Какие схемы можно применять без рисков доначислений

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.100
Репутация
11.695
Реакции
61.889
RUB
50
Существует ряд схем снижения налоговой нагрузки, которые суды считают приемлемыми.


Конечно, претензий от фискалов не избежать, но при правильном подходе арбитры примут сторону бизнеса. Эксперты рассказывают об особенностях этих схем, а также о том, что получает бизнес в итоге.


➡️ Подмена штатников самозанятыми и ИП

Конечно, плюсы от такой схемы очевидны. При сотрудничестве с ИП и самозанятыми компаниям не придется платить на них НДФЛ и взносы. Это обязанность исполнителей. А затраты в рамках заключенного с ними договора можно учесть в расходах.

Также можно выделить следующие достоинства такой схемы:

- низкая налоговая ставка для исполнителей;

- ИП на упрощенке могут уменьшить сумму налога за счет уплаченных за себя взносов, самозанятые вообще их не платят;

- самозанятому не нужно открывать ИП для сотрудничества с компанией, достаточно просто подать заявление о регистрации с сайта налоговой или через интернет-банкинг (при наличии данной опции).

Но, несмотря на такие явные преимущества, схема связана с большими рисками. А именно, фискалы могут обвинить компанию, сотрудничающую с ИП и самозанятыми, в подмене трудовых отношений гражданско-правовыми. То есть, работодатель специально вывел своих сотрудников за штат для получения налоговой выгоды. Если такие факты вскроются, велика вероятность доначислений по налогу на прибыль, НДФЛ и взносам. Также выставят штрафы и пени.

В этом вопросе суды безоговорочно встают на сторону сотрудников.

В соответствии с ч.3 ст.19.1 ТК и определением ВС №19-КГ19-14 от 23.09.2019 любые сомнения трактуются в пользу трудовых отношений. А компанию привлекут не только к налоговой, но и к административной ответственности в виде штрафа от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а для руководителя – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

А если в суд обратится сотрудник, которого работодатель вывел из штата и сотрудничает с ним, как с самозанятым или ИП, то придется ему выплатить все причитающееся. Речь идет о больничных, отпускных и иных соцгарантиях, которые полагаются штатнику.

➡️ Позиция арбитров

В любых сомнительных ситуациях судья переквалифицируют договор ГПХ в трудовой. Достаточно найти хотя бы один признак трудовых отношений.

Так было в одном из дел, в котором арбитры нашли целый ряд факторов, доказывающих наличие трудовых отношений между компанией и ИП:

- услуги оказывал ИП, который также числился сотрудником фирмы;

- других заказчиков у коммерсанта не было, а налоговый учет по нему вела компания;

- заказчик не смог предоставить переписку по оказанной услуге;

- коммерсант оказывал услуги по месту своего жительства и в офисе компании, где у него было оборудованное рабочее место.

Этих доказательств хватило для того, чтобы компанию признали виновной и обязали доплатить налоги, а также перечислить в бюджет штраф и пени. Можете ознакомиться подробнее с постановлением АС Западно-Сибирского округа по делу №А70-13715/2017 от 18.10.2018.

Не избежать доначислений и штрафов, если исполнитель по ГПХ получает вознаграждение в те же дни, что и штатники. Так что следите, чтобы в договоре ГПХ оплата привязывалась не к дням, а к результату работы. И ее объем также должен быть обязательно прописан в договоре.

▶️ Придираются фискалы и к руководству. Нередки случаи, когда директор увольняется, а затем подписывает с компанией договор управления. Так было в одном из споров, дошедших до суда. Давайте рассмотрим его.

Директор уволился из компании и в тот же день зарегистрировал ИП на упрощенке с объектом «доходы». У него был один вид услуг, он консультировал по вопросам коммерческой деятельности.

Компания быстро организовала внеочередное собрание участников, которые дружно проголосовали за то, чтобы бывший директор принял на себя бразды правления. Для этого тут же был подписан с ним договор на оказание услуг по управлению обществом.

