115-ФЗ.
Еще несколько лет назад отказы на проведения операций были настолько редки, что давно надо забыть вспоминать о прошлом. Текущие реалии "антиотмывочного" закона таковы, что каждый месяц ЦБ, через свою газету, разъясняет банкирам, как быть в той или иной ситуации.
Коротко о содержании: да, банк может запросить любые документы,
необходимые для понимания деятельности клиента; да, клиенту
необходимо ответить на запрос; для отказа в проведении любой операции, необходимы основания для этого; для признания операции сомнительной, необходимы основания; для основания необходимы основания; четкие критерии подозрительности той или иной операции расставить по полочкам трудно, так как в нашей стране актуальна присказка "что не запрещено, то разрешено". В итоге мы имеем федеральный закон, который все еще дописывается, со своими минусами и плюсами.
Про черные списки из разных регулирующих органов информация появляется регулярно, довольно хорошо работает сарафанное радио. Все понимали, что оно так и есть, но про формирование регулирующими органами списков новости актуальными стали только в начале второго квартала, на основании итогов предыдущего года и тенденции начала текущего. Безусловно, для определенных банковских отделов, такие черные списки зайдут на ура.
Трудно по саркастичным комментариям и жалобе клиента (разные клиенты бывают) как то оправдать, с одной стороны смешные, но все таки официальные действия подразделения банка. По частным жалобам на форумах, сайтах банков и новостных порталах:
1. Смешной запрос. Вам приходит письмо в интернет банке, по смс, через сову, о том, что от вас нужно много разных документов. Часто причиной интереса является условная тысяча рублей за услуги ЖКХ. Во первых, запросы, они стандартны, просто меняются имена клиентов и суммы. Во вторых, часто запрос делается на одну из последних операций. Для ответа, если планируется вообще ответ, необходимо максимально серьезно подойти к этому запросу. Ответ банка так же стандартный, мол по какой причине клиент попал в работу вам не расскажут. Разные отчеты, внутренние списки и так далее, это клиенту не раскрывается. Довольно понятная ситуация, клиенту направлен запрос, клиент понял, что много от него хотят, ушел в другую кредитную организацию. Довольно будничные отношения банк-клиент.
2. Если совершаются по счету частные операции, особенно если в этом участвуют разные физические (юридические) лица, то, в зависимости от суммы, вами могу заинтересоваться. Получите пресловутый запрос. Между крупным федеральным банком и банком местного разлива большая разница, в частности и этого закона. Если в одном вас не беспокоят, то в другом могут крепко взять за ваш счет. И дело не в мастерстве. Экономическая целесообразность расходных операций подразумевает некоторое количество операций, расходование которых непонятно банку.
3. Относительно страшных предупреждающих "угрозах банка" на его же сайте. "Пугалки" носят смысл следующий. В данный момент довольно много кредитных организаций имеют ограничения ЦБ, в частности по привлечению денежных средств клиентов. Эти действия предназначены для сохранения адекватных рисков. "Пугалка" и работает, как отрицательный репутационный эффект. Снимает ли данные ограничения ЦБ в дальнейшем это другой вопрос.
4. Предоставление документов по запросу банка не гарантирует решения в вашу пользу.
5. Поговорить и связаться с этими сотрудниками, которые делают вам запросы и рассматривают ваши документы нельзя. По внутренним правилам любого банка финансовый мониторинг на контакт с клиентами не идет. Пример довольно простой, но: у палачей были маски не просто так.
6. Далеко не всегда ,те кто занимается отмыванием позаботились заранее о запросах банка, они подстраиваются под ситуацию, в связи с этим ЦБ вносит новые поправки в разные нормативные документы, для более тщательного анализа и идентификации клиентов.
7. Про террористов. При признании ваших операций сомнительными, вас никто не обвиняет в измене родине.
8. Данный закон дает право отказать в проведении абсолютно любого распоряжения клиента о списании денежных средств и снимает с банка все последствия данного отказа (п. 12 статьи 7 115-ФЗ). Оспаривать действия банка проводимые в результате реализации мер "антиотмывочного" закона в суде - пустая трата времени. Однако если штат юристов в банке ленив, то суд может занять и сторону клиента.