Мичман
Опытный
На фоне ужастиков о «дырах» на сотни миллиардов рублей в балансах крупных банков, которые теперь спасает ЦБ, есть куда более масштабные ужасы. Бюджетные деньги в России тратятся так, что если бы бюджет был банком, то он бы давно разорился, а все его руководство сбежало или сидело бы в тюрьме.
В июне 2017 года Банки.ру писал о том, как воровались деньги из федерального бюджета — 2016, по версии Счетной палаты. 26 сентября подоспела вторая серия финансового триллера от главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. Она выступила в Госдуме с докладом об итогах проверки исполнения бюджета за 2016 год.
Ну что вам сказать? Картина вырисовывается эпическая. Дальше будет много цифр, но оно того стоит.
Итак, каждый второй объект (каждый второй!), профинансированный из госбюджета за счет налогоплательщиков, так и не был построен. Общая сумма, потраченная из бюджета «без достижения социально-экономического результата», как изящно выразилась Голикова, выросла по итогам 2016 года в 12,5 раза по сравнению с 2015-м.
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы было запланировано строительство 443 объектов. Фактически построены и введены в эксплуатацию только 244. Дальше еще интереснее. По данным Счетной палаты, в общей сложности 12 тыс. объектов, на которые было выделено из бюджета 2,2 трлн рублей, числятся как «незавершенное строительство».
На проектные работы по каждому четвертому такому объекту деньги потрачены, но строительство не началось и «перспектива не ясна». По 1 700 объектам «информация вообще отсутствует», сообщила депутатам Голикова. То есть государство выделило бюджетные деньги, но само не знает, будет ли на них вообще что-то построено и если да, то когда и кем. Много это или мало — 1 700 таинственно исчезнувших объектов? Для сравнения: в конце августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в России в 2017 году построят рекордное количество новых школ. Знаете сколько? 170.
Из 37 госпрограмм эффективность 19 Счетная палата оценила как «низкую» или «ниже средней». В денежном выражении речь идет о сумме в 3,7 трлн рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2015 году.
По словам Голиковой, отмечается резкий рост объема недостоверной отчетности по расходованию бюджетных средств. По итогам прошлого года были выявлены факты фальсификации данных на сумму 655 млрд рублей. Это 5,5 раза больше, чем годом ранее, сообщила Голикова. Вам это ничего не напоминает? Да-да, при очередной громкой санации или отзыве лицензий у банка ЦБ почти всегда сообщает нам о «рисовальщиках отчетности».
Так что недостоверная отчетность банков — вовсе не злой умысел или хитроумное изобретение недобросовестных банкиров. Это устойчивый тренд всей российской экономики и бюджетной политики. В Советском Союзе для обозначения недостоверной отчетности (ее и тогда на разных предприятиях, а также в официальной государственной статистике было навалом) использовалось невинное слово «приписки». Конечно, когда речь идет о «непонятках» с использованием триллионов рублей, слово «приписки» кажется каким-то слишком нежным.
Причем если деньги выделены, а объекты не построены — это необязательно только банальное воровство (хотя оно в первую очередь). Сметы объектов, особенно крупных, в России в процессе строительства раздуваются в разы, а то и в десятки раз, еще и потому, что прорабы на самом деле не могут адекватно оценить стоимость работ. А также из-за крайне низкого качества строительных работ. Из-за которого нам потом рассказывают, что бакланы врезаются в крышу суперсовременного стадиона и от этого она, бедная, начинает протекать даже при не очень сильном дождичке прямо во время футбольного матча. Хотя, конечно, скорее это не футболистам, а нам капают на мозги, чтобы мы поверили в необходимость строительства стадиона по цене годового бюджета небольших государств.
В результате, хотя бюджетные деньги на какие-то объекты выделяются, все равно происходит «недофинансирование». Или выясняется, что нужно срочно построить какие-то другие объекты, — и туда бросают все силы, забывая о недостроенных. Вот, например, к чемпионату мира по футболу — кровь из носу — в городах, где он пройдет, нужно построить стадионы. А больница или школа может и подождать. Пройдет чемпионат мира — и выяснится, что денег на строительство этой больницы или школы уже не хватает.
В общем, если кто решит в очередной раз поругать банки за финансовую нечистоплотность, пусть задумается: могут ли банки быть принципиально честнее государственной и муниципальной власти или всей остальной нашей экономики? Поэтому, когда нам радостно сообщают о росте экономики на основании официальной статистики, верить этим сообщениям нужно с большой осторожностью. Ведь Росстат пользуется той информацией, которую о себе сообщают предприятия, банки и регионы. А у них, как мы уже знаем, порой случаются «приписки». И возникают «дыры», измеряющиеся триллионами рублей — суммами, которые никто из обычных людей даже не может себе представить.
В июне 2017 года Банки.ру писал о том, как воровались деньги из федерального бюджета — 2016, по версии Счетной палаты. 26 сентября подоспела вторая серия финансового триллера от главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. Она выступила в Госдуме с докладом об итогах проверки исполнения бюджета за 2016 год.
Ну что вам сказать? Картина вырисовывается эпическая. Дальше будет много цифр, но оно того стоит.
Итак, каждый второй объект (каждый второй!), профинансированный из госбюджета за счет налогоплательщиков, так и не был построен. Общая сумма, потраченная из бюджета «без достижения социально-экономического результата», как изящно выразилась Голикова, выросла по итогам 2016 года в 12,5 раза по сравнению с 2015-м.
В рамках федеральной адресной инвестиционной программы было запланировано строительство 443 объектов. Фактически построены и введены в эксплуатацию только 244. Дальше еще интереснее. По данным Счетной палаты, в общей сложности 12 тыс. объектов, на которые было выделено из бюджета 2,2 трлн рублей, числятся как «незавершенное строительство».
На проектные работы по каждому четвертому такому объекту деньги потрачены, но строительство не началось и «перспектива не ясна». По 1 700 объектам «информация вообще отсутствует», сообщила депутатам Голикова. То есть государство выделило бюджетные деньги, но само не знает, будет ли на них вообще что-то построено и если да, то когда и кем. Много это или мало — 1 700 таинственно исчезнувших объектов? Для сравнения: в конце августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в России в 2017 году построят рекордное количество новых школ. Знаете сколько? 170.
Из 37 госпрограмм эффективность 19 Счетная палата оценила как «низкую» или «ниже средней». В денежном выражении речь идет о сумме в 3,7 трлн рублей, что в 2,3 раза больше, чем в 2015 году.
По словам Голиковой, отмечается резкий рост объема недостоверной отчетности по расходованию бюджетных средств. По итогам прошлого года были выявлены факты фальсификации данных на сумму 655 млрд рублей. Это 5,5 раза больше, чем годом ранее, сообщила Голикова. Вам это ничего не напоминает? Да-да, при очередной громкой санации или отзыве лицензий у банка ЦБ почти всегда сообщает нам о «рисовальщиках отчетности».
Так что недостоверная отчетность банков — вовсе не злой умысел или хитроумное изобретение недобросовестных банкиров. Это устойчивый тренд всей российской экономики и бюджетной политики. В Советском Союзе для обозначения недостоверной отчетности (ее и тогда на разных предприятиях, а также в официальной государственной статистике было навалом) использовалось невинное слово «приписки». Конечно, когда речь идет о «непонятках» с использованием триллионов рублей, слово «приписки» кажется каким-то слишком нежным.
Причем если деньги выделены, а объекты не построены — это необязательно только банальное воровство (хотя оно в первую очередь). Сметы объектов, особенно крупных, в России в процессе строительства раздуваются в разы, а то и в десятки раз, еще и потому, что прорабы на самом деле не могут адекватно оценить стоимость работ. А также из-за крайне низкого качества строительных работ. Из-за которого нам потом рассказывают, что бакланы врезаются в крышу суперсовременного стадиона и от этого она, бедная, начинает протекать даже при не очень сильном дождичке прямо во время футбольного матча. Хотя, конечно, скорее это не футболистам, а нам капают на мозги, чтобы мы поверили в необходимость строительства стадиона по цене годового бюджета небольших государств.
В результате, хотя бюджетные деньги на какие-то объекты выделяются, все равно происходит «недофинансирование». Или выясняется, что нужно срочно построить какие-то другие объекты, — и туда бросают все силы, забывая о недостроенных. Вот, например, к чемпионату мира по футболу — кровь из носу — в городах, где он пройдет, нужно построить стадионы. А больница или школа может и подождать. Пройдет чемпионат мира — и выяснится, что денег на строительство этой больницы или школы уже не хватает.
В общем, если кто решит в очередной раз поругать банки за финансовую нечистоплотность, пусть задумается: могут ли банки быть принципиально честнее государственной и муниципальной власти или всей остальной нашей экономики? Поэтому, когда нам радостно сообщают о росте экономики на основании официальной статистики, верить этим сообщениям нужно с большой осторожностью. Ведь Росстат пользуется той информацией, которую о себе сообщают предприятия, банки и регионы. А у них, как мы уже знаем, порой случаются «приписки». И возникают «дыры», измеряющиеся триллионами рублей — суммами, которые никто из обычных людей даже не может себе представить.