Фискалы и судьи в этом деле единогласно пришли к выводу о том, что здесь имеет место подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Совпадали даже права и обязанности, которые были прописаны в договорах ГПХ и трудовом. Только сумма вознаграждения за услуги управления была в 1000 раз больше прежнего заработка директора.

Конечно, фирме выкатили недоплату по НДФЛ и взносам, оштрафовали ее и выставили пени. Можете подробнее ознакомиться с постановлением АС Западно-Сибирского округа №А46-5115/2021 от 23.11.2021.

➡️ Что предпринять

Чтобы вас не привлекли за сотрудничество с самозанятыми или ИП, просто соблюдайте такие рекомендации:

- найдите деловую цель сотрудничества с ИП или самозанятыми;

- следите за тем, чтобы между вашей компанией и исполнителем не прослеживалось никакой прямой или косвенной зависимости;

- ваша компания не должна быть единственным заказчиком у исполнителя;

- в договоре ГПХ не должно быть ни одного положения, свойственного для трудового договора;

- придется отслеживать доход самозанятого, за год он не должен превышать сумму в 2,4 млн. руб.

Если ваше сотрудничество с ИП хотят перевести в рамки трудовых отношений, иногда имеет смысл настаивать на том, что услуги вообще не были оказаны. Это объясняется тем, что сумма взносов и НДФЛ может быть больше, чем налог на прибыль.

➡️ Дробление компании

Суть схемы заключается в дроблении большой организации на несколько мелких. Такой подход позволит сэкономить на налогах за счет перехода на более выгодную систему налогообложения (например, с ОСНО на упрощенку). Также компании будут пользоваться льготами по страховым взносам, которые полагаются для выплат, превышающих федеральный МРОТ.

Для крупных организаций с низкой маржинальностью такая схема станет отличным способом снижения налоговой нагрузки. А если в вашей компании есть программисты, их также можно перевести в отдельное общество. С появлением льгот для них такой подход позволит вам сэкономить на налоге на прибыль и на взносах.

➡️ Какие риски вызывает схема

Фискалы в любом дроблении бизнеса усматривают желание общества сэкономить на налогах. Поэтому претензии в получении необоснованной налоговой выгоды в данном случае нужно воспринимать, как данность. И как показывает практика, часто налоговики предъявляют претензии, не учитывая реальные цели разделения бизнеса. Но нередки и случаи, когда единственной целью дробления становится снижение налоговой нагрузки. Тогда даже суд не поможет избежать доначислений, штрафов и пеней.

Относительно спокойно в такой ситуации пока чувствуют себя IT-компании. Международная экономическая и политическая обстановка сложилась так, что страны устроили настоящую гонку за специалистами. Поэтому фискалы и другие проверяющие структуры пока их не трогают.

Но долго ли продлятся эти поблажки, неизвестно.

Сразу после введения льгот для IT-шников и последовавшего выделения таких подразделений в отдельные компании, Управление ФНС рекомендовало инспекторам на местах пристально следить за такими преобразованиями. А в случае, если основной целью дробления будет получение налоговой выгоды, применять к нарушителям санкции по полной.

Но позже подход проверяющих изменился, что подтверждается письмом ФНС №СД-4-2/3289@ от 17.03.2022. Теперь новые IT-компании не трогают, даже если они работают в группе взаимосвязанных, аффилированных организаций либо иных пользователей. Сейчас главным критерием для налоговиков стали факты хозяйственной деятельности. Если они не искажаются, то IT-компания вполне может пользоваться налоговыми привилегиями.

➡️ Как на это смотрят арбитры

Налоговикам зачастую достаточно просто установить факт взаимозависимости. Этого для них хватит, чтобы обвинить группу в получении незаконной налоговой выгоды. Но судьи не согласны с таким подходом, настаивая на том, что само по себе дробление бизнеса не может говорить о недобросовестности. По мнению арбитров, незаконная экономия на налогах имеет место быть, если полученную выгоду нельзя объяснить экономическими или иными причинами.

