"Бывших сотрудников ФНС не бывает"

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.146
Репутация
11.695
Реакции
61.916
RUB
50
Налоговая служба – грозный государственный орган, который контролирует одну из самых важных артерий государства – налоги.


Как же выглядит общение должностных лиц внутри налоговых органов? Всегда ли они такие важные, как на комиссиях по легализации налогооблагаемой базы, или же они ведут себя как обычные сотрудники типового офиса? Давайте посмотрим на практике.

✅ В первую очередь все зависит от человека, как он общается и держит себя в коллективе. Панибратство в налоговых органах обычное дело. Если сотрудник молодой или младше кого-то, то сразу переходят на «ты», не спрашивая младшего по возрасту. Одно дело, когда вместе проработали какое-то время и уже после перешли на более комфортное общение без формальностей, но обычно сразу «тыкают».

✅ А если сотрудник пришел работать в налоговый орган после другой работы (например, был бухгалтером в какой-либо фирме или в другой гоструктуре работал), которые привыкли к иному окружению, где формальность во взаимоотношениях – норма? Увы, их ждет такое же панибратство.

✅ Формальные отношения развиты только на планерках при руководителе налогового органа, с вышестоящими налоговыми органами (но тут они уже могут перейти на «ты» к подчиненным должностным лицам нижестоящего органа) и межведомственные. Также формальные отношения развиты с начальниками отделов и курирующими их направления работы заместителями руководителя налогового органа.

✅ Инспекторы в большей степени обращаются на «Вы» с начальниками отделов и далее по нарастающей иерархии должностей. Есть те, кто работает с начальником давно (или учились вместе, например), поэтому могут общаться на «ты», начальники отделов нормально к этому относятся. Но при таком общении всегда видится разделение в отделе: одни обращаются на «Вы», другие - на «Ты». От этого зачастую раскалывается коллектив, что является одним из факторов «текучки» в налоговых.

✅ Курирующие заместители могут общаться на «ты» с некоторыми инспекторами и начальниками отделов при «своих» же (своя компания, как говорится). В некоторых местах такие группки «своих» получают премии больше, чем «менее равные» сотрудники (но тут уж все зависит от распределяющих премии людей и совести).

✅ Существует еще должность заместителя начальника отдела - это больше название, чем значимая должность. Иногда бывает, что на заместителе начальника отдела держится всё как на лидере, а начальник отдела - просто хороший друг курирующего зама/руководителя или имеющий нужные знакомства или выполняющий нужные задания/работу. Да и в принципе более удобен руководству за соглашение во всем или иные полезные качества, которые не связаны со знанием НК РФ.

✅ Бывает, что заместитель начальника отдела - должность вроде руководящего состава, но не имеет ответственности (всё на начальнике, только когда исполняешь обязанности, тогда несешь ответственность) и на такую должность могут посадить, например, жену (племянника(-цу), брата/сестру и т.п.) какого-нибудь депутата, руководителя госструктуры или иного значимого человека.

В остальном замначальника отдела работает как обычный главный госналогинсектор, у них даже оклады были одинаковые до внесения изменений по оплате труда с 01.01.2023.

Таким образом, внутри налогового органа есть своя иерархия (касты, группы), которые не всегда совпадают с должностями. На официальных мероприятиях (встречах, допросах и т.п.) все выглядит должным образом с именами-отчествами, должностями и уважением, но внутри может быть совершенно иная картина и даже может доходить до паразитизма от одного отдела другому, какие-либо иные интриги и т.п. – своего рода «Игра Престолов».

f644939be89661f296714.png
 
За последние четыре года шла активная трансформация налоговых органов как в структуре (двухуровневые системы и сокращение инспекций в регионах с присоединением к другим), так и в каналах общения между собой.


Неизменным остается общение между налоговыми органами через официальные переписки. Связано это с тем, что узнавать и просить какую-либо информацию можно и по телефону и по видеоконференцсвязи (ВКС), однако, просто так налоговик налоговику ничего не даст (либо официальный запрос, либо поручение сверху).

Дополнительно с письмом остается подтверждение для руководства, почему инспектор направил ту или иную информацию.

➡️ Если инспекции под одним Управлением, то руководящий состав осуществляет частый созвон на взаимосвязанные темы или использует сборы в местном Управлении на различных совещаниях для дополнительного решения текущих вопросов.

👉 После ковида активизировалось общение по ВКС, это удобно, не нужно тратить деньги, бензин и время для поездок. Все необходимые должностные лица собираются в каком-нибудь зале заседаний и общаются через монитор.

Иногда такое общение происходит и с налогоплательщиками и с судами во время заседаний.

➡️ Звонки по рабочим вопросам тоже в порядке вещей. Могут звонить и с целью обмена опытом или узнать, как работали с таким-то налогоплательщиком.
Часто налоговики перезваниваются по переходу на двухуровневую систему, как устроена работы внутри отдела в таком формате и в налоговом органе в целом. Тема перехода на двухуровневую систему всегда беспокоит регионы, которые только собираются переходить на такую схему или в стадии перехода/построения работы в такой модели.

Им еще предстоит распределить должности, правильно построить работу по направлениям отделов и воспользоваться возможностью сократить неугодных сотрудников.

☑️ Отдельный вид коммуникаций - осмотры и допросы с выездом в другой регион: пишется официальное письмо (с последующим телефонным созвоном и обсуждением деталей от налоговой-инициатора), что в конкретный день приедут определенные инспекторы для допросов/осмотров определенных налогоплательщиков и просят выделить от местной налоговой своего сотрудника в помощь (у такого сотрудника больше полномочий провести тот же осмотр даже хотя бы в рамках проверки юрадреса, чем у сотрудников другого региона).

При необходимости возможно также привлечение сотрудников ОБЭП.

На такие мероприятия могут приехать не только инспекторы выездного отдела другого региона, но и сотрудники других отделов, причем из инспекций по крупнейшим налогоплательщикам или Управлений при отработке определенных мероприятий, например, по контрабанде табачных изделий.

👉 Зачастую инспекторы других регионов, которые поумнее, берут местного инспектора и тот от своего имени составляет протокол допроса/осмотра конкретного лица, к которому выехали всей делегацией. Это позволяет избежать инспектору другого региона лишней ответственности за неправомерные действия налогового органа, и если на такие действия поступит жалоба от налогоплательщика, то это уже станет головной болью местной инспекции.

Поэтому, если Вы попали в такую ситуацию, пишите жалобы в обе инспекции, предварительно зафиксировав, кто к Вам явился.

Итог:

На любое действие местных по инициативе другой инспекции где-то должна быть официальная бумажка (в последнее время это электронный файл, подписанный ЭЦП), как при истребовании или допросах (поручение из другой инспекции). Вышестоящие органы или лично ФНС могут и по звонку приказать инспекциям что-либо сделать, но это делается на опережение и потом все равно направляют письмо-поручение (зачастую со сроком исполнением «вчера»).

Также и при миграции неугодных плательщиков проводится бурная официальная переписка и созвоны руководящих лиц.

Рекомендуем обращаться за советами к опытным налоговым консультантам - чтобы убедиться в правомерности тех или иных действий ФНС.

 
Сверху Снизу