Почему нельзя использовать публичные мессенджеры в бизнесе и как их заменить

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.695
Репутация
11.595
Реакции
61.609
RUB
50
Использование в рабочих целях популярных зарубежных мессенджеров, таких как Telegram и WhatsApp *, несет значительные риски для компании и снижает ее информационную безопасность.



Пересылка сообщений с конфиденциальными данными, взлом личных аккаунтов или недобросовестное поведение уволенных сотрудников могут привести к потере или компрометации корпоративной информации. Эксперты рекомендуют свести эти риски к минимуму, найдя публичному мессенджеру замену среди отечественных продуктов.

qcd3bpe19e8ldqo19r9ot924s6o9ucxx.png


▶️ Какие существуют риски использования публичных мессенджеров в бизнесе​


  1. Утечка данных: использование публичных мессенджеров означает, что ваша переписка и файлы уже утекли и доступны третьим лицам без вашего ведома. Коммерческую или служебную информацию могут незаметно использовать в своих целях в режиме реального времени.
  2. Отсутствие контроля: при увольнении работник может использовать рабочую переписку, тем более зарубежные публичные мессенджеры обрабатывают и хранят переписку и файлы за пределами РФ.
  3. Отсутствие защиты: публичные мессенджеры в своем арсенале не имеют функционала борьбы с фишинговыми рассылками, и организация защиты недосягаема для сотрудников ИБ-компании. Пользователь неосознанно может реализовать уязвимости, позволяющие получить злоумышленнику полный доступ к мобильному устройству. Далее злоумышленник волен самостоятельно определять, какие данные похитить.

▶️ Распространенные сценарии, угрожающие безопасности​


Сценарии использования общедоступных мессенджеров сотрудниками в работе варьируются, но все они создают потенциальные угрозы для информационной безопасности компаний и могут нанести материальный ущерб.

При увольнении сотруднику отключают доступ к информационным системам и сервисам компании. Но в этот список не попадают публичные мессенджеры, поскольку для компаний блокировка доступа в них недосягаема. Уволенный сотрудник может продолжать общение с корпоративным кругом лиц и обрабатывать информацию, которая ранее использовалась в рабочих целях, в том числе конфиденциальную.

При этом публичные мессенджеры не соответствуют требованиям законодательства в области защиты информации и не предназначены для обработки конфиденциальной информации. Сотрудник самостоятельно определяет, нужен ли антивирус или двухфакторная аутентификация. Отсутствие парольных политик и минимального уровня защиты информации на мобильных устройствах открывает большие возможности для потенциального злоумышленника, что может привести к взлому и получению несанкционированного доступа к мобильным приложениям или устройству в целом.

▶️ Как снизить риск инцидентов с участием мессенджеров​

В целях снижения рисков таких инцидентов в бизнесе можно применить следующие меры:
  1. Внедрить корпоративный продукт и предоставить сотрудникам удобный инструмент. Заменить публичные мессенджеры на корпоративный мессенджер, внедренный на серверах компании (on-premise). Только такой подход обеспечивает контроль над данными и безопасностью, так как все сообщения и файлы хранятся в зашифрованном виде на внутренних серверах, под вашим управлением.
  2. Использовать федерацию (многоконтурность), иными словами создать условия для безопасной работы с внешними публичными пользователями. В этом случае сотрудники смогут общаться с подрядными организациями и партнерами без потерь функционала и удобства.
  3. Использовать шифрование данных при хранении и отправки в целях обеспечения безопасности и применять инструменты защиты данных enterprise-класса. Решения подобного класса обеспечивают механизмы мультифакторной аутентификации, гибкие ролевые модели прав доступа и возможность дистанционного удаления данных.
  4. Интегрировать мессенджер с системами информационной безопасности компании. Некоторые продукты предлагают API и возможности интеграции с существующими системами мониторинга безопасности, системами аутентификации и системами управления учетными записями, DLP и т.п. Это позволяет более эффективно контролировать использование мессенджера и реагировать на потенциальные угрозы.
  5. Использовать российское сертифицированное ПО, если необходимо обрабатывать информацию ограниченного доступа. Мессенджеры должны обладать функциями по защите информации в соответствии с требованиями ФСТЭК России (например, соответствующие 4-ому уровню доверия). Такие сертифицированные мессенджеры соответствуют определенным нормативным требованиям и стандартам безопасности. Кроме того, проведение регулярных аудитов безопасности поможет выявить уязвимости и подготовить рекомендации по их устранению.

