В 2016 году в России появился новый вид налогового контроля — налоговый мониторинг. Он представляет собой процесс наблюдения за финансовыми операциями и транзакциями налогоплательщиков с целью выявления возможных нарушений налогового законодательства. Этот метод позволяет ФНС повысить эффективность сбора налоговых платежей и предотвратить уклонение от уплаты налогов.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
До 2022 года доступ к налоговому мониторингу имели только крупные налогоплательщики, однако со временем некоторые представители среднего бизнеса также получили возможность присоединиться к этой программе.
Количество компаний, выбравших этот механизм взаимодействия, продолжает расти — в 2023 году налоговый мониторинг проводится в отношении 445 компаний из 18 различных отраслей экономики.
Суть мониторинга заключается в том, что налоговая инспекция контролирует деятельность организации в режиме реального времени. Инспекторы запрашивают необходимые документы через систему электронного документооборота или получают доступ к бухгалтерской программе организации.
Организация может выбрать один из трёх способов взаимодействия с налоговым органом в рамках мониторинга: передача данных через систему электронного документооборота (который первоначально был запланирован до конца 2023 года и был продлён до 2025), предоставление доступа к бухгалтерской программе, а также создание «витрины данных» — механизма, позволяющего предоставить налоговому инспектору доступ только к необходимой для мониторинга информации.
В процессе мониторинга налоговые инспекторы имеют право запрашивать документы и информацию по начислению и уплате налогов и сборов, требовать пояснения или исправления, привлекать экспертов, допрашивать свидетелей (эта возможность закреплена в Налоговом кодексе с 31 августа 2023 года) и проводить осмотр территории (право закреплено с 31 августа 2023 года).
Документы или информация по запросу передаются в налоговую службу:
Важно в период с июля по август: проверить компанию на соответствие требованиям, подготовить информационные системы и систему контроля внутри компании и составить график перехода на мониторинг.
Документы для вступления в налоговый мониторинг включают:
Возможные причины отклонения прописаны в параграфе 5 статьи 105.27 НК. Пока налоговая служба ещё не приняла решение, компания вправе отозвать свою заявку.
Однако есть у этого подхода и свои недостатки. Во-первых, он подразумевает постоянный удалённый мониторинг со стороны налоговых органов, что может создавать дополнительное давление на компании.
Во-вторых, система внутреннего контроля должна быть очень эффективной и автоматизированной, что требует дополнительных усилий и ресурсов.
Наконец, мотивированные заключения от налоговой инспекции являются обязательными к исполнению, даже если они не были запрошены самой компанией. Если компания не согласна с позицией налоговой инспекции, она должна оспорить её в вышестоящем органе.
В соответствии с установленным порядком документы будут передаваться только в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Время передачи и получения документа будет определяться с учётом часовых поясов обеих сторон.
Если документы получены без ошибок, получатель обязан в течение трёх рабочих дней подтвердить их получение отправителю. В противном случае, если при проверке электронных документов обнаружены ошибки, ему необходимо уведомить отправителя о выявленных неточностях.
До 2022 года доступ к налоговому мониторингу имели только крупные налогоплательщики, однако со временем некоторые представители среднего бизнеса также получили возможность присоединиться к этой программе.
Количество компаний, выбравших этот механизм взаимодействия, продолжает расти — в 2023 году налоговый мониторинг проводится в отношении 445 компаний из 18 различных отраслей экономики.
А что в нём особенного?
Налоговый мониторинг предполагает иной подход к контролю организаций, по сравнению с остальными налогоплательщиками. Компании, участвующие в мониторинге, не проходят стандартные камеральные и выездные проверки.Суть мониторинга заключается в том, что налоговая инспекция контролирует деятельность организации в режиме реального времени. Инспекторы запрашивают необходимые документы через систему электронного документооборота или получают доступ к бухгалтерской программе организации.
Организация может выбрать один из трёх способов взаимодействия с налоговым органом в рамках мониторинга: передача данных через систему электронного документооборота (который первоначально был запланирован до конца 2023 года и был продлён до 2025), предоставление доступа к бухгалтерской программе, а также создание «витрины данных» — механизма, позволяющего предоставить налоговому инспектору доступ только к необходимой для мониторинга информации.
Как проводится налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг проводится удалённо, без выезда инспекторов на территорию организации, на основе информации, предоставляемой компанией.В процессе мониторинга налоговые инспекторы имеют право запрашивать документы и информацию по начислению и уплате налогов и сборов, требовать пояснения или исправления, привлекать экспертов, допрашивать свидетелей (эта возможность закреплена в Налоговом кодексе с 31 августа 2023 года) и проводить осмотр территории (право закреплено с 31 августа 2023 года).
Документы или информация по запросу передаются в налоговую службу:
- если на бумаге, то в виде заверенной копии, лично или через уполномоченного представителя, а также по ТКС;
- если в электронном формате — заверенные с помощью УКЭП или через информационную систему компании, к которой налоговая инспекция имеет доступ.
Что нужно для участия в налоговом мониторинге
Участие в налоговом мониторинге — дело добровольное. Нужно лишь подать заявление в налоговую инспекцию по месту расположения организации. Срок — не позднее 1 сентября года перед годом начала мониторинга.Важно в период с июля по август: проверить компанию на соответствие требованиям, подготовить информационные системы и систему контроля внутри компании и составить график перехода на мониторинг.
Документы для вступления в налоговый мониторинг включают:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию о компаниях и физических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации с долей участия, превышающей 25%;
- налоговую учётную политику на текущий год;
- регламент системы внутреннего контроля предприятия.
Возможные причины отклонения прописаны в параграфе 5 статьи 105.27 НК. Пока налоговая служба ещё не приняла решение, компания вправе отозвать свою заявку.
Плюсы и минусы
Налоговый мониторинг предлагает ряд преимуществ, таких как отсутствие камеральных и выездных налоговых проверок, улучшение отношений с налоговой инспекцией и получение доступа к обратной связи от налоговых органов по вопросам налогообложения. Это помогает компаниям улучшить свою налоговую отчётность и избежать возможных штрафов и пеней за ошибки. Подробнее о плюсах можно почитать в нашей статье о том, как налоговый мониторинг помогает бизнесу.Однако есть у этого подхода и свои недостатки. Во-первых, он подразумевает постоянный удалённый мониторинг со стороны налоговых органов, что может создавать дополнительное давление на компании.
Во-вторых, система внутреннего контроля должна быть очень эффективной и автоматизированной, что требует дополнительных усилий и ресурсов.
Наконец, мотивированные заключения от налоговой инспекции являются обязательными к исполнению, даже если они не были запрошены самой компанией. Если компания не согласна с позицией налоговой инспекции, она должна оспорить её в вышестоящем органе.
Что изменилось в 2023 году
19 октября 2023 года ФНС утвердила порядок направления требований о представлении документов от налогового органа и их представления в ответ на требования через информационные системы участников налогового мониторинга. Кроме того, налоговики утвердили форматы передачи документов по электронным каналам связи. Соответствующий приказ опубликован на сайте ведомства и начнёт действовать с 1 января 2026 года.В соответствии с установленным порядком документы будут передаваться только в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Время передачи и получения документа будет определяться с учётом часовых поясов обеих сторон.
Если документы получены без ошибок, получатель обязан в течение трёх рабочих дней подтвердить их получение отправителю. В противном случае, если при проверке электронных документов обнаружены ошибки, ему необходимо уведомить отправителя о выявленных неточностях.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация