Маркетплейсы начнут передавать данные в ФНС: как это повлияет на рынок

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.405
Репутация
11.800
Реакции
62.064
RUB
50
В начале июля стало известно, что российские маркетплейсы передавать данные о расчетах с продавцами в налоговые органы в рамках особого режима для малого бизнеса АвтоУСН.

Мы поговорили с юристами и экспертом в сфере e-commerce и выяснили, как будет работать нововведение.

Из «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» следует, что торговые площадки наделят правом в рамках АвтоУСН передавать в ФНС сведения об операциях с селлерами. Сегодня такие полномочия есть лишь у 11 банков.

istock-1307021456_682.jpg


По мнению специалистов, подключение к АвтоУСН упростит для продавцов отношения с ФНС. Но пока мера добровольная, едва ли она поспособствует «обелению» рынка. Также юристы указывают на риск, что в рамках нового режима налоговая будет собирать сведения не только о продавцах, но и о покупателях.

Что такое АвтоУСН и зачем он нужен

Как разъяснила для RB.RU юрист и бухгалтер, основатель компании «Бухгалтерская контора» Наталья Кудинова, «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» представляет собой видоизмененный режим УСН (упрощенная система налогообложения) с двумя вариантами налогов: со всех доходов (ставка 8%) и с доходов за вычетом расходов (ставка 20%).

Ставки в АвтоУСН чуть выше, зато нет необходимости подавать налоговую декларацию, вести книгу доходов и расходов, оплачивать страховые взносы за себя (для ИП) и за сотрудников, объясняет эксперт.

«Доходы и расходы бизнеса определяются по данным контрольно-кассовой техники, банков и сведениям, которые сами налогоплательщики указали в личном кабинете. На основании этой информации налоговые органы автоматически рассчитывают налог к уплате. АвтоУСН выгоден, прежде всего, тем предпринимателям и компаниям, у кого есть наемные сотрудники с высокой заработной платой», — отмечает Наталья Кудинова.

Основная проблематика законопроекта

В Федеральной налоговой службе отмечали, что поправки призваны снять ограничение по применению АвтоУСН налогоплательщиками-принципалами, в том числе торгующими на маркетплейсах.

Упрощение отношений с ФНС

По мнению Кудиновой, применение подобной схемы даст возможность предпринимателям, которые плохо разбираются в нюансах налогового учета, избежать проблем со штрафами и прочими рисками.
Сегодня многие селлеры путаются в механизмах подачи отчетности. Подключение к АвтоУСН сделает взаимоотношения с налоговыми органами более предсказуемыми.

Почему сегодня для селлеров не работает режим АвтоУСН

В базовом варианте селлеры ведут продажи на маркетплейсах на основании договора с комиссионером. В этом случае бизнес (комитент) поручает маркетплейсу совершать сделки от своего имени взамен на вознаграждение.

Для подтверждения продажи маркетплейс предъявляет продавцу отчет со сведениями об исполнении договора комиссии и понесенных в этой связи расходах. После этого торговая площадка переводит бизнесу выручку от продаж. Чаще всего она перечисляется сразу с учетом вычета комиссии и стоимости других услуг маркетплейса.

В этом случае АвтоУСН не работает, отмечает руководитель корпоративной и налоговой практики компании «Интерцессия» Ирина Егорова.

«Банки не видят обороты, не видят той суммы, которую заработали налогоплательщики, а видят итоговую сумму, которую он получил на свой счет, не учитывая те вознаграждения и комиссии, которые засчитывают себе маркетплейсы», говорит юрист.

Борьба с «дробленкой» и «обеление» рынка

С точки зрения ФНС, новая мера нужна для борьбы с недобросовестными продавцами, которые дробят бизнес.
Эксперт по работе на маркетплейсах, сооснователь сервиса аналитики и контроля продаж OneScreen и бренда Paragraph Collection Максим Попов уточняет, что для обхода НДС и прочих режимов селлеры открывают несколько ИП, учреждают разные юрлица, каждый из них платит налоги только по УСН.

«То есть налог для него становится 6%+1% вместо 40% и больше, которые получаются при НДС», — указывает эксперт.

Ирина Егорова, в свою очередь, не разделяет тезис о том, что мера поможет в борьбе с такими продавцами. Она напоминает, что в текущей версии законопроекта подключение к режиму будет добровольным как для маркетплейсов, так и для селлеров. По мнению юриста, едва ли недобросовестные продавцы присоединятся к системе, которая призвана «обелить» их бизнес.

Однако Наталья Кудинова указывает на высокую вероятность того, что после запуска и тестов механизма его сделают обязательным.

«Вполне возможно, что в будущем, после апробации обмена в рамках автоУСН, маркетплейсы могут получить статус налоговых агентов своих продавцов — в том числе в рамках иных налоговых режимов».

Еще одной проблемой, которую может решить нововведение, являются закупки товаров, например, в Китае за наличные, указывает Максим Попов. Предложенная схема поспособствует «обелению» рынка, чтобы селлеры закупали товар легально и могли предоставлять отчетность.

Какие данные маркетплейсы будут передавать в ФНС

Из законопроекта следует, что маркетплейсы будут передавать данные двух типов: «о произведенных с налогоплательщиками зачетах встречных требований» и «о полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений». Далее поясняется, что конкретный состав необходимых сведений будет составлен ФНС.

По словам Кудиновой, сведения от маркетплейсов будут дополнять информацию, которая поступает в налоговый орган от банков. В текущей версии законопроекта указано, что ФНС разработает и опубликует состав сведений для передачи.

Как предполагает Кудинова, ФНС также может запрашивать данные о дате получения дохода продавцом, поскольку в этом вопросе бывают разногласия.
Вместе с тем, Ирина Егорова задается вопросом, не будет ли в рамках нового режима передаваться информация в том числе о покупателях. Речь идет о том, сколько денег граждане тратят на маркетплейсах и соответствует ли это их реальным доходам.

Выгода и издержки для маркетплейсов

Борьба с недобросовестными продавцами на площадках выгодна в том числе и самим маркетплейсам, подчеркивает Наталья Кудинова. Ирина Егорова, напротив, полагает, что у электронных площадок появятся административные издержки: придется оплачивать работу дополнительного персонала, который будет обслуживать процесс передачи сведений.

Однако, предполагает юрист, маркетплейсы будут удерживать сумму налога, подлежащую для уплаты в бюджет. Таким образом, площадки смогут аккумулировать денежные средства, будут ими пользоваться.

«Они будут удерживать эти суммы в момент необходимости их перевода налогоплательщику, а уплачивать в бюджет будут гораздо позднее», — резюмировала эксперт.


 
  • Теги
    маркетплейс передать данные в фнс
  • Сверху Снизу