▶️ Почему полный запрет мессенджеров неэффективен​

Вопрос обеспечения безопасности передаваемой информации внутри организации особенно важен в текущих геополитических реалиях. Запретить своим сотрудникам использовать публичные мессенджеры для рабочих переписок легко, но невозможно контролировать запрет.

Во-первых, сотрудник не враг в аспекте ИБ. Зачастую использование публичных мессенджеров на личных мобильных устройствах обусловлено удобством и отсутствием подобных сервисов внутри компании. Они вправе самостоятельно выбирать удобные средства коммуникаций. Таким образом, пока не появится удобный сервис, сотрудники продолжат использовать привычный повседневный набор популярных мобильных приложений и не будут выполнять запрет.

Во-вторых, невозможно контролировать запрет на уровне личных мобильных устройств. Сотрудники ИБ не могут управлять потоками информации и обеспечивать их безопасность. Запрещенное использование выявляется уже после момента утечки, когда данные компании найдены на просторах сети.

Два этих фактора подтверждают важность и необходимость внедрения корпоративных мессенджеров.

Большие компании внедряют MDM-системы, которые дают возможность контролировать политики безопасности на мобильных устройствах, и выдают сотрудникам корпоративные устройства. Данное решение слишком дорогое и долгое. Другой вариант - использовать отечественный продукт, который позволит безопасно общаться на личных мобильных устройствах, используя криптоконтейнер и шифрование данных. В этом случае у компании есть возможность управлять и контролировать свои данные.

▶️ Как выбрать безопасный корпоративный мессенджер​

При выборе корпоративного мессенджера для бизнеса следует обращать внимание на многие аспекты.

Убедитесь, что мессенджер предлагает надежные способы аутентификации, такие как многофакторная аутентификация (MFA), или интеграцию с едиными каталогами пользователей. Это поможет применять политики безопасности и предотвратить несанкционированный доступ к мессенджеру.

Корпоративный мессенджер должен использовать сильное и надежное шифрование данных. Идеально, если мессенджер предлагает шифрование end-to-end, гарантирующее, что только отправитель и получатель могут прочитать сообщения.

Важно проверить возможности управления доступом и настройками прав доступа в корпоративном мессенджере. Это позволяет определить роли и привилегии для сотрудников в соответствии с их функциями и потребностями. Вы должны иметь возможность контролировать, кто может отправлять сообщения, обмениваться файлами или иметь доступ к определенным функциям мессенджера.

Оказание технической поддержки, готовность решать проблемы и предоставлять обновления системы безопасности со стороны разработчиков мессенджера также не менее важны. Необходимо быть уверенными в продолжительности доступа к сервису и возможности продления лицензий в будущем.

▶️ Отечественные мессенджеры соответствуют рекомендациям по ИБ​

Конечно, при принятии решения о выборе мессенджера для бизнеса стоит оценить функциональность, интеграцию с другими инструментами, удобство использования и требования самой компании и ее команды.

Использование именно отечественного мессенджера поможет бизнесу соблюдать требования российского законодательства, в том числе касающиеся запрета на использование иностранного ПО при пересылке персональных и финансовых данных. Роскомнадзор составил список тех мессенджеров, которые запрещены к использованию при пересылке таких данных (в него входят такие решения, как Telegram, WhatsApp, Viber и MS Teams). В то же время существует Реестр российского программного обеспечения, в котором можно найти подходящее решение для импортозамещения.

Отечественные мессенджеры, как правило, обеспечивают безопасность персональных и финансовых данных и защиту от несанкционированного доступа. Они разрабатываются с учетом особенностей российского рынка и потребностей бизнеса, могут предлагать специализированные функции и интеграции, которые соответствуют запросу компаний на создание цифровых рабочих мест.

Если платформы, такие как MS Teams и Slack, закрывают доступ или ограничивают продление лицензий в России, то использование отечественного мессенджера обеспечит стабильность и непрерывность коммуникации в бизнесе. Российские мессенджеры не зависят от иностранных компаний или сервисов и гораздо надежнее для работы в периметре корпоративных коммуникаций.


* Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена на территории Российской Федерации

 
  • Теги
    ms teams slack telegram viber whatsapp безопасный корпоративный мессенджер мессенджеры в бизнесе утечка данных
  • Сверху Снизу