Недостатки в пользовательском соглашении ставят под угрозу сделку, заключенную с помощью онлайн-сервиса. В чем риски и как их нивелировать.
Чтобы вести дела и заключать сделки в Сети, юристу нужно продумать правовую организацию цифровизированного бизнес-процесса. Детали важно прописать в пользовательском соглашении. Неправильное или неполное описание условий может привести к юридическим спорам или неопределенности в правах и ответственности. Важно учитывать особенности сервисов b2b, чтобы на самых ранних этапах его развития определить, кто является конечным пользователем, и не допустить ничтожности пользовательского соглашения. От этого зависит и предмет соглашения о правилах использования сервиса. Пользовательское соглашение заключает владелец или оператор сервиса с пользователем (ст. 153 ГК). С помощью такого договора стороны определяют характер своих правовых отношений.
Однако, если не соблюсти базовые правила при его составлении, документ теряет свое значение и не может регулировать правоотношения между владельцем сервиса и пользователем. Возникнет спор о том, как именно пользователь вправе использовать сервис. Чтобы избежать проблем, обеспечьте возмездность пользовательского соглашения в рамках b2b для всех пользователей.
Возмездность в правоотношениях между владельцем и пользователем сервиса можно определить и вне сервиса. Например, с помощью отдельного договора, который включит в себя условия предоставления доступа к сервису. Иной способ — прописать условия о плате в самом пользовательском соглашении. Самый безопасный способ — установить оплату права доступа в пользовательском соглашении в форме фиксированного платежа или подписки. В статье разберем специфику разных видов пользовательских соглашений и рассмотрим, как именно можно обеспечить их возмездность, чтобы снизить риски ничтожности пользовательского соглашения b2b.
Лицензионный договор. Онлайн-сервисы — это взаимодействие между разными объектами интеллектуальной собственности в интернете. Такие элементы, как код программы, базы данных, дизайн, тексты, изображения и другие, находятся под защитой авторского и смежного прав. Если правообладатель или владелец сервиса позволяет другим лицам пользоваться результатом интеллектуальной деятельности посредством инсталляции копии сервиса на устройства пользователя и без оказания иных услуг, то речь идет о предоставлении неисключительной лицензии. По этой причине, если пользователь устанавливает программное обеспечение на своих электронных устройствах, важно включать в пользовательское соглашение условия лицензионного договора.
Договор оказания услуг. Результаты интеллектуальной деятельности в онлайн-сервисе могут быть не самоцелью, а только средством оказания услуг. В этом случае доступ к ним является предметом пользовательского соглашения. Такое соглашение — обычный договор оказания услуг предоставления доступа к сервису (Software as a service, сокращенно — SaaS). Пользователь не сможет установить копию сервиса на свое устройство. Вместо этого он получает возможность использовать онлайн-версию сервиса через браузер.
Базовые требования закона. Если сервис работает в сфере b2b, то сделку в виде пользовательского соглашения заключают юридические лица. Законодатель допускает безвозмездные простые (неисключительные) лицензии между коммерческими организациями (п. 5.1 ст. 1235 ГК). Квалификация пользовательского соглашения в виде лицензионного договора в таком случае облегчает задачу юристам. Онлайн-сервисы часто предоставляют посредством удаленного доступа SaaS. Вместо того чтобы устанавливать и запускать программное обеспечение на своих компьютерах или серверах, пользователи получают доступ к приложениям через веб-браузер. Если стороны не заключают отдельного договора оказания услуг по предоставлению доступа к сервису, то нужно следовать условиям пользовательского соглашения. Однако разработчики документа могут пренебрегать правилом о запрете заключать безвозмездные договоры между организациями (ст. 575 ГК). Это может привести к ничтожности пользовательского соглашения (ст. 168 ГК). Рассмотрим два способа, которые выбирают корпорации, чтобы обеспечить возмездность в пользовательском соглашении.
