В этой статье я распишу, с чем столкнулся при работе с анаталийскими и стамбульскими банками.
Личный опыт: открытие счетов, проведение платежей.
Статья для бизнесменов, которые хотят работать в Турции или уже это сделали.
Şişli/İstanbul. Mecidiyeköy
Оборот у нас — 2,5-3 млн долларов в месяц через Турцию.
Есть у нас криптовалютная биржа — Блазарекс.
Halk bank, İş bank, Vakif katilim. Большие комиссии, иностранцам счет не открыли.
Пришел в отделение. Говорю: «Открыть счет хочу». Мне сказали, что человека, который открывает счет, нет на месте, будет завтра. Пришел завтра, говорят: «Нет его, приходите через 2 дня». Пришел через два дня. Сотрудник на месте. Говорю: «Счет откройте мне». А он мне: «На открытие счета нужно записываться. Могу вас записать через 17 дней». На вопрос, почему не сейчас, он сказал, что у него сейчас работа.
Как я счет в Garanti BBVA открывал, будучи иностранцем
Пришел в банк. Говорю: «Счет нужен для компании, учредитель не турок». Они: «Конечно, мы вам откроем без проблем». Часа 2 мы сидели в офисе. Потом часа 1,5 подписывали документы, я внес депозит. Сказали, что все ок, завтра будет подтверждение от главного офиса. Вышли из банка, через час звонок: «Мы иностранцам счет открыть не можем».
Garanti BBVA и платежка из Гонконга
Счет открыли мы на полностью турецкую компанию. Принимаем деньги из ГК. Я захожу в банк-клиент через ноутбук в 15:00. Показывает, что платеж в процессе:
Заходит мой сотрудник через свой компьютер в 15:00 в банк-клиент. У него пишет, что платеж отменен:
Т.е. в один момент на двух разных компьютерах при входе в один и тот же банк-клиент показывается разная информация. Такого я в жизни не видел нигде. После перезагрузки (выхода из бк и входа обратно) все осталось аналогичным, т.е. это был баг не с нашей стороны, а со стороны самой системы.
Без комментариев оставлю это.
Две штуки напоследок
Личный опыт: открытие счетов, проведение платежей.
Статья для бизнесменов, которые хотят работать в Турции или уже это сделали.
Şişli/İstanbul. Mecidiyeköy
О чем статья?
- Про работу с банками в Турции в целом.
- С какими банками работать, с какими нет.
- Истории нашего взаимодействия с турецкими банками.
Про нас в Турции
У нас 3 действующих юрлица в Турции: одно — для торговли Китай — Дубай — ЕС, второе — для операций с СНГ, третье — для деятельности на территории Турции.Оборот у нас — 2,5-3 млн долларов в месяц через Турцию.
Есть у нас криптовалютная биржа — Блазарекс.
1-й раздел. Про банки в целом
Начнем с самого наболевшего.- На английском разговаривают единицы. Общение только через переводчик. Соответственно, простые вопросы решить можно, сложные — нет.
- Сотрудники банка сами не разбираются в своих услугах. Сколько стоит swift перевод, как получить выписку из банка (обычную по счету), цены на услуги (переводы, снятия наличных и прочее). Ничего из этого вам никакой менеджер не скажет. Он сам не знает, где посмотреть на сайте. Все нужно делать вручную и на турецком языке.
- Очень тяжело открыть счета в банках. Если у вас гражданство России, Украины, Казахстана или других постсоветских стран, то счет вам не откроют в большинстве банков. Нам отказывали в 15 +-. Украинцу открыли в Emlak Katılım. Русскому — в Deniz Bank. У русского было внж 5 лет, ему отказали в 10 банках: во всех государственных и парочке частных. По итогу мы зарегистрировали компании на граждан Турции, стало легче.
- Комиссии. Только не смейтесь и не думайте, что я шучу. В большинстве банков принять деньги из-за границы и отправить дальше стоит 1% и более. За прием платежа вы отдадите минимум 50-100 баксов, за отправку, аналогично, 50-150. То есть чтобы принять и отправить деньги, вам нужно отдать 250 баксов <матерное слово>.
