыми розами сорта "Айсберг".

Сад Екатерины

994713_900.jpg

Сад королевы Екатерины Медичи более скромен (5 500 м2 ).

В основе дизайна сада – пять газонов, сгруппированных вокруг элегантного круглого водоема и окаймленных самшитовыми шарами.
С востока сад огорожен возвышающейся надо рвом небольшой стеной, оформленной плетистыми розами «Клэр-Матен».

995007_900.jpg


995295_900.jpg

Штамбовые розы и газоны низко подстриженных округлых кустов лаванды подчеркивают гармоничный рисунок сада.
*****

Полюбуемся напоследок еще раз замком Шенонсо

1-Chenonceau.JPG



Реклама





Доставка д
 
  • Теги
    замок луара
  • Сверху Снизу