Гонорар успеха. Этот механизм чаще используют владельцы сервисов электронных торговых площадок. Например, электронная торговая площадка «Фабрикант» взимает плату с участника электронного аукциона, с которым заключает договор по итогам торгов. При этом «Фабрикант» берет платеж из тех денег, которые уплатил участник для обеспечения заявки. Сервис «Сбербанк-АСТ» взимает плату за услуги оператора в виде процента от цены заключенного контракта. Тарифы оператор разместил на сервисе. Электронная торговая площадка Газпромбанка взимает плату за использование сервиса в виде процента от суммы проведения заказа. Однако такой подход не гарантирует возмездность, если пользователь использует сервис, но сделок при этом не заключает. Если пользователь использует сервис исключительно для анализа рынка и предложений, то доступ к сервису он получает безвозмездно. Юристу, который составляет пользовательское соглашение, необходимо учитывать этот риск. В случаях когда возмездность пользования гарантируется комиссией от заключенных сделок, действие пользовательского соглашения не распространяется на всех пользователей, так как возмездность предусмотрена не для всех пользователей. Это создает опасность, что пользовательское соглашение будет недействительным по отношению к части пользователей. Встречаются и смешанные схемы, которые совмещают два платежа: подписку за функционал и платеж в виде процентной комиссии за сделку. Предоставление доступа к сервису на основании платной подписки исключает риски, связанные с безвозмездностью пользовательского соглашения, однако может оказывать влияние на продвижение сервиса.
Встречное предоставление. По общему правилу суд признает безвозмездной сделку, по которой одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Одним из видов встречного предоставления является услуга. Если сторона сделки оплачивает товар услугами, то договор является смешанным, а не договором мены (п. 1 информационного письма Президиума ВАС от 24.09.2002 № 69). Таким образом, товар можно «оплачивать» встречными услугами. Возможно использовать бартерные услуги, чтобы обеспечить возмездность в пользовательском соглашении. В подобном случае пользователи обязуются оказывать встречную услугу владельцу сервиса — например, представлять отчеты об использовании сервиса. Имейте в виду, что в отсутствие денежного расчета механизма оплаты доступа к сервису посредством встречных услуг все же не исключает обязательства об уплате налогов, так как налоговая служба признает реализацию товаров, работ и услуг объектом налогообложения. Если стороны не укажут стоимость услуг, налог они заплатят по рыночной цене. Поэтому такой способ обеспечения возмездности пользователи могут посчитать непривлекательным по той причине, что создается риск доначисления им налога. Если вы выбираете бартерный механизм, учитывайте риск того, что юристы потеряют интерес к продукту.
Налоговая признает услуги, результаты которых не имеют материального выражения, объектами налогообложения
Владелец сервиса самостоятельно устанавливает в пользовательском соглашении порядок предоставления сервиса в виде услуги или лицензии либо все вместе. Такую деятельность ФНС облагает налогом (п. 5 ст. 38 НК). Даже если доступ к сервису предоставляется бесплатно в виде лицензии, это не будет исключением в связи с тем, что для целей налогообложения лицензия признается услугой (п. 5 ст. 38 НК). Риск можно нивелировать за счет регистрации сервиса в РПО при условии, что он соответствует условиям, которые законодатель перечислил в абз. 2 подп. 26 п. 2 ст. 149 НК. Также необходимо учитывать, что налоговые органы могут признать расходы компании на разработку сервиса экономически необоснованными для целей налогообложения прибыли. Это означает, что не получится учесть такие расходы в бюджете.
Чтобы вести дела и заключать сделки в Сети, юристу нужно продумать правовую организацию цифровизированного бизнес-процесса. Детали важно прописать в пользовательском соглашении. Неправильное или неполное описание условий может привести к юридическим спорам или неопределенности в правах и ответственности. Важно учитывать особенности сервисов b2b, чтобы на самых ранних этапах его развития определить, кто является конечным пользователем, и не допустить ничтожности пользовательского соглашения. От этого зависит и предмет соглашения о правилах использования сервиса. Пользовательское соглашение заключает владелец или оператор сервиса с пользователем (ст. 153 ГК). С помощью такого договора стороны определяют характер своих правовых отношений.