- Большинство банковских приложений работает через задницу. Например, выписки в эксель — это роскошь и делают единицы. Часто заходишь в приложение, открываешь транзакции — у тебя там пусто, перезагрузил страницу — транзакции появились, перезашел — они пропали снова.
- Курс. С курсами тут полный идиотизм. Если вам пришел евро, а вам нужно отправить доллар, то поменять евро на доллар вы не можете. Вам нужно сначала купить лиру, а потом откупить на лиры доллар. На этом вы теряете 2-3%. Банк вставляет курс не биржевой, а плохой (мягко сказать) + еще комиссии банка за обменные операции. Мы как-то пару раз влетели на 5-6% от нескольких сотен тыс долларов со всеми этими обменами.
- Делать нужно так: пришел евро/доллар на счет -> нужна другая валюта.
Снимаете наличными со счета, идете в обменник в районе Laleli (только тут!), меняете на нужную вам валюту, вносите на счет.
Пришел рубль/гривна, снять вы их не сможете. Меняйте на лиру в банке, снимайте лиры со счета, идите в обменник, меняйте на нужную валюту, потом обратно на счет. Придется заниматься вот такой деятельностью, если не хотите влетать на 3% от суммы. - Курс официальный лира/доллар отличается от рынка. Тоже учитывайте это. Официальный — лира дороже доллара на 1-2%+-, чем фактический курс. Например, на сегодня биржа 26,55, в обменнике 27.
- Делать нужно так: пришел евро/доллар на счет -> нужна другая валюта.
- Отдельно где менять валюту в Стамбуле?
Как я сверху и сказал, менять обязательно в районе Laleli, сюда весь Стамбул приезжает за этим. Что крайне важно: буквально 50 метров — и самый выгодный курс в Стамбуле превращается в самый ПЛОХОЙ курс в Стамбуле. Красный круг —это там, куда вам: тут десятки обменников, выбирайте любой, везде нормальный курс. Синяя линия и все, что правее, — это туристические места, где наценка 3%+.
2-й раздел. С какими банками работать, с какими нет?
Где работать (мы работаем с этими):-
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
Если занимаетесь международной торговлей: отправляете и принимаете деньги ЕС-Азия-Дубай. Деньги из Украины и России туда не гоните — заблочат. Из Киргизии, Беларуси, Узбекистана, Казахстана и аналогичных стран деньги приходят и уходят туда отлично.
За 500 баксов покупаете пакет на 5-10 приемов денег и 5-10 отправок. Т. е. оплачиваете банку, и больше никаких доп. комиссий нет.
Итого вам принять и отправить деньги стоит 50 баксов, а не 200-300$, что уже приятно. -
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
«Карманный» небольшой строительный банк, который занимается недвижкой. При открытии счета вам сразу откроют рублевый вариант и скажут «можно» (скажем так). Но обязательно нужно сдружиться с менеджером банка, потому что рубли могут зависнуть на месяцок. Но деньги из РФ он принимает. Счета и русским, и украинцам, и прочим открывает. Что юр. лицу, что физ. лицу. Единственное, у них нет кредитных карт mastercard и visa (на вопрос «что это за бред?», я промолчу), они выдают карту с местной платежной системой, которой даже в Турции хрен где расплатишься. - Deniz Bank
Бывший русский банк — а это признак качества (как ни странно). С этим банком много историй. Смешно то, что на компанию нашу с 0 оборотов, где учредитель — украинец, счет открыли. А другой, полностью турецкой компании с большими оборотами, так и не открыли… Комиссии там для международной торговли приемлемые. Приложение банковское работает — что редкость. Разговаривают на английском. В интернете слышал, что деньги блочат, но у нас такого не было. Документы нужно нормальные делать. -
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация. Желтый (не Vakif katilim).
Много не работали с ним. Но комиссии приемлемые, есть пакеты. Счет иностранцам открывают. Деньги из СНГ принимают.