▶️Для наглядности давайте рассмотрим пример из судебной практики. Во время выездной проверки фискалы начали проверять контрагентов компании и обнаружили между ними взаимосвязь. На этом основании компанию обвинили в дроблении и незаконной экономии на налогах.

Но арбитры приняли сторону общества, указав, что оно само и контрагенты создавались в разное время. Каждый из них ведет свой бизнес, имеет собственный штат сотрудников и расчетные счета в банках. Кроме того, фирмы платят за аренду, коммуналку, рассчитываются по налогам, проводят ревизии на складах, применяют зарегистрированные на себя онлайн-кассы, с поставщиками и продавцами рассчитываются сами.

Налоговикам указали на то, что они зациклились на самом факте взаимозависимости. Но не смогли доказать, что лица действовали в сговоре для экономии на налогах. Подтверждением такой позиции выступает постановление АС Поволжского округа по делу №А12-3927/2018 от 11.02.2019.

▶️ Имеется еще один пример, когда суд встает на сторону бизнеса. Фискалы проверили сделку и выяснили, что в ней участвовали три взаимозависимые фирмы. На этом основании им было предъявлено обвинение в намеренном дроблении бизнеса.

Но арбитры увидели другое. А именно: компании вели торговлю на разных площадках, у каждой из них был свой штат сотрудников и собственное имущество, оборудование, онлайн-кассы. Что касается товаров, то компании закупали их у разных поставщиков, хранились и продавались товары каждой компанией по отдельности.

Все обязательства по сделкам фирмы исполняли самостоятельно, для расчетов использовали собственные счета. У каждой из них был свой налоговый и бухучет. Соответственно, компании по отдельности платили налоги и сдавали отчетность. Такая позиция суда закреплена в постановлении АС Северо-Западного округа по делу №А13-18722/2017 от 19.03.2020.

➡️ Как избежать рисков

Чтобы ни суды, ни фискалы не увидели дробления бизнеса, достаточно, чтобы общества отвечали таким требованиям:

- ведение реальной, а не номинальной деятельности;

- дробление бизнеса имеет экономический смысл;

- у каждой из новых компаний есть свой персонал, офис, оборудование, материальные и нематериальные активы;

у каждой фирмы своя база поставщиков и покупателей;

- все взаимозависимые лица сами принимают бизнес-решения;

- фирмы заняты в разных отраслях деятельности.

Экономический смысл дробления можно подтвердить бизнес-планом. Укажите в нем, зачем вы создали новые фирмы. К примеру, разделение бизнеса может быть полезным, если новые общества будут заниматься другим видом деятельности. Также не нужно забывать о том, что новому бизнесу потребуются активы, имущество, оборудование.

Обвинений в дроблении и санкций со стороны фискалов не избежать, если они раскопают такие факты:

- сотрудники фиктивно переведены из одной фирмы в другую;

- поставки товаров оформлены только на бумаге;

- у новых фирм номинальные учредители и директор;

- все деньги получает контролирующая компания либо ее директор;

- прибыль перекачивается от одного юрлица к другому для последующего обнала.

Чем больше совпадений будет у вас с этим списком, тем больше шансов нарваться на доначисления и штрафы. И суды здесь не помогут.

➡️ Подмена зарплат компенсацией

Как все мы знаем, с компенсаций и компенсационных выплат сотрудникам платить НДФЛ и взносы не нужно. То есть, если часть зарплаты подменить ими, выйдет неплохая экономия.

Давайте разбираться, как это можно сделать:

- Компенсировать сотрудникам проценты по ипотечному кредиту. С таких выплат НДФЛ не берется, но их размер не должен превышать 3% от суммы зарплаты.

- Возмещать сотруднику использование собственного ноута на работе или иного имущества. Для этого в трудовой либо коллективный договор нужно внести изменения и зафиксировать суммы компенсаций, а также порядок и сроки выплат. В этом случае взносы и НДФЛ с такой компенсации платить не придется.