Однако, если не соблюсти базовые правила при его составлении, документ теряет свое значение и не может регулировать правоотношения между владельцем сервиса и пользователем. Возникнет спор о том, как именно пользователь вправе использовать сервис. Чтобы избежать проблем, обеспечьте возмездность пользовательского соглашения в рамках b2b для всех пользователей.
Возмездность в правоотношениях между владельцем и пользователем сервиса можно определить и вне сервиса. Например, с помощью отдельного договора, который включит в себя условия предоставления доступа к сервису. Иной способ — прописать условия о плате в самом пользовательском соглашении. Самый безопасный способ — установить оплату права доступа в пользовательском соглашении в форме фиксированного платежа или подписки. В статье разберем специфику разных видов пользовательских соглашений и рассмотрим, как именно можно обеспечить их возмездность, чтобы снизить риски ничтожности пользовательского соглашения b2b.
Технические особенности сервиса
Пользовательское соглашение — это договор присоединения, который предлагает владелец сервиса в форме оферты. Владелец сервиса, которому принадлежат результаты интеллектуальной деятельности, и пользователь могут взаимодействовать различными способами. Поэтому правовые отношения, которые следуют из пользовательского соглашения, квалифицируют по-разному. Зависит это как от предмета сделки, так и от того, как технически организован сервис. Разнятся и условия расторжения, и последствия неисполнения условий или их нарушений. Не стоит путать пользовательское соглашение с End-user license agreement, сокращенно — EULA, так как EULA по своей природе есть лицензия и предоставляет пользователю возможность инсталляции сервиса на своих устройствах. Но при этом пользовательское соглашение может включать в себя условия лицензии. Рассмотрим варианты предмета в пользовательском соглашении в зависимости от способа использования сервиса пользователями.Лицензионный договор. Онлайн-сервисы — это взаимодействие между разными объектами интеллектуальной собственности в интернете. Такие элементы, как код программы, базы данных, дизайн, тексты, изображения и другие, находятся под защитой авторского и смежного прав. Если правообладатель или владелец сервиса позволяет другим лицам пользоваться результатом интеллектуальной деятельности посредством инсталляции копии сервиса на устройства пользователя и без оказания иных услуг, то речь идет о предоставлении неисключительной лицензии. По этой причине, если пользователь устанавливает программное обеспечение на своих электронных устройствах, важно включать в пользовательское соглашение условия лицензионного договора.
Договор оказания услуг. Результаты интеллектуальной деятельности в онлайн-сервисе могут быть не самоцелью, а только средством оказания услуг. В этом случае доступ к ним является предметом пользовательского соглашения. Такое соглашение — обычный договор оказания услуг предоставления доступа к сервису (Software as a service, сокращенно — SaaS). Пользователь не сможет установить копию сервиса на свое устройство. Вместо этого он получает возможность использовать онлайн-версию сервиса через браузер.
Принципы взаимодействия на цифровых рынках
17 февраля 2022 года ФАС и крупнейшие IT-корпорации утвердили пять принципов взаимодействия на цифровых рынках, которые стоит учитывать при написании пользовательского соглашения:- разумная открытость;
- нейтральное отношение ко всем сторонам;
- обеспечение самостоятельности пользователей;
- отказ от двусмысленных и непрозрачных формулировок в правилах;
- обеспечение прав пользователей.
Возмездность соглашения как обязательный принцип
Обговорить свои права стороны могут в документах, которые регулируют правоотношения между владельцем и пользователем сервиса. С помощью такого договора можно не только установить ответственность владельца, но и защитить его от возможных неправомерных действий пользователя, а также прописать условия и последствия таких действий. Для того чтобы само пользовательское соглашение было юридически значимым, учитывайте требования к его содержанию.Базовые требования закона. Если сервис работает в сфере b2b, то сделку в виде пользовательского соглашения заключают юридические лица. Законодатель допускает безвозмездные простые (неисключительные) лицензии между коммерческими организациями (п. 5.1 ст. 1235 ГК). Квалификация пользовательского соглашения в виде лицензионного договора в таком случае облегчает задачу юристам. Онлайн-сервисы часто предоставляют посредством удаленного доступа SaaS. Вместо того чтобы устанавливать и запускать программное обеспечение на своих компьютерах или серверах, пользователи получают доступ к приложениям через веб-браузер. Если стороны не заключают отдельного договора оказания услуг по предоставлению доступа к сервису, то нужно следовать условиям пользовательского соглашения. Однако разработчики документа могут пренебрегать правилом о запрете заключать безвозмездные договоры между организациями (ст. 575 ГК). Это может привести к ничтожности пользовательского соглашения (ст. 168 ГК). Рассмотрим два способа, которые выбирают корпорации, чтобы обеспечить возмездность в пользовательском соглашении.
Гонорар успеха. Этот механизм чаще используют владельцы сервисов электронных торговых площадок. Например, электронная торговая площадка «Фабрикант» взимает плату с участника электронного аукциона, с которым заключает договор по итогам торгов. При этом «Фабрикант» берет платеж из тех денег, которые уплатил участник для обеспечения заявки. Сервис «Сбербанк-АСТ» взимает плату за услуги оператора в виде процента от цены заключенного контракта. Тарифы оператор разместил на сервисе. Электронная торговая площадка Газпромбанка взимает плату за использование сервиса в виде процента от суммы проведения заказа. Однако такой подход не гарантирует возмездность, если пользователь использует сервис, но сделок при этом не заключает. Если пользователь использует сервис исключительно для анализа рынка и предложений, то доступ к сервису он получает безвозмездно. Юристу, который составляет пользовательское соглашение, необходимо учитывать этот риск. В случаях когда возмездность пользования гарантируется комиссией от заключенных сделок, действие пользовательского соглашения не распространяется на всех пользователей, так как возмездность предусмотрена не для всех пользователей. Это создает опасность, что пользовательское соглашение будет недействительным по отношению к части пользователей. Встречаются и смешанные схемы, которые совмещают два платежа: подписку за функционал и платеж в виде процентной комиссии за сделку. Предоставление доступа к сервису на основании платной подписки исключает риски, связанные с безвозмездностью пользовательского соглашения, однако может оказывать влияние на продвижение сервиса.
Встречное предоставление. По общему правилу суд признает безвозмездной сделку, по которой одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Одним из видов встречного предоставления является услуга. Если сторона сделки оплачивает товар услугами, то договор является смешанным, а не договором мены (п. 1 информационного письма Президиума ВАС от 24.09.2002 № 69). Таким образом, товар можно «оплачивать» встречными услугами. Возможно использовать бартерные услуги, чтобы обеспечить возмездность в пользовательском соглашении. В подобном случае пользователи обязуются оказывать встречную услугу владельцу сервиса — например, представлять отчеты об использовании сервиса. Имейте в виду, что в отсутствие денежного расчета механизма оплаты доступа к сервису посредством встречных услуг все же не исключает обязательства об уплате налогов, так как налоговая служба признает реализацию товаров, работ и услуг объектом налогообложения. Если стороны не укажут стоимость услуг, налог они заплатят по рыночной цене. Поэтому такой способ обеспечения возмездности пользователи могут посчитать непривлекательным по той причине, что создается риск доначисления им налога. Если вы выбираете бартерный механизм, учитывайте риск того, что юристы потеряют интерес к продукту.
Налоговая признает услуги, результаты которых не имеют материального выражения, объектами налогообложения
Владелец сервиса самостоятельно устанавливает в пользовательском соглашении порядок предоставления сервиса в виде услуги или лицензии либо все вместе. Такую деятельность ФНС облагает налогом (п. 5 ст. 38 НК). Даже если доступ к сервису предоставляется бесплатно в виде лицензии, это не будет исключением в связи с тем, что для целей налогообложения лицензия признается услугой (п. 5 ст. 38 НК). Риск можно нивелировать за счет регистрации сервиса в РПО при условии, что он соответствует условиям, которые законодатель перечислил в абз. 2 подп. 26 п. 2 ст. 149 НК. Также необходимо учитывать, что налоговые органы могут признать расходы компании на разработку сервиса экономически необоснованными для целей налогообложения прибыли. Это означает, что не получится учесть такие расходы в бюджете.