-
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
Держитесь подальше. Испанский банк. Комплаенс жуткий. Мурыжил с документами нас неделями, платежи не уходили 5+ дней. Жуткие комиссии на прием и отправку платежей (1,2% на прием и отправку в целом: отправил 100.000 баксов — получи 1200 баксов комиссий).Собственно, тут мы и влетели на несколько тысяч долларов по курсам и комиссиям. Деньги из СНГ он НЕ принимает (по нашему опыту), хоть менеджеры и говорят обратное. Отправил нам несколько платежей обратно из Киргизии и Белоруссии. С РФ у него прямой запрет на прием платежей. -
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
Это просто туши свет. Мое взаимодействие с этим банком — один негатив. Сайт у них не работает. Банк-клиент не работает. Сотрудники вообще ничего не понимают. Какие там комиссии — понять невозможно. На английском не разговаривают, да и на турецком тоже.
Я был в 4-5 центральных отделениях и разговаривал где-то с 10-15 сотрудниками, никто из них ни разу не смог мне ответить на простейшие вопросы: сколько стоит перевод, как снять выписку из банка. Были и мои сотрудники-турки там, но они тоже ничего не смогли добиться.
-
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
Очень технологичные ребята. Хорошие комиссии на переводы, все говорят на английском, хорошее банковское приложение. Деньги нормально уходят и приходят. Счёт, правда, иностранцам не открывают. Но если у вас учредитель — турок, то я вам его советую. -
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
Госбанк. Если вы иностранец, вам не откроют там счет для юр. лица. В целом удобный банк для физлица и для деятельности внутри Турции. Очень много отделений. Так что если вам отказали в открытии в одном из них, то идите в другое, вам там откроют.
Halk bank, İş bank, Vakif katilim. Большие комиссии, иностранцам счет не открыли.
3-й раздел. Истории мои, как я с банками взаимодействовал
Как я счет в VakıfBank открывал, будучи иностранцемПришел в отделение. Говорю: «Открыть счет хочу». Мне сказали, что человека, который открывает счет, нет на месте, будет завтра. Пришел завтра, говорят: «Нет его, приходите через 2 дня». Пришел через два дня. Сотрудник на месте. Говорю: «Счет откройте мне». А он мне: «На открытие счета нужно записываться. Могу вас записать через 17 дней». На вопрос, почему не сейчас, он сказал, что у него сейчас работа.
Как я счет в Garanti BBVA открывал, будучи иностранцем
Пришел в банк. Говорю: «Счет нужен для компании, учредитель не турок». Они: «Конечно, мы вам откроем без проблем». Часа 2 мы сидели в офисе. Потом часа 1,5 подписывали документы, я внес депозит. Сказали, что все ок, завтра будет подтверждение от главного офиса. Вышли из банка, через час звонок: «Мы иностранцам счет открыть не можем».
Garanti BBVA и платежка из Гонконга
Счет открыли мы на полностью турецкую компанию. Принимаем деньги из ГК. Я захожу в банк-клиент через ноутбук в 15:00. Показывает, что платеж в процессе:
Заходит мой сотрудник через свой компьютер в 15:00 в банк-клиент. У него пишет, что платеж отменен:
Т.е. в один момент на двух разных компьютерах при входе в один и тот же банк-клиент показывается разная информация. Такого я в жизни не видел нигде. После перезагрузки (выхода из бк и входа обратно) все осталось аналогичным, т.е. это был баг не с нашей стороны, а со стороны самой системы.
Без комментариев оставлю это.
Две штуки напоследок
- Deniz bank так и не открыл счет турецкой компании. Документы мы все подали, в банк звонили раз 10. Ответа нет. Обычная компания, офис, сотрудники, учредитель и директор — турок, счет не открывают.
- Открываю я банк-клиент Akbank, хочу отправить деньги в ЕС, а там назначение платежа можно только выбрать (т.е. написать в текстовом формате нельзя). И выбрать можно только «инвестирование» (в золото, в иностранные облигации и валюту). За товар, за услуги или по счету просто оплатить нельзя. Проблема решилась, после того как мы пришли в банк и написали тестовое заявление, чтобы нам «включили» эту функцию в банк-клиенте. Теперь можем платить за мороженое, а до этого — только инвестировать в него .
Итог.
Запарное это дело — работать с турецкими банками. Но работать можно: мы приспособились — и вы сможете.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация