Полезные знания [ALL INFO] Виды Мошенничества в Банках

reagent

Опытный
Ветеран пробива
Регистрация
4/11/14
Сообщения
1.973
Репутация
5.495
Реакции
7.169
RUB
0
Завладели вкладами клиентов
Злоумышленники завладев информацией о вкладчиках банка зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью. Затем они, пользуясь паспортными данными клиентов банка, составили фиктивные договоры займа с вкладчиками. Сумма, указанная в договоре, в точности совпадала с размерами вклада.
Следующим шагом злоумышленников стало обращение в суд: представители ООО требовали взыскать с «должников» сумму задолженности. В исковом заявлении истцы указывали фальшивые данные об адресе вкладчиков, телефоны, по которым подставные лица за ответчиков просили рассмотреть иск в их отсутствие. То же самое они просили сделать в телеграммах в адрес суда.
В результате суд действительно рассматривал дело в отсутствие ответчиков, и выносил решение о взыскании суммы долга. Юристы требовали взыскать деньги у судебных приставов.

В сети обнаружен несуществующий банк
Банк через интернет предлагал услуги по открытию вклада, оформлению кредитных карт, займов наличными и т.д. При этом для получения кредитки требовалась предоплата.Причем это уже второй случай появления "банка-фальшивки" в Интернете в этом году. В феврале Банк России обнаружил другой банк действовавший по такой же схеме.
Есть мнение что нужно наладить тщательный мониторинг интернет-пространства, чтобы пресекать такие случаи. В правоохранительных органах следует создать специальную структуру, которая отслеживала бы деятельность финансовых организаций в Интернете, пластиковые карты, вопросы с кредитами и займами.
А гражданам надо быть особо внимательными и, чтобы не попасться на "удочку" мошенников проверять наличие банковской лицензии на сайте ЦБ.

Злоупотребления в банках перед отзывом лицензии
Масштабы фальсификации в банках перед отзывом лицензии таковы, что подделываются в них не только вклады граждан, но и кредиты куда "привлеченные" от граждан средства были якобы вложены, и вымышленные ценные бумаги в которых были деньги "инвестированы".

Поступление "вкладов" в банках незадолго до отзыва лицензии фальсифицируется его руководством чтобы получить возможность фиктивным вкладчикам требовать страхового возмещения от государства а именно выплачивать страховое возмещение из фонда страхования вкладов и осуществлять выплаты из конкурсной массы в пользу фиктивных вкладчиках.
Кроме выданных банком кредиты фальсифицируются и размещения на корсчетах в зарубежных банках в которых были якобы вложены средства или облигации государственного валютного займа.

Оформление банковских карт путем предоставления ложных сведений
Участники организованных групп среди которых бывшие и действующие сотрудники подразделений банков или используя связи в финансово-кредитных учреждениях, получают сведения о держателях банковских карт, наличии и количестве денежных средств на счетах, а также паспортные данные, после чего на их имена осуществляется оформление банковских карт путем предоставления ложных сведений об их трудоустройстве. В дальнейшем, по фиктивным доверенностям, злоумышленники получают доступ к распоряжению денежными средствами.
На следующем этапе при помощи электронной системы «Сбербанк-онлайн» и удаленных каналов обслуживания с использованием одноразовых кодов доступа, денежные средства с уже имеющихся у клиентов счетов переводятся участниками организованной группы на счета банковских карт и впоследствии обналичивают.

Молодая операционистка совершила дерзкое ограбление своего банка
Молодая операционистка банка, перед уходом из офиса перевела на поддельные счета 20 млн руб., а также прихватила несколько увесистых пачек купюр. В банке последствия аферы обнаружили лишь на следующий день.
Кассир-операционист покинула свою работу навсегда забрав с собой дневную выручку (около 750 тыс. руб., 1,1 тыс. долларов и 1,15 тыс. евро), взамен сдав упакованные муляжи — резаную бумагу и блокноты.
За несколько дней до этого она подделала три приходных ордера, свидетельствующих о том, что в кассу кредитной организации поступили 20 млн руб., а затем перевела деньги со счетов банка на три подготовленные заранее банковские карты. Чтобы оформить их, девушка принесла три паспорта, которые, как обнаружилось потом, значились утерянными.
Через несколько часов после того, как девушка ушла с работы, 9 млн банковских денег были сняты в банкоматах.

Банковское мошенничество через систему дистанционного банковского обслуживания
Атака производится с помощью вредоносной платформы и носит многоуровневый характер.
Первым этапом атаки, является установка вредоносного ПО на компьютер жертвы, которое выполнено в виде расширения для веб-браузера.
На втором этапе, это расширение отслеживает активность пользователя, а при заходе на страницу определенного интернет-банка, происходит выдача пользовательского сообщения, с информацией о подключение бесплатной услуги по страхованию счета.
На следующем этапе, для подтверждения подключения услуги необходимо ввести код авторизации, отправляемый клиент-банком на мобильный телефон клиента.
На самом деле под подключением услуги скрывается подтверждение перевода денежных средств на счет злоумышленников. Переводимая сумма находится в диапазоне от 1 до 5 тыс. Евро и зависит от количества денег на счету клиента.

Банки участвуют в сделках которые позволяют клиентам уйти от уплаты налогов
Власти США активно борются с укрытием американскими гражданами своих средств от уплаты налогов в европейских банках. Если американцев, добровольно признавшихся в этом преступлении, ждет амнистия, то банки сталкиваются с расследованиями и уголовными делами. Но пока все предпочитают заключать договоры с американскими властями и выплачивать многомиллионные компенсации.
В середине декабря 2010 года крупнейший банк Европы Deutsche Bank заключил с прокуратурой США по Южному округу Нью-Йорка соглашение, которое освобождает его от уголовной ответственности, а также мировую с налоговой службой США. В рамках этих договоренностей банк должен будет выплатить американским государственным органам 553,6 млн долларов.
Суть урегулированных претензий сводится к тому, что с 1996 по 2002 год банк участвовал в сделках, которые позволяли его клиентам уйти от уплаты налогов. Общий ущерб, нанесенный бюджету США, оценивается в 5,9 млрд долларов. По сообщению Bloomberg, получившей доступ к условиям соглашения, банк признал 1300 сделок по уходу от уплаты налогов для 2100 клиентов.
«Deutsche Bank оказывал помощь состоятельным гражданам США, которые до 2005 года укрыли 29,3 млрд долларов с помощью фиктивных налоговых льгот в своих декларациях, - говорится в соглашении. – Deutsche Bank признает, что неправильно и незаконно участвовать в подобных сделках, и сожалеет о том, что занимался этим».
Пресс-служба Deutsche Bank также сделала официальное заявление, в котором подчеркнула, что все события происходили восемь лет назад. «С 2002 года банк значительно укрепил свою политику и процедуры в рамках продолжающихся усилий по обеспечению строгого соблюдения закона и высоких стандартов этического поведения»,— написано в пресс-релизе банка. В то же время банк согласился на установление за ним мониторинга, с целью проверки соблюдения им законодательства.
Это далеко не единственный случай выплаты своеобразной компенсации американским властям компаниями, клиентов которых заокеанские мытари заподозрили в сокрытии налогов. В прошлом году швейцарский UBS выплатил 780 млн долларов – банк обвинили в том, что на его счетах американские граждане спрятали более 20 млрд долларов. Аудитора большой четверки, KPMG, обвинили в том, что он помогал готовить документацию, которая фактически скрывала сделки от американских налоговых служб. Обвинения были сняты после того, как компания выплатила американским властям 456 млн долларов, но все-таки два ее сотрудника подверглись тюремному заключению. В настоящее время американские власти расследуют аналогичные дела по европейскому банку HSBC, а также по некоторым азиатским организациям.

Объектами интереса мошенников являются системы электронных платежей
Мошенники использовают «дыры» для получения контроля над объектами систем электронных платежей. Основными объектами «интереса» мошенников являются платежные терминалы, серверы участников платежных систем – операторов и агентов, шлюзы в смежные платежные системы – банковские, системы «электронных денег», системы денежных переводов.
Говоря об угрозах в отношении платежных терминалов, важно помнить, что терминалы включают в себя обычный, хоть и специальным образом защищенный и настроенный компьютер – чаще всего под управлением Windows или одной из версий Linux. Традиционные для обычных компьютеров угрозы заражения «вирусами» и «троянскими конями» также актуальны и для платежных терминалов. В последнее время в банковской среде активно обсуждаются участившиеся случаи кражи секретных ключей клиентов Интернет-банкинга с использованием троянских программ и последующие хищения денег клиентов. Очевидно, что терминалы как устройства для проведения платежей, достоверность которых также подтверждается цифровой подписью, являются приманкой для мошенников. Также актуальна и угроза получения удаленного контроля над терминалом – анализируя внутреннюю логику установленного программного обеспечения, мошенники могут проводить платежи, создавать новых получателей платежей, вносить изменения в реквизиты получателей платежей, или менять пользовательский интерфейс таким образом, что плательщик сам переведет деньги туда, куда нужно мошенникам, не подозревая об этом. Заражение терминала происходит и традиционными методами: через ручное обновление программного обеспечения, через «флэшку», через заражение базы обновлений на сервере, и через локальную сеть в случае «проводного» подключения терминала.
Еще одним объектом внимания мошенников могут стать каналы связи между терминалами и сетью оператора платежной системы – как правило, это GPRS-каналы, проводные и WiFi-линии, связывающие терминалы с платежной сетью через Интернет. Если канал связи недостаточно защищен, мошенники могут читать информацию о платежах, могут проводить повторные платежи за счет внедрения в канал связи «скопированных» кусков трафика или его повторения, могут изменять реквизиты совершаемых платежей, подменять реквизиты самого терминала.
Защита от подобного рода угроз достигается традиционными методами – установка антивирусов, регулярные проверки, своевременная установка обновлений, использование защищенных протоколов для удаленного управления, сетевая фильтрация, настройка конфигураций в соответствии с рекомендациями по безопасности для соответствующих операционных систем, настройка соответствующих журналов регистрации и их мониторинг. Канал связи между терминалом и платежной сетью необходимо шифровать, и кроме того, обеспечить аутентификацию при установлении сетевого соединения, как самого терминала, так и сервера, с которым он осуществляет взаимодействие. Особое внимание следует обратить на лиц, имеющих (потенциально имеющих) физический или удаленный доступ к терминалам – администраторов систем электронных платежей, обслуживающий персонал, разработчиков и тестировщиков, специалистов технической поддержки.
Мошенники также могут обратить внимание на другие объекты систем электронных платежей – серверы, осуществляющие прием и обработку транзакций от платежных терминалов, прием и обработку транзакций от агентов, а также шлюзы в смежные платежные системы – банковские, системы «электронных денег», системы денежных переводов. Риски совершения мошенничества здесь повышаются за счет того, что суммы могут многократно превышать платежи через платежные терминалы, мошенниками могут оказаться как сотрудники операторов электронных платежных систем, имеющие доступ к системам, так и агенты.
Внимание мошенников направлено на возможности фальсификации транзакций, подлога или совершения транзакций от имени других участников электронной платежной системы, изменения реквизитов транзакций. Мошенники могут попытаться получить доступ к серверам и шлюзам с целью получения секретных ключей и паролей участников платежных систем с целью дальнейшей кражи денежных средств участников системы. Известны случаи атак на платежные системы, когда объектами атаки становились пароли агентов системы. Получив пароль или привилегии в системе, мошенники получают возможность манипулировать денежными средствами на счетах агентов в платежной системе.
Также для операторов электронных платежей актуальны угрозы в отношении доступности системы. Известен случай, когда один из лидеров этого рынка стал жертвой атаки, в результате которой доступность системы была нарушена, и платежи через нее не проводились.

Мошенничество в оффшорном бизнесе
Самым распространенным видом мошенничества в оффшорном бизнесе стало мошенничество с банковскими счетами.
Вариантов несколько. Первый: клиент просит открыть ему счет на оффшорную компанию, фирма-посредник дает подписать банковскую карточку и письмо в банк, затем либо добавляет к подписям клиента подписи несуществующих лиц (чтобы в случае чего конкретные лица, проставившие подписи, могли уйти от ответственности), либо просто заменяет банковскую карточку. После того, как на счет поступают деньги, банк получает поручение об их переводе куда-нибудь на оффшорный счет, контролируемый мошенниками. Другой сценарий - мошенники периодически справляются у банка об остатке на счете и переводят деньги лишь в тот момент, когда там аккумулировалась крупная сумма.
Второй вариант мошенничества - посредник продает клиенту оффшорную компанию по очень выгодной цене и одновременно весьма ненавязчиво предлагает открыть для нее счет в определенном банке. Банк может называться весьма солидно, его название может даже почти дублировать название известного международного банка (например, Barclayes Bank вместо Barclays; пример выдуманный). Клиенту будет сказано, что сейчас очень сложно открыть счет в международно-известном банке российскому клиенту, а этот банк, наоборот, любит русских клиентов. Также, возможно, будут обещаны проценты выше тех, что предлагают другие банки (например 7-15% ). Окончательно усыпят бдительность клиента реквизиты этого банка: он может иметь корсчета в Швейцарии, США и других вроде бы надежных местах. Что касается места регистрации банка, клиенту скорее всего соврут, сказав, что банк зарегистрирован в той стране, где у него открыт корсчет (например, Швейцарии). Как вы догадались, на самом деле банк никакой не швейцарский, а самый дешевый оффшорный банк - например, из Науру (себестоимость создания - 20-25 тысяч долларов). А собственниками этого банка являются владельцы той фирмы, которая предлагает оффшорные компании.
Далее сценария два. Первый - владельцы банка будут "крутить" деньги клиента в рискованных проектах, надеясь и деньги сохранить и проценты большие заработать. О судьбе большинства таких проектов вы догадываетесь. Второй - мошенники просто скроются с деньгами. Будьте аккуратны - это мошенничество очень и очень популярно.

Штамп «Оплачено»
Как руководству банка удалось украсть денег со счетов фирм.
Вот простенькая схема движения денег клиента:
1. Клиент приносит в банк платежное получение, которым «поручает» банку перевести деньги со своего счета на счет получателя;
2. Операционист (бухгалтер) банка проверяет правильность оформления поручения, соответствие подписи первых лиц фирмы-клиента с образцами подписей в банковской карточке, соответствие печати клиента с образцом печати в той же банковской карточке, наличие переводимой суммы на счету клиента и, при совпадении всех признаков и правильном оформлении платежного поручения включает данную операцию в список трансфертов банка;
3. На одной из копий платежного поручения (которая остается у клиента и хранится в его бухгалтерском архиве) операционист банка ставит штамп «Оплачено» и формально с этого момента платежное получение для клиента считается выполненным, а деньги переведены получателю;
4. Управляющий банка (или его заместитель) несколько раз в день санкционируют банковскую транзакцию и деньги (а точнее информация о факте их перевода) по компьютерным сетям уходит в банк (банки) – получатели денег.
5. Бумажное извещение о факте перевода денег приходит в банк – получатель и на предприятие-получатель денег спустя 7-10 дней с момента обработки платежного поручения.
Такова идеальная схема простой банковской операции по переводу денег. Что же надо изменить, чтобы клиент получал подтверждения об оплате, деньги со счета клиента списывались, но реально на счет получателя не попадали? Вероятно, пункт 4 нашего процесса должен был выглядеть так: 4.1. Некий специалист (или специалисты) просматривают список трансфертов и разбивают его на две категории: - первая категория – деньги, которые нельзя не заплатить (это, прежде всего переводы на счет налоговой инспекции, пенсионный и другие фонды и оплата энергоресурсов). Не приход денег на счета этих получателей может привести к быстрому обнаружению аферы и прекращению деятельности мошенников; - вторая категория – деньги, которые могут «затеряться» и которые ни получатель, ни (тем более) плательщик не будет искать сразу. Таковыми являются, в частности, платежи жилищным организациям (ДЭЗам и РЭУ), которые вообще говоря крайне небрежно относятся к подтверждениям регулярности фактов платежа/неплатежа своих клиентов. 4.2. Деньги со списка счетов «второй категории» изъяты с этих счетов и переведены (?), обналичены (?), конвертированы (?), вывезены (?) в дальние страны?
Такую процедуру разработать, а тем более выполнить в реальной банковской практике достаточно сложно, если не предположить наличие предварительного сговора среди высшего менеджмента банка и наличия доверенного специалиста, предположительно в компьютерной службе.

Мошенники устраивали для банкиров маскарад
Настоящие маскарады устраивали банкирам мошенники, выдававшие неимущих за преуспевающих менеджеров и бизнесменов. Шоу было необходимо для получения крупных кредитов.
Найти людей, у которых не было ни собственности, ни стабильного дохода, для аферистов особого труда не составляло. Неимущим мошенники объясняли, что не могут получить самостоятельно кредит, но готовы за услуги по его получению выплатить проценты. По той же схеме подбирались и поручители. Заемщиков в дни интервью мошенники наряжали в стильные костюмы, давали справки о якобы получаемой зарплате и объясняли, как нужно себя вести в банке. Отрабатывая обещанный гонорар, доверчивые малоимущие москвичи получали кредиты и отдавали их благодетелям. Как правило, это были суммы от 10 до 15 тысяч долларов. Когда приходило время платить, банкиры неожиданно для себя выясняли, что их клиенты на самом деле несостоятельны. Более того, за душой у таких простаков не оказывалось ни квартир, ни машин, ни другой собственности, чтобы компенсировать потери банка. Найти же реальных получателей денег долгое время не удавалось. Слишком осторожно действовали мошенники.
Тем не менее накануне выходных, когда аферисты устроили очередной маскарад, их взяли в одном из центральных офисов крупного банка. Как выяснилось позже, этот офис был излюбленным у мошенников. Только здесь они проводили свою аферу 4 раза.


"Зеркальные векселя"
Несколько организаций в разное время приобрели векселя, выпущенные банком " Х ". В момент приобретения векселей они проверили их на подлинность. Более того, подлинность бумаг подтвердил и сам эмитент (то есть банк, который выпустил эти векселя).
Однако, когда организаций предъявили векселя к оплате, эмитент отказался принимать их, заявив, что они уже погашены. Банк, который выпустил эти векселя представил даже документы, подтверждающие оплату точно таких же векселей.
Не смогли ответить на вопрос, являются ли векселя подлинными, и проведенные экспертизы. Бланки были признаны настоящими, относительно же подписей на векселях точного вывода нет. Стало понятно, что "зеркальные векселя" были изготовлены в той же типографии, в которой печатаются бланки настоящих векселей банка. Маловероятно, что им удастся принудить эмитента к выплате, потому что доказать, что сам банк имеет отношение к выпуску фальшивок, очень сложно. Обычно на этой стадии проверки дело "подвисает".
Одна Компания приобрела вексель у фирмы, на которую он был выписан. Однако вся проблема в том, что найти теперь эту фирму они не могут. По ее адресу давно сидит другая организация.

Банковские письма - не всегда исходят от банка

Многие пользователи получили электронные письма с просьбой подтвердить свои банковские данные на специальной веб-странице из-за якобы возникших проблем технического характера.
В качестве примера можно привести электронное письмо, адресованное клиентам СИТИ-банка (CITIBANK) с темой "Important Fraud Alert from Citibank" ("Важное сообщение о случаях мошенничества в Сити-банке"). В самом сообщении говорится о том, что в целях проведения операции, направленной на обнаружение нелегальной банковской деятельности, пользователям необходимо проверить правильность своих реквизитов на специальном веб-сайте.
Компания Panda Software предупреждает, что все эти сообщения - фальсификация, их главная цель – получение конфиденциальной информации о клиенте (номера счетов, имена пользователей, пароли, пин-коды и другие секретные данные).
Рассылаемые сообщения были тщательно проработаны на языке HTML, чтобы максимально походить на оригинальные сообщения онлайновой банковской службы.
Фальшивые письма используют еще не исправленную URLSpoof уязвимостьбраузера Microsoft Internet Explorer. Благодаря этой дыре пользователь думает, что веб-страница, к которой он обращается по ссылке из электронного письма, является официальным банковским сайтом, тогда как на самом деле это всего лишь точная копия оригинала, находящаяся на другом сервере.
Если пользователь введет запрашиваемые данные, они попадут прямиком в руки мошенника, создавшего это письмо и веб-страницу.
Данная разновидность онлайнового мошенничества заключается в использовании фальшивых электронных писем, всплывающих окон и веб-сайтов.
Поэтому советуем, перед тем, как раскрывать свою конфиденциальную информацию, проверьте подлинность полученного сообщения.
 
Последнее редактирование:
Мошеннические операции в банках
В банковской сфере злоупотребления со стороны персонала достаточно распространенное явление. Мировая практика показывает, что в мелких банках злоупотребления случаются гораздо чаще, чем в крупных. Это связано в первую очередь с совмещением в мелких банках одним человеком нескольких должностей, что позволяет совершить хищение в качестве кассира, а потом скрыть его в качестве бухгалтера.
Отечественные банки в большинстве своем по мировым стандартам являются мелкими. Кроме того, отечественный бизнес проходит сейчас этап высокой криминализации и мелкие банки легче подпадают под влияние криминальных структур или даже создаются ими. Достаточно распространены клиенты ("кидалы"), которые берут кредит заранее не намереваясь его возвращать. Работники банков, имеющие небольшую по мировым стандартам оплату труда, часто подкупаются. Много "карманных" банков, которые ориентированы на обслуживание своих учредителей. Таким учредителям часто даются фактически бесплатные кредиты и за возвратом которых не особенно тщательно следят.
В последнее время в России, Беларуси и Прибалтике учредители сами обанкротили значительное количество мелких банков. Схема была стандартна: после регистрации банка привлекались новые клиенты, переходившие на расчетно-кассовое обслуживание в учрежденный банк или клавшие в него деньги на депозит, активно привлекались ресурсы по межбанковскому кредитованию. После аккумуляции в банке достаточно солидной суммы учредителям банка выдавались особо крупные кредиты, которые в совокупности делали банк неплатежеспособным. После этого учредители выходили "из игры" (если успевали), а в убытках оказывались сторонние клиенты банка.
Злоупотребления могут происходить во многих подразделениях банка. Рассмотрим основные способы возможных мошенничеств по банковским подразделениям.

Мошенничество при расчетно-кассовом обслуживании.
При расчетно-кассовом обслуживании клиентов мошенничество совершается достаточно часто. Особенно широкие возможности для мошенничества открываются при совмещении одним человеком функций бухгалтера и оператора.
Наиболее распространенными методами являются следующие:
  1. "Наглая" недостача. Из кассы банка воруется крупная сумма и это никак не скрывается, так как кассир надеется скрыться до начала ревизии кассы.
    К директору банка приходит человек:
    - Вы ищите нового кассира?
    - И старого — тоже.Этот метод, как и некоторые далее рассмотренные мошенничества, имеет в основном историческую ценность, так как в большинстве банков в настоящее время налажен достаточно жесткий контроль и осуществляется ежедневная инвентаризация остатков в кассе.
  2. Фабрикация денежных документов, прикрывающих недостачу. После взятия денег из кассы "на время" и отсутствия возможности их вернуть, возможна фабрикация денежных документов на сумму недостачи (например, выписка расходного ордера).
  3. Кассир якобы ошибся. Изымается небольшая сумма денег, докладывается о недостаче, которая якобы возникла в силу ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы для достижения "полного ажура". Таким образом похищаются небольшие суммы, но если умело "дурить голову" вышестоящему начальству, беспрекословно принимающему исправления, сумма может набежать довольно крупная.
  4. Хищение денег посторонним лицом. Такая возможность появляется в случае небрежности кассиров, позволяющих заходить в помещение кассы посторонним лицам. Существует также множество способов обмана мошенниками беспечного и неопытного кассира.
    В зарубежной практике известен случай, когда при проверке кассы ревизор уничтожил свой собственный чек. Однако такие действия не эффективны в случае, если чек уже занесен в реестр чеков. В отдельных случаях уничтожают чеки компаньона. В результате у кассира возникнет недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход.
    Лицо, совершающее преступление, не обязательно должно являться служащим банка. При отсутствии соответствующим образом оборудованного рабочего места кассира хищение может совершить и постороннее лицо.
  5. Сокрытие привлеченного депозита. Клиенту выдаются все необходимые документы о привлечении его денег на депозит, но эти деньги не оприходуются. По истечении срока депозита (а мошеннические операции обычно совершаются с депозитами на длительный срок) деньги ему возвращаются путем неоприходования средств, положенных на депозит другим клиентом (так называемая "операция перекрытия"). Почти всегда при таких махинациях недостача продолжает возрастать пока уловка не раскрывается с печальными для кассира последствиями.
    Разновидностью сокрытия депозита может быть некоторое занижение в банковских документах реально внесенной суммы. Если занижение суммы незначительно, срок и проценты достаточно велики, а клиент не любит проверять правильность исчисления полученного дохода, то может даже не возникнуть необходимость в компенсировании ранее взятого депозита, так как "набежавшие" проценты замаскируют воровство.
  6. Списание средств со счетов клиента. При ленивом бухгалтере, невнимательно следящим за движением денег на счете своего предприятия, деньги могут списываться на третью фирму. Если клиент обнаружил списание — мошенник перед ним извиняется и деньги возвращаются. Если клиент ничего не заметил — доход получен.
  7. Перечисление денег от имени банка. Деньги снимаются не с расчетного счета клиента, а делается платеж от имени банка на какую-нибудь фирму, например, "на покупку компьютера", "за консультационные услуги", доход по депозиту и т.д. при отсутствии (или фабрикации) подтверждающих документов.
  8. Подмена настоящей валюты поддельной. Банкам и их работникам до сих пор большинство клиентов верит. Это дает возможность сбывать через банк фальшивые денежные знаки.
    Хотя подсовывание фальшивых долларов, немецких марок случается довольно часто (особенно в обменных пунктах), кассиры крупных банков предпочитают рисковать пореже. Основная их "шалость" в этом плане — всучивание вместо новых купюр старых и потрепанных, которые трудно реализовать за полный номинал. Бывали случаи, что ранее выданные купюры те же кассиры через некоторое время принимали у клиента, отчаявшегося их реализовать, за часть номинала. Затем эти купюры снова всовывалась в пачку невнимательному клиенту и история повторялась.
    В зарубежной практике распространено также подсовывание фальшивых векселей и других ценных бумаг.
  9. Вытягивание денег из пачек. Если клиент получает достаточно крупную сумму денег, то в банке ему часто нет возможности пересчитывать количество денег в каждой пачке. Деньги без подсчета увозятся из банка и только у себя в офисе кассир клиента их пересчитывает. Обнаруживается недостача, на которую кассир банка реагирует с олимпийским спокойствием: "Нужно было пересчитывать в банке!". Если клиент обнаруживает недостачу в банке, то перед ним извиняются и выдают деньги правильно.
    В отечественных банках в эпоху неплатежей есть возможность промариновать клиентов почти до обеда, а затем начать выдавать им деньги всем сразу, создавая сумятицу. Вдобавок, работники клиентов ждут заработную плату, так что часто бухгалтерам бывает не до пересчетов.
    В зарубежной практике из стандартных пакетов изымаются векселя или векселя на крупные суммы подменяются векселями более мелкого достоинства.
  10. Обман малограмотных, доверчивых или больных клиентов. Отечественное население может рассматриваться как поголовно грамотное и умное только в пропагандистских целях. На практике не только многие дедушки и старушки, но люди среднего возраста и молодежь готовы подписать все, что не предложат в банке. Этот же метод применяется и к плохо видящим, за которых кассир заполняет все документы и говорит: "Распишитесь вот здесь".
  11. Списание недостачи на другие подразделения банка. При доступе работников кассово-расчетного центра к бухгалтерским документам, возникшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где недостача может обнаружиться лишь через определенный период времени. Затяжка во времени позволяет запутать ситуацию.
  12. Методы борьбы с кассово-расчетными мошенничествами.
РЕШЕНИЯ:
Для того, что бы в кассово-расчетных центрах банков минимизировать возможность махинаций необходимо:
  • Проводить частые необъявленные пересчеты наличных денег как в кассах, так и в хранилище.
  • Работа в кассе должна быть как можно меньше связана с бухгалтерскими банковскими операциями.
  • Работники кассы не должны заниматься оформлением депозитных договоров или выпиской депозитных сертификатов.
  • Только кассиры должны работать с наличными деньгами. Если к деньгам допущен проверяющий кассу ревизор или аудитор, то со стороны работников кассы за ним должен быть организован контроль.
  • Кассирам нельзя позволять заполнять документы за своего клиента. Если клиент малообразован или болен, помочь составить документы должен специальный работник, не связанный с расчетно-кассовым обслуживанием.
  • Все операции, проходящие через кассира, должны надлежащим образом идентифицироваться как прошедшие его операционную обработку. На всех запакованных деньгах следует ставить фамилию кассира и дату помещения денег в упаковку.
  • Недопустимо даже по просьбе клиента хранение сберегательной книжки клиента, его депозитного сертификата, клиентского экземпляра договора депозита и т.д. у работника расчетно-кассового центра.
  • Категорически запрещено оставлять большие суммы наличных денег на виду у посетителей или посторонних для кассы работников банка. Существует много уловок отвлечения кассира и "выуживания" денег.
  • Все отправления денежных средств должны проходить проверку должностным лицом с тем, чтобы фиктивные перемещения денежных средств не могли использоваться для операции "перекрытия".
  • Недостачи или излишки, обнаруженные в кассе, должны немедленно отражаться в сводном бухгалтерском учете.
  • Жалобы клиента на расчетно-кассовый центр рассматриваются должностным лицом, непосредственно не связанным с работниками указанной структуры.
Мошенничества в кредитном отделе (управлении)
Сама специфика работы кредитных отделов (в крупных банках — кредитных управлений) дает значительные возможности для злоупотреблений. В банке, не принимающих должных мер защиты, могут иметь место следующие виды мошенничества.

Кредит под "дутый" залог или поручительство.
Любимое занятие отечественных "кидал" — взять кредит и затем не отдавать. Причем при взятии кредита они часто не имеют достаточного залога или поручительства, в связи с чем им необходимы доверительные отношения с персоналом кредитного отдела, если, конечно, они не имеют выхода на высшее руководство банка. Нередки случаи, когда работники этого отдела помогали получить кредит сомнительному клиенту с получением комиссионных до 30 процентов будущего безвозвратного кредита.
Все залоги, предлагаемые в качестве обеспечения кредита, должны исследоваться ответственными за это лицами банка, непосредственно не связанными с работниками, выдающими кредит. Это изучение должно иметь цель определение реальной стоимости залога как перед получением кредита, так и по мере погашения ссуды.

Необоснованные займы фирмам, в которых есть личная заинтересованность.
Нередки случаи, когда высшие должностные лица банка имеют акции или другой экономический интерес в коммерческих структурах. Более того, они часто сами или через подставных лиц входят в органы управления такими структурами. Естественно, что они заинтересованы в процветании своих коммерческих предприятий даже в ущерб банку. В результате "свои" предприятия часто получают кредит под льготный процент даже при отсутствии залога или поручителя.
Если кредит выдается по решению высших руководителей банка, все документы о выдаче кредита заполняются относительно правильно. Однако если кредит "своему" предприятию необходимо продлить руководителю банка среднего уровня, то используется метод замены первого листа кредитного договора, на котором указана сумма кредита, его срок, процентная ставка. Подписи же руководства банка стоят обычно на втором (не заменяемом) листе. Естественно, что возникают проблемы в связи с наличием сводной отчетности по кредитам, но на практике они вполне решаемы.

Неправомерное освобождение залога.
Банк может понести значительные убытки из-за освобождения залога под кредит.
В отечественной практике все осуществляется достаточно примитивно.
Клиент, взявший кредит, на определенном этапе начинает понимать (если он это с самого начала не предвидел), что он не сможет вернуть полученную ссуду.
В нормальных условиях он не имеет возможности получить обратно свой залог, который, по правилам не должен находиться в распоряжении клиента. Однако, он иногда его слезно вымаливает на том основании, что он срочно нужен для работы.
В качестве залога одним отечественным клиентом было предоставлено несколько грузовых автомобилей МАЗ. Когда срок возврата кредита стал истекать и кредитный отдел начал волноваться, клиент прибежал в банк и радостно сообщил, что товар, продажей которого он рассчитается за кредит, уже прибыл на Брестскую таможню и уже расторможен, о чем показал соответствующие факсы. Осталось всего-ничего вывести товар в магазины. Но поскольку деньги у клиента на исходе, арендовать транспорт он не может. Поэтому он попросил вернуть на несколько дней заложенные автомобили и обещал, что затем все будет хорошо.
И хотя в банке знали простоту фальсификации факсовых сообщений, клиенту пошли навстречу, залог раскрыли. В результате кредитные деньги безвозвратно ушли за границу, а автомобили были проданы ничего не подозревающему покупателю.
В зарубежной практике все делается элегантнее.
В американском банке брокер по торговле хлопком имел большую задолженность банку по векселям, гарантированным товарными квитанциями, покрывающими большое количество хлопка. Спад на рынке хлопка привел к тому, что банк воздерживался от реализации залога в надежде, что рыночная стоимость хлопка увеличится. Это должно было позволить погасить кредит. Между тем брокеру потребовались дополнительные средства, но его заявки на получение кредита были отклонены.
Для решения проблемы кассир банка без ведома совета директоров освободил должнику указанные выше товарные квитанции, покрывающие большое количество хлопка. Затем брокер составил переводные векселя на один из своих загородных офисов, присоединил к ним освобожденные товарные квитанции и предъявил их кассиру банка для учета.
Сумма, выплаченная при учете векселя, была помещена на счет брокера, который незамедлительно использовал капитал для уплаты по обязательствам временного характера. Впоследствии загородный офис брокера заплатил по переводному векселю и возвратил товарные квитанции кассиру банка, который заменил их в картотеке залоговых бумаг. Данная операция повторялась несколько раз, пока в конечном счет банковский контролер не обнаружил мошенничество.

Занижение получаемого дохода от выдаваемых ссуд.
На практике наиболее распространено выдача руководителем среднего звена, наделенного соответствующими полномочиями, кредита под заниженный по сравнению со средним по банку процент. Оправдание низкой процентной ставки найти не сложно, особенно если выдача такой ссуды сопровождается взяткой.
В банках с плохо налаженным учетом возврата ссуд имеются определенные возможности присвоения средств путем занижения получаемых процентов по кредиту. Кроме того, возможно временное присвоение средств при досрочном возврате кредитов. При работе с наличными деньгами соответствующая сумма средств изымается из кассы.
В зарубежном банке помощник кассира осуществлял обслуживание процентов по займам. При составлении бухгалтерского регистра в конце рабочего дня он занижал общий полученный доход с ссудных процентов и забирал соответствующую сумму наличных денег из кассы.

Получение на себя необоснованно большой суммы кредита.
Большинство банков дают возможность своим работникам брать определенную сумму кредита на выгодных условиях. В отдельных случаях им открывается кредитная линия в пределах установленного лимита. Такие кредиты периодически просматриваются руководством банка и кредитными комитетами. Тем не менее некоторые банковские должностные лица на практике умудряются получать необоснованно большую величину ссуды не уведомляя о ней руководство банка, например, путем фиктивного ее распределения на несколько подчиненных работников банка.

Подделывание подписей на векселях клиентов.
Такая операция пока экзотична для отечественного бизнеса, но достаточно распространена за рубежом.
Иностранные банки выдают займы под вексель заимополучателей и в этом случае для совершения хищения достаточно подделать такой вексель. Существование поддельных векселей иногда обнаруживается во время просмотра векселей должностными лицами, знакомыми с подписями заемщиков. , однако, на практике векселя проверяются достаточно редко.
Наиболее эффективным способом установления подлинности векселей является их непосредственное подтверждение заемщиками. К другим методам относятся сравнение подписей на документах с подписями того же лица на представленных ранее документах, имеющихся в банке, а также прослеживание выплаты сумм по документам. В крупных банках работа между служащими отдела должна распределяться таким образом, чтобы исключить саму возможность подделки (при условии, что между ними нет тайного сговора). В небольших банках такие меры предосторожности малореальны из-за ограниченного числа работников.

Мошенничество с учтенными векселями.
Еще один пока экзотический для наших условий метод. При его использовании изымаются уже учтенные банком векселя для повторного их учета в другом банке или даже в том же самом банке. Совершать такую операцию имеет возможность прежде всего должностное лицо, отвечающее за учет и хранение учтенных векселей.

Ссуды под фальшивые счета дебиторов.
Указанный метод применяется при выдаче ссуд под залог средств на счетах получателя ссуды. В этом случае есть возможности злоупотреблений путем выписки фальшивых счетов-фактур. Для предотвращения мошенничества банк должен удостовериться в подлинности счетов дебиторов.

Присвоение средств путем вхождения в доверие к получателю кредита.
В зарубежной практике бывали случаи, когда работник банка присваивал крупные суммы денег используя чеки, оставленные в банке заемщиками с целью оплаты полученных кредитов по окончании срока.
Работник убеждал своих клиентов выписывать чеки, датированные будущим числом, и отдавать ему на хранение. Затем он менял даты чеков и получал по ним наличные, мотивируя свои действия тем, что чеки были выписаны в погашение задолженности, срок оплаты которой наступил в день получения денег.

Гражданин, получивший ссуду, умер.
Работники зарубежных банков, обслуживающие ссуды населению с погашением в рассрочку, обнаруживают, что ссудополучатель умер и спросить за кредит не с кого. В некоторых странах (например, в США) получить свидетельство о смерти несложно даже живому человеку. В результате появляется возможность обмануть как банк, так и страховщиков жизни заемщика путем представления подложных заявлений о смерти.

Противодействие злоупотреблениям при получении банковских ссуд.
Политика противодействия необоснованному получению банковских ссуд должна включать в себя следующие моменты.
  • Решения о выдаче кредитов принимаются только коллегиально на заседании кредитного комитета или аналогичного ему органа.
  • Четкое разграничиваются полномочия руководителей различного ранга по выдаче кредита и установлению процентных ставок.
  • Все выданные или продленные кредиты полностью обеспечиваются ликвидным залогом, находящимся в распоряжении банка, или поручительствами (гарантиями). Осуществляется постоянный и тщательный контроль за наличием залога по ссудам.
  • Проводятся регулярные проверки правомерности выдачи кредитов и установления процентных ставок.
  • Жестко контролируется расходование средств со спецссудного счета клиента, взявшего кредит.
  • Назначаются незаинтересованные служащие для проверки обязательств по каждому заемщику.
Основные виды мошенничества с привлекаемыми ресурсами и ценными бумагами
В структуре большинства банков имеются отделы (управления) по работе со свободными финансовыми ресурсами и с ценными бумагами (облигациями, акциями) для выгодного инвестирования как собственных средств, так и свободных финансовых ресурсов клиентов. Обычно этот же отдел осуществляет и трастовые операции. В маленьких банках такие операции обычно осуществляет один из руководителей, а учетные документы хранятся у рядового исполнителя, который также осуществляет контроль за ценными бумагами.

Наиболее распространены следующие виды мошенничества:
1)"Продажа" клиентов в другой банк
Распространена практика, когда работники низшего и среднего звена банка предоставляют информацию о своих клиентах банкам-конкурентам. При этом клиентам, желающим положить значительные суммы денег на депозит, специально сообщаются заниженные депозитные ставки.
а) При "наглом" подходе к клиенту последнему сообщается, что ставка по депозиту в имярек-банке намного выше. Клиент благодарит и несет деньги в указанный банк. Работник же банка регулярно наведывается в имярек-банк и перечисляет клиентов, которых он "отвадил" от своего банка и получает комиссионное вознаграждение от банка-конкурента.
Если руководство банка, потерявшего клиента, узнает о проделках своего работника, тот отвечает, что он всего-навсего боролся за снижение банковских расходов на выплату процентов.
б) При более тонком подходе, когда речь идет о клиенте-юридическом лице, клиента "отваживают" от своего банка ничего лишнего не говоря, а затем сообщают о потенциальном клиенте в банк-конкурент. Последний уже сам обрабатывает клиента и в случае успеха выплачивает комиссионные работнику, давшему информацию.
в) Этот вариант заключается в создании личной финансовой компании банковского работника, учредителем которой является подставное лицо. Схема привлечения средств стандартная: клиента убеждают, что у банка депозитные ставки низкие, а у финансовой компании — высокие. Клиент отдает деньги финансовой компании, которые работник-махинатор тут же кладет на депозитный счет в своем банке под значительно более высокий процент.

2)Занижение ставок при продаже ресурсов на межбанковском рынке.
Работник в конфиденциальном порядке договаривается с другим банком о продаже ресурсов по заниженной процентной ставке. Затем разница (или часть разницы) в доходе при реальной и заниженной ставке отдается работнику, обеспечившему продажу более дешевых ресурсов.

3)Утаивание части выручки от продажи ценных бумаг клиентов
Клиенты, продающие свои ценные бумаги через брокера банка, часто не сравнивают процентный доход, указанный в отчете о продаже ценных бумаг, полученный от брокера банка, с рыночной котировкой ценных бумаг на дату продажи. Это позволяет занижать в отчете о продаже ценных бумаг реальную цену и тем самым обеспечивать личный доход, часто оформляемый на третью фирму как комиссионные за посредничество.
Такая деятельность на практике является мало контролируемой и у специалиста по таким операциям практически не бывает проблем до момента, пока клиент не возмутится постоянным неудачным операциям банковского брокера с его ценными бумагами. Так как на брокера жалуются прежде всего самому брокеру, последний имеет возможность переоформить результаты сделок и мирно уладить конфликт, не информируя о нем руководство банка. С въедливым клиентом он будет работать осторожнее, отыгрываясь на прочих клиентах. В результате руководители банка будут "не в курсе" относительно этих краж и не предпримут мер по их пресечению.
Этот вид мошенничества встречается не только при продаже ценных бумаг клиентов, но и при их приобретении, когда в отчете о покупке ценных бумаг приводится цена выше фактического биржевого курса.

4)Утаивание средств, предназначенных для приобретения ценных бумаг.
Банковский брокер обычно требует, чтобы при подаче клиентом заявки на приобретение ценных бумаг одновременно перечислялись и средства, достаточные для покрытия стоимости заявленных к покупке ценных бумаг на момент поставки. В зарубежной практике бывают случаи, когда брокер, принимая поручение клиента, заставляет его выписать чек на сумму приблизительно равную стоимости ценных бумаг. Затем банковский работник получает наличные по чеку и похищает поступления от продажи ценных бумаг, используя последующие поручения для возмещения убытков.
В небольших банках предотвратить этот вид мошенничества крайне трудно. Обычно контроль за операциями с ценными бумагами полностью осуществляет какой-нибудь один служащий, и в редком случае какую-нибудь часть сделки проверяет другой служащий или работник. Если брокер достаточно умен, чтобы скрыть свои незаконные действия, недостача может быть бесконечной.

5)"Наглое" изъятие и продажа в личных целях ценных бумаг банка.
Такое хищение достаточно распространено как в зарубежных, так и в отечественных небольших банках, когда операции с ценными бумагами контролируются преимущественно одним работником. Ясно, что недостача такого типа легко раскрываются при первой же ревизии, но тем не менее такие хищения совершаются в надежде, что недостачу ценных бумаг к моменту ревизии удастся погасить.

6)Умышленно неэффективная покупка ценных бумаг.
Брокер вступает в соглашение с эмитентами не очень выгодных ценных бумаг или цена на которые искусственно завышена нестандартными методами. Затем он уговаривает клиента купить предлагаемые им ценные бумаги, получая от эмитентов комиссионные.

7)Сговор по продаже похищенных ценных бумаг банку.
Этот метод основан на тайном сговоре работников банка с держателями краденных ценных бумаг для размещения последних в портфеле долговых обязательств банка. Такие случаи обычно бывают в небольших банках с неэффективной системой внутреннего контроля.

8)Замена обесцененных ценных бумаг на прибыльные из банковского портфеля.
Сущность приема заключается в подмене работником банка своих потерявших высокую доходность ценных бумаг на ценные бумаги, принадлежащие банку. Конечно, необходимо внести изменения в реестр ценных бумаг банка, но если сам работник-махинатор его и ведет, то с серьезных проблем не возникает. Такие операции также легче проводить в мелких банках, где нет необходимого разделения функций и руководители должным образом не контролируют инвестиционный портфель.

9)Использование счетов банка для спекуляции ценными бумагами в личных интересах
Незаконное использование банковскими работниками счетов банка для личных коммерческих операций с ценными бумагами может стать причиной крупных недостач в отделе ценных бумаг.
 
Последнее редактирование:
Бухгалтерия банка
По международной статистике среди банковских мошенников бухгалтера занимают второе место. У грамотного бухгалтера всегда есть хорошие возможности скрыть свои операции. Ниже приводятся основные недобросовестные операции, которые могут совершаться через бухгалтерию банка.

1)Несанкционированный овердрафт по счету.
Своей волей бухгалтер списывает со счета сумму, которая значительно превышает остаток средств на счете. В результате такой проводки на следующий день по счету выплывет дебетовое сальдо и с бухгалтером начинают разбираться. Бухгалтер кается и говорит, что ошибся. Его могут даже уволить или сделать начет для частичного (очень незначительного) погашения ущерба. Но все равно эта афера для бухгалтера может иметь смысл, если он действует в сговоре с лицами, которым он перечислил деньги.
В некоторых банках в компьютерных сетях ставятся блокировки, не допускающих несанкционированный овердрафт. В этом случае мошенники могут делать несанкционированные списания крупных сумм с контокоррентных счетов.

2)Отнесение собственных расходов на счета клиентов.
У работников бухгалтерии обычно нет доступа к наличным деньгам или к бухгалтерским проводкам за пределами своего отдела. Поэтому они вынуждены ограничиваться манипуляцией собственными записями. Обычно мошенничество совершается путем отнесения своих личных расходов на счет клиента или на счет подставной фирмы, созданной с целью поглощения таких расходов.
В зарубежной практике встречается дебетование счета клиента дважды одним и тем же чеком и кредитование своего собственного счета суммой этого чека. Таким образом получается сальдо, против которого бухгалтера могут выписывать себе чеки, сохраняя при этом баланс между дебетом и кредитом.

3)Занижение комиссионных сборов по счетам клиентов.
При этом способе сумма причитающихся клиенту комиссионных сборов занижается, а разница относится на личный счет бухгалтера или на счет подставной фирмы.

4)Манипулирование с начисляемыми процентами на вклады клиентов.
Такое мошенничество осуществляется путем завышения фактических процентов, начисляемых по счетам, и использования суммы завышения для компенсации фиктивных расходов.
В небольших банках, где бухгалтерам разрешено иметь доступ к наличным деньгам и чужим бухгалтерским записям, возможности для злоупотреблений расширяются за счет получения наличных денег и сокрытия недостачи по бухгалтерским проводкам.

5)Изъятие чеков работников банка до их отражения в бухгалтерском учете.
В зарубежной практике встречались случаи уничтожения бухгалтером своего личного чека или чека компаньона по афере до его проводки по счету. Для прикрытия этой операции осуществляются манипуляции со счетами клиентов, не особенно вникающих в вопросы согласования своих банковских отчетов. Через эти счета для компенсации сумм уничтоженных чеков пропускаются небольшие депозиты. При этом выполняются проводки по соответствующим счетам, но суммы этих депозитов не включаются в новые балансы.

6)Фальсификация остатков в карточках бухгалтерского учета.
Методика в целом аналогична вышеописанной. При выполнении проводок за основу брался старый баланс, по которому проводились документы, а затем заносимая сумма вычиталась.

7)Завышение и занижение сумм проводок.
Изменение сумм проводок для того, чтобы "сэкономленные" деньги направить на счет фиктивной фирмы. Степень раскрываемости таких мошенничеств зависит от тщательности контроля за деятельностью бухгалтеров со стороны руководства банка, аудиторов и ревизоров.

8)Использование средств временно не используемых счетов.
Остатки временно не используемых счетов переносятся на счет фиктивной фирмы, который дебетуется на суммы, похищенные работником бухгалтерии.

РЕШЕНИЯ:
Предупреждение злоупотреблений со стороны бухгалтеров банка.


В больших банках хорошие результаты дает жесткая система внутреннего контроля. , однако, в небольшом банке эта превентивная мера малоэффективна. Небольшое число служащих не позволяет рационально распределить обязанности и лишить бухгалтеров возможности злоупотреблений.

Однако, как для мелких, так и крупных банков всегда полезны следующие мероприятия:
  • ротация обязанностей бухгалтеров, чтобы одни и те же счета клиентов не контролировались одним работником;
  • частые неожиданные ревизии или проверки счетов опытными банковскими аудиторами. Для обнаружения мошенничества весьма важен элемент неожиданности. Любое предупреждение о ревизии или проверке счетов дает бухгалтеру время для сокрытия злоупотреблений, которые найти будет сложно в случае, если мошенничеством занимается опытный бухгалтер;
  • ни один бухгалтер не должен осуществлять проводки по переводу средств с одного счета на другой ни под каким предлогом;
  • должно постоянно контролироваться наличие на всех проводках, кроме чеков и бланков о внесении депозита, направляемых в бухгалтерию, правомочной подписи;
  • все временно не используемые счета должны находиться под контролем одного из банковских служащих из числа руководящего состава;
  • личные счета работников бухгалтерии должны постоянно проверяться на предмет наличия необычных вкладов;
  • при закрытии каждого дня необходимо составлять список всех овердрафтов (если они есть). Такие списки должны регулярно проверяться;
  • работники бухгалтерии не должны иметь доступа к наличным деньгам кассиров.
Мошенничества с валютными операциями
Наиболее распространенными мошенничествами с валютой в отечественной и зарубежной практике являются следующие:
1)Списание со счетов иностранных клиентов по фиктивным документам.
Особенно распространено указанное мошенничество при управлении кодированными счетами по факсу. Такое управление применяется во многих зарубежных банках (на территории стран СНГ — прежде всего в Прибалтике).
При открытии кодированного счета клиент получает кодовую таблицу, по которой он исчисляет кодовое число. Это число указывается на платежном документе, который клиент передает в банк по факсу. Оно должно свидетельствовать, что списание со счета производит именно то лицо, которое имеет право управления счетом.
Но аналогичную кодовую таблицу имеет и работник банка, о которой он сообщает компаньону в городе, где живет владелец счета. От компаньона поступает соответствующий факс, деньги переводятся в другой банк, где быстро обналичиваются и следы мошенника теряются.
Такие мошенничества случались в прибалтийских банках, но широкий резонанс среди владельцев оффшорных счетов получило незаконное снятие крупной суммы денег в одном кипрском банке. Указанная сумма была переведена в Израиль и там обналичена. Для банка такая афера последствий не имела, так как всех собственников кодированных счетов заставляли подписать документ, по которому банк не нес ответственности за попадание кодовой таблицы в чужие руки. Априори предполагалось, что не обеспечил секретное хранение кодовой таблицы именно владелец счета, а не операционистка.
После незаконного снятия денег владелец счета пытается найти правду в банке. Но добиться чего-то бывает чрезвычайно трудно, особенно в случае, когда деньги списаны со счета оффшорной компании с фиктивными учредителями и директорами.
В случае неправомерного списания денег со счета вместо зарегистрированного фиктивного директора Джонатана Джонсона по банку начинает бегать наш Ванька Иванов с печатью оффшорной компании, который к тому же норовит расписываться как Джонатан Джонсон. Естественно, что его никто серьезно не воспринимает.
Основная рекомендация владельцам кодированных счетов — не переводите и не держите на этих счетах крупных сумм, так как на мелочи мошенники обычно не размениваются. Кроме того, операционистки в зарубежных банках из-за мелких сумм предпочитают не рисковать своим местом.

2)Списание средств с корсчетов своего банка в зарубежном банке.
Со стороны работника банка может быть "наглое списание" денег на свой счет или счет компаньона (списал и убежал). Обычно для такого списания используются подложные документы.

3)Злоупотребления при конвертации валют.
Конвертация валюты — весьма распространенная операция в банках Балтии для клиентов из Беларуси, России, Украины и некоторых других стран, где существует достаточно жесткое валютное регулирование.
Такая конвертация обычно производится через оффшорные компании, курс согласовывается по телефону. Однако, если реальный курс окажется для клиента менее выгодным по сравнению с согласованным по телефону, он тем не менее вынужден соглашаться. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны работника банка, занимающегося конвертацией.
Клиенту работник банка может даже прислать факс о курсе конвертации валюты. Но сегодня факсы не подделывает только самый ленивый.

4)Компьютер может делать валюту "из воздуха".
В условиях постоянного и динамичного изменения курса валют открываются дополнительные возможности для махинаций. Они основаны на неправильном пересчете курсов валют. Такую неправильность жулики могут заложить прямо в компьютерную программу.
В одном из ведущих московских банков начальник отдела автоматизации неторговых операций модернизировал компьютерную программу учета движения валютных средств банка по счетам граждан. В результате эта программа при введении коммерческого курса рубля завысила на 700 тыс. долларов США курсовую разницу, предназначенную для зачисления на счета граждан.
Эту разницу нужно было "разбросать" по счетам. С этой целью на 121 банковский счет граждан были перечислены суммы от четырех до шести тысяч долларов. При этом использовались счета владельцев, имеющих незначительные остатки (от нескольких центов до 10 долларов), и обращение которых в банк было маловероятно. Поскольку таких счетов оказалось недостаточно, то мошенник был вынужден восстанавливать уже закрытые счета, а также открывать новые. Естественно, что юридические дела на вновь открываемые счета отсутствовали, а на закрытые счета дела были уже в архиве.Оставалось "вытащить" расписанную по счетам валюту.Компьютерная программа и здесь оказала помощь. Путем ее очередной модернизации все деньги были перераспределены на открытые сообщником счета. Последний воспользовался шестью украденными или потерянными паспортами других граждан, в которые вклеил свои фотографии. Он предъявлял эти паспорта в банке и спокойно снимал деньги. Похищенная валюта делилась с начальником отдела автоматизации.

5)Хищение валютных переводов.
Указанный метод не нуждается в особых разъяснениях. Сделаем лишь отдельные комментарии по поводу методов противодействия таким хищениям.
Если на одном бланке несколько переводов, то необходимо проверять сложение обоих видов валют, так как были случаи мошенничества, когда преднамеренно осуществлялось неправильное сложение. С целью предупреждения хищений валюты, полученной по почте, рекомендуется всю поступающую иностранную почту вскрывать в присутствии двух лиц. Валюта должна пересчитываться одним работником, а проверяться другим.
Иногда происходит хищение средств, полученных для переводов. Мошенничество состоит в переводе лишь части предназначенной для перевода суммы. При "наглом" хищении перевод вообще может не делаться. Если обязанности кассира состоят и в приеме денег, и в оформлении перевода, то хищение обнаружить достаточно сложно. Однако, они достаточно легко выявляются при поступлении из-за границы жалоб, что денежные переводы не поступили или оказались по сумме меньше ожидаемой.

6)Мошенничества с дорожными чеками.
Мошенничество, связанное с дорожными чеками, часто осуществляется путем утаивания денежных переводов в компанию, для которой выписывались дорожные чеки. В международной практике встречаются случаи, когда банковский работник выписывает чеки на себя и затем их обналичивал. Недостача покрывается из доходов, полученных от дополнительной продажи чеков.
Для предупреждения этого вида мошенничества не следует позволять хранить дорожные чеки у лица, которое их выписывает. Можно также порекомендовать выписывать чеки только в тех случаях, когда оплата подтверждена.

РЕШЕНИЯ:
Предупреждение мошенничеств с валютой.

Наряду со стандартными предложениями типа "крепить учет и контроль" можно рекомендовать следующие:
  • Конвертации иностранных валют должны осуществляются одним лицом, а проверяться другим.
  • Обязанности работников должны разделяться для того, чтобы осуществление мошенничества было возможным только при наличии сговора. Совершить мошенническую сделку на основе сговора вдвоем сложнее, чем в одиночку, а втроем сложнее, чем вдвоем.
  • По мере возможности вся поступающая почта, особенно почта из-за рубежа, должна вскрываться в присутствии двух лиц.
  • Комиссионные сборы за осуществление валютных операции должны регулярно проверяться на предмет правильности инкассации и правильности осуществления проводок.
  • Оплата дорожных чеков должна проводиться не тем лицом, которые эти чеки выписывает.
Мошенничества в хранилищах для собственности клиентов
Некоторые банки принимают от своих клиентов на безопасное хранение ценные бумаги, важные документы и материальные ценности. Таким предметам обеспечивают ту же безопасность и защиту, что и собственности банка. , однако, при отсутствии необходимого контроля возможны мошенничества и в хранилищах.
Среди мошенничеств в хранилищах наиболее распространены следующие:

1)Проникновение в камеры для хранения в отсутствие владельца.

В большинстве случаев неправомочный доступ банковских работников к камерам хранилища осуществляется с помощью:
а) тайно изготовленных дубликатов ключей клиентов;
б) ключа клиента, который клиент оставляет (по ленности или излишней доверчивости) служащему банка.
В обоих случаях хищение существенных проблем не составляет.
Убытки от неправомочного доступа к камерам хранилища обычно обнаруживаются при проверке клиентами своих камер. Клиенту бывает очень трудно доказать факт хищения из его камеры. Если не найден похититель, возмещение ущерба клиенту весьма сомнительно.
Поэтому берегите свой ключ, не передавайте его даже внушающим очень большое доверие людям.

2)Хищение комиссионного сбора за аренду камер.
Такие убытки обычно возникают при отсутствии контроля за доходами хранилища, когда служащий может присвоить наличные деньги, уплачиваемые клиентами за пользование камерами.
При проверке легко обнаружить, что некоторые из "пустых" камер были сданы внаем, так сказать, конфиденциально, без надлежащего оформления и получения банком дохода. Проверка также может показать отсутствие наборов ключей для не зафиксированных как сданных клиентам камер.

3)Хищение ценных бумаг.
Ценные бумаги, оставляемые в банке, не всегда запираются в камеру, к которой возможен доступ лишь при наличии сразу нескольких ключей, в том числе и ключа клиента. По некоторым ценным бумагам (особенно по облигациям с купонами) нужно регулярно получать доход. Эту работу клиенты часто доверяют банковским работникам. Далее хищение становится делом элементарным.

Мошенничества со сданным в аренду имуществом

1)Присвоение дохода от арендной платы.

С арендатором имущества обычно контактирует только работник, контролирующий расчеты по аренде. Именно с ним арендатор обычно решает вопрос о величине арендной платы. Затем работник банка обращается в вышестоящие инстанции с ходатайством о снижении арендных платежей. Получив положительное решение, он тем не менее арендные платежи взимает в прежнем размере, а разницу между первоначальными и пониженными платежами присваивая себе.
Известны случаи, когда в аренду сдавались по низкой цене квартиры, в которых жили близкие знакомые работников, отвечающих за аренду. Эти лица объясняли низкую величину арендной платы объективными причинами (например, арендатор больной, много платить не может).

2)"Наглое" присвоение арендных платежей.
Этот случай характеризуется тем, что арендные платежи собираются, но в банк не сдаются и фигурируют в банковской отчетности как задолженность по арендным платежам. Подобное преступление легко раскрывается в результате смены сборщика арендных платежей. Новый сборщик быстро узнает, что его предшественник деньги собирал, но направлял их на собственные нужды.
Эффективным способом контроля за помещениями, сдающимися в наем, является личная проверка занятости помещений.
Просмотр соглашений по долгосрочной аренде и сверка их с бухгалтерскими документами арендаторов поможет контролировать общий доход и выявлять неправильную корректировку арендных доходов.
[DOUBLEPOST=1427103624,1427103431][/DOUBLEPOST] Выдача заведомо неверно оформленных векселей
Вексель является долговым документом, оформленный строго определенным образом с набором стандартных реквизитов. Для того, чтобы вексель был признан недействительным, мошенники умышленно нарушают законодательно установленную процедуру оформления векселя.
В ряде случаев векселя выписывают подразделения или филиалы крупной хозяйственной структуры, которым головной офис такого разрешения не давал. В результате такие векселя также признаются недействительными. И в этом случае страдает клиент.
Один из крупных белорусских банков привлекал средства через свои филиалы путем выписки векселей от имени этих филиалов. Когда банк обанкротился и клиенты начали требовать свои деньги назад, то выяснилось, что головное отделение банка не давало право своим филиалам эммитировать векселя. Через суды все эти векселя были признаны недействительными. Клиенты уже не могли получить проценты по векселям. Поскольку сделки признавались недействительными, то клиенты могли рассчитывать на возврат только суммы, которую они перечислили в банк. Естественно, что они сильно теряли из-за инфляции. Более того, из-за банкротства банка и эту сумму многие заимодатели не смогли вернуть.

Умышленное превышение руководителем своих полномочий
В уставах предприятий обычно оговариваются пределы компетенции руководителя предприятия.
В частности, в уставах акционерных обществ обычно оговаривается максимальный размер сделок, которые наемный директор предприятия может заключать без санкции Правления общества. Кроме того, часто имеются ограничения по использованию директором имущества общества.
Директора предприятий при заключении сделок не имеют привычки информировать партнеров об ограничениях их полномочий. Более того, недобросовестные руководители умышленно заключают договоры сверх пределов своих прав с последующим отказом от выполнения договорных обязательств.
Директор акционерного общества взял крупную ссуду под залог имущества предприятия. Кредит фирма вовремя не вернула. Когда кредитор попробовал забрать залог, то оказалось, что директор по уставу не имел права передавать имущество в залог. Суд признал залог недействительным и одновременно обязал должника вернуть деньги. Остался неясным только один вопрос: когда и как будет возвращена эта ссуда.

Лжебанкиры
Главным организатором и идейным вдохновителем этой аферы был российский гражданин, бывший банкир, который и придумал новую схему честного облапошивания.
Изобретенная мошенником схема, в результате чего различные фирмы из многих регионов России лишились млрд неденоминированных рублей, вполне могла бы претендовать на какую-нибудь премию по экономике, если бы ее реализация не завершилась столь плачевно. Тем более что ее масштаб вполне сравним с аферами начала 90-х годов по поддельным чекам России и пресловутыми авизо.
Сначала преступники покупали какой-нибудь терпящий бедствие небольшой московский банк, у которого к тому времени Главное управление ЦБ РФ отозвало лицензию на проведение некоторых операций и даже вообще лишило лицензии. А затем, получив право управления, назначив своих людей на руководящие должности и еще законно на этом этапе завладев печатями, штампами и прочими официальными банковскими документами, преступники или действуя силой, или за деньги выкупали у прежнего руководства чистые бланки векселей, которые тоже на тот момент еще были настоящими, но уже неликвидными. Заполнив его, лжебанкиры иногда через своих посредников или прямо по факсу направляли свое предложение различным коммерческим фирмам, у которых, по их сведениям, были значительные долги перед федеральным и местным бюджетом, помочь рассчитаться с государством.
Ничего не подозревавшие, коммерсанты приезжали в Москву, видели прилично одетых людей, утверждавших что они честные банкиры, здание банка, после этого рассчитывались каким-нибудь имеющимся у них в избытке товаром на обозначенную в векселе сумму через опять-таки подставные фирмы и получали платежное поручение и заверения, что все их долги будут перечислены банком государству.
Развязка, как правило, наступала через несколько месяцев. К тому времени, разумеется, найти концы обманутым предпринимателям самостоятельно было практически нереально.

Некоторые типовые схемы
Существует ряд исторически апробированных схем мошенничества. Приведенный ниже список не является исчерпывающим и содержит лишь некоторые наиболее часто используемые схемы.
  • неправильные бухгалтерские проводки;
  • несанкционированное снятие средств со счетов;
  • несанкционированная выплата средств сторонним лицам;
  • оплата личных расходов из средств банка;
  • кража имущества;
  • несанкционированные и неучтенные выплаты наличных средств;
  • кража и несанкционированное использование заложенного имущества.
Некоторые типовые схемы с примерами приведены ниже:

1)Перевод средств с неактивных или бездействующих клиентских счетов
Уполномоченные лица делают записи в журналах или выдают платежные поручения о переводе клиентских средств на другие счета без ведома самого клиента. Установить письменный или телефонный контакт с держателем счета для подтверждения сделки не представляется возможным.

2)Кредитование несуществующих заемщиков
Кредитные инспекторы умышленно или неумышленно принимают к рассмотрению фальшивые заявления о предоставлении ссуды. Эти заявления могут подкрепляться недостоверной финансовой отчетностью. Такой тип кредитного мошенничества совершают как лица, которые являются сторонними по отношению к кредитному учреждению («внешнее мошенничество»), так и кредитные инспекторы, директора или сотрудники кредитного учреждения («внутреннее мошенничество»).

3)Фиктивное кредитование, сопровождаемое «откатом» и перераспределением заемных средств
Кредитный инспектор выдает кредит своим сообщникам, которые затем передают ему все или часть полученных средств. В некоторых случаях займы могут списываться на безнадежные долги. Иногда фиктивные кредиты погашаются одновременно с предоставлением новых кредитов, полученных мошенническим путем.

4)Кредитные договоры по принципу «ты – мне, я – тебе»
Инсайдеры в банке организуют кредитование других лиц либо продают ссуды другим банкам в обмен на договоренность о приобретении их ссуд, чтобы за ними скрыть кредитные и торговые операции.

5)Цепное финансирование
Банку предлагаются крупные депозиты (как правило, брокерские депозиты) с условием предоставления займов определенным лицам, которые являются аффилированными по отношению к посреднику-владельцу крупных депозитов. Мошенники обещают банку огромные прибыли, однако срок погашения займов больше срока хранения депозита (т.н. «горячие» деньги). Посреднику или банкиру могут выплачиваться комиссионные от сделки (т.н. «откат»).

6)Кредиты на строительство
Кредитование строительства характеризуется рядом особенностей, которые отличают его от других видов бессрочного или промежуточного кредитования. Строительные проекты отличаются более высоким уровнем риска, чем, например, завершенные объекты. В этой сфере используется множество мошеннических схем. Среди наиболее распространенных можно выделить схемы, связанные с оценкой затрат на завершение строительства, накладными расходами строительного подрядчика, заявками подрядчика на выборку средств и использованием схем удержания. Учитывая распространенность мошенничества в сфере строительства, ниже приведена дополнительная информация по наиболее типичным рискам.

7)Оценка затрат на завершение строительства
Обычно заявитель обращается в кредитное учреждение за получением кредита на строительство, уже имея на руках всю необходимую проектно-сметную документацию. По мере реализации проекта, смета пересматривается с учетом фактических затрат. В ходе строительства фактические затраты могут превышать или быть меньше заложенных в смете, что должно отражаться в распоряжении о внесение изменений в проект. Если кредитный договор был правильно составлен и исполнен, то без согласия кредитора в смету не должны вноситься никакие изменения. Тем не менее, существует риск того, что подрядчик или заемщик могут представлять кредитору неправильную информацию об отклонениях от сметы.

8)Накладные расходы строительного подрядчика
В ряде случаев при финансировании строительства в смету закладываются накладные расходы подрядной организации. Здесь перед мошенниками открываются большие горизонты. Накладные расходы закладываются в смету с тем, чтобы строительный подрядчик имел в своем распоряжении операционный капитал на время строительства объекта. При распределении накладных расходов не должна учитываться норма прибыльности, поскольку подрядчик получает прибыль после завершения строительства объекта. Исторически, расходование неблагополучных кредитов на строительство или отчуждение заложенного имущества вследствие мошенничества проводилось по статье накладных расходов строительного подрядчика.

9)Заявки на выборку средств
Авансовые платежи в виде кредитов на строительство обычно выплачиваются на основании заявок на выборку средств. Заявка на выборку средств – это документ, подтверждающий определенные расходы строительного подрядчика, который хочет получить эти средства в виде компенсации или прямого платежа. Типовая схема мошенничества в этой области предполагает направление заявки на получение аванса в виде кредита на погашение ненадлежащих расходов, таких как личные расходы или затраты на строительство объектов, не предусмотренных проектом. Заявки на выборку средств создают для строительных организаций огромные возможности для обмана кредитора, который рассчитывается с подрядчиком на основании представляемых ему документов.
 
Назад
Сверху Снизу