- Не начисляется НДФЛ и на проценты, которые выплачиваются сотрудникам за задержку зарплаты. С взносами здесь немного сложнее. Минфин настаивает на том, что такие выплаты должны облагаться взносами. Но другой позиции придерживается Верховный суд. Он разъяснил следующее: такие выплаты относятся к отдельному виду компенсаций, которые выплачиваются по закону, чтобы защитить трудовые права сотрудников.

В связи с этим с этой компенсации взносы платить не нужно.

➡️ В чем состоят риски

Если вы не сумеете объяснить выплату компенсации и подтвердить ее документами, доначислений НДФЛ и взносов не избежать. Арбитры также настаивают на том, что у таких выплат должно быть обоснование. То есть, нужно доказать, что они экономически оправданы и достигли своей цели. О чем я говорю? Смотрите. Пусть сотрудник получил компенсацию при увольнении по соглашению сторон. В дальнейшем она была включена в расходы по налогу на прибыль. Инспекторы хотели снять эти расходы, но суд не позволил этого сделать.

Сотрудник получил компенсацию за отказ от трудового договора. То есть, сотрудник уволился, за что и получил деньги, а значит, цель выплаты достигнута. Причем ее размер установлен обоюдным соглашением, что говорит о соблюдении интересов каждой из сторон. Можете ознакомиться с постановлением Девятого ААС №09АП-14800/2016 от 06.06.2016.

▶️ Но есть случаи, когда компенсация признается частью зарплаты. В этом случае на нее придется начислить НДФЛ и взносы. Давайте рассмотрим такой пример.

Фискалы доначислили НДФЛ на выплаты, которые компания платила сотрудникам для компенсации проезда. Арбитры приняли сторону инспекции в данном споре, разъяснив следующее: сумма этих выплат зафиксирована, то есть, они не могут возместить стоимость проезда. В связи с этим они являются частью фонда оплаты труда. А это влечет обязанности по уплате НДФЛ (определение ВС по делу №А32-22252/2019 от 18.06.2020).

Есть и иная позиция у суда. Давайте рассмотрим еще один спор. Фискалы камералили отчет РСВ и узнали, что страховые взносы на компенсацию проезда сотрудникам не начисляются. А так как они не отчитываются перед компанией о суммах своих трат, эта компенсация входит в систему оплаты труда. В итоге фирме выставили штрафы, пени, доначислили взносы почти на 12 млн. руб.

Конечно, компания не согласилась платить такую сумму и пошла в суд. Первая инстанция приняла сторону фискалов, а следующие две посчитали доводы общества достаточными, чтобы отменить решение инспекции.

Свою позицию арбитры пояснили так: если сотрудник получает зарплату, то это еще не означает, что все выплаты будут входить в нее. Положение о выплате полевого довольствия (компенсации за разъезды) закреплено внутренними документами компании. По ним сотрудник получал на сутки 2000 руб., то есть в данном случае речь идет о суточных. А за них сотрудник отчитываться не обязан. Кроме того, их сумма фиксирована.

Компания сама вправе устанавливать размер такой компенсации без обоснования. Ее просто достаточно закрепить внутренними документами. И такие выплаты не могут быть частью зарплаты, поэтому взносы на них не начисляются.

➡️ Что предпринять

Советую закрепить все виды компенсаций в трудовом, коллективном договоре либо ином внутреннем документе. Причем компенсация не должна касаться всех сотрудников. А вот ее размер каждая компания может определить сама. Но будьте готовы подтвердить выплаты документально.

Кроме того, на некоторые виды компенсаций все-таки придется начислить НДФЛ. В частности, это касается компенсации, которая выплачивается родителям за то, что они оплачивают услуги по присмотру за детьми. Более подробно вы можете изучить эту информацию в письме Минфина №03-04-06/6374 от 08.02.2016.

 
  • Теги
    дробление компании подмена зарплат компенсацией снижение налоговой нагрузки
  • Сверху Снизу