100 лет «Мосфильму»: главные картины самой известной киностудии страны

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.447
Репутация
7.054
Реакции
19.695
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1706619809546.png

30 января 2024 года киностудия «Мосфильм» отмечает 100-летний юбилей. «Броненосец «Потемкин», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» и «Курьер» — эти и другие культовые советские фильмы были сняты именно здесь. Forbes Life рассказывает про них и другие знаковые картины, которые определили кинематограф СССР и России

На «Мосфильме», одной из крупнейших киностудий Европы, в разное время работали такие классики мирового кинематографа, как Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Борис Барнет, Михаил Ромм, Григорий Александров и Юлий Райзман, Константин Юдин, Марлен Хуциев, Владимир Алов и Александр Наумов, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев и Андрей Кончаловский, Георгий Данелия, Карен Шахназаров и Александр Митта.

На самом деле «Мосфильм» может по-разному отсчитывать дату своего рождения. В 1924 года были учреждены Первая и Третья фабрики «Госкино» на базе дореволюционных фабрик, прекративших свое существование после 1917 года. А решение о строительстве новой, технически оснащенной кинофабрики приняли только в 1927-м. Для этого выбрали место со сказочным названием Потылиха, а первый камень заложили 20 ноября 1928 года — событие зафиксировали на пленку операторы кинохроники.

Фабрика не раз переименовывалась и меняла статус. Настоящее название — киностудия «Мосфильм» — утвердили в январе 1936 года. Менялось время, менялось и кино. Раскованные, эстетически свободные, авангардные кинофильмы 1920-х сменили канонические, идейно выверенные картины 1930-х и 1940-х. Во время войны «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату (ныне — Алматы), где вместе с «Ленфильмом» он образовал Центральную объединенную киностудию художественных фильмов (ЦОКС).

В столицу кинематографисты вернулись в 1944-м. В начале 1950-х вышло постановление о реконструкции киностудий Москвы. По плану на 43 га размещались новые производственно-бытовые и технические корпуса и съемочные павильоны. Благодаря режиссеру Александру Птушко павильон для комбинированных съемок получил необходимые площади и оборудование.
В начале 1960-х здесь заработало несколько творческих объединений, у которых сперва были порядковые номера, позже замененные на имена — «Время», «Луч», «Товарищ», «Юность», «Телефильм», «Глобус». В начале 1970-х их реорганизовали и перепрофилировали: на одних снимали только драмы, на других — комедии. За 100 лет своего существования киностудия сменила 23 руководителей, и в 1937 году, хотя и недолго, ею управляла Софья Соколовская — единственная женщина на посту директора за все время. Наибольшее количество фильмов (50) на киностудии сняли в 1982-м, наименьшее — в первые послевоенные годы.

Перестроечный и постперестроечные периоды студия прошла удачнее, чем другие госорганизации, — она не прекратила существование, не растеряла большое количество недвижимого имущества, избавиться от сомнительных арендаторов, вероятной приватизации и с появлением финансовой возможности начала реконструкцию и полную модернизацию технической базы. «Мосфильму» удалось сохранить и «золотую коллекцию» фильмов, в которую входит отечественная киноклассика — от «Карнавальной ночи» и «Я шагаю по Москве» до «Интердевочки» и «Ширли-мырли».

Киноработы, снятые на студии, которы внесли заметный вклад в советский и российский кинематограф и полюбились зрителям. При этом за пределами списка остались такие значимые фильмы, как «Стачка» Сергея Эйзенштейна и «Третья Мещанская» Абрама Роома, «Цирк» и «Веселые ребята» Григория Александрова, «Подкидыш» Татьяны Лукашевич и «Трактористы» Ивана Пырьева, «Высота» Александра Зархи и «Калина красная» Василия Шукшина и много-много других достойных киноработ.
16
«Броненосец «Потемкин», 1925 год

«Броненосец «Потемкин», 1925 год​

Режиссер Сергей Эйзенштейн
Открывает подборку одна из самых эстетически влиятельных кинокартин в истории мирового кино. Будущий шедевр мог и не случиться вовсе, сложись обстоятельства иным образом. Изначально планировалось снять эпопею к 20-летнему юбилею революции 1905 года, охватывающую ее ключевые события.
По счастью (это стало понятно позднее), на такие масштабные съемки элементарно не хватило времени, и 27-летний Сергей Эйзенштейн решил экранизировать эпизод о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», в итоге сотворив убедительнейший киномиф, за который его впоследствии то поносили, то превозносили. Чаще второе. А ключевые сцены из «Броненосца» цитировали во множестве фильмов множество режиссеров и даже в мультсериал «Симпсоны».

«Ошибка инженера Кочина», 1939 год

«Ошибка инженера Кочина», 1939 год​

Режиссер Александр Мачерет
К выходу «Ошибки» в прокат режиссер Михаил Ромм писал в газете «Кино», что «картина возрождает в нашем искусстве детектив с большой стилистической чистотой и притом на новых, более сложных позициях».
В основе пятой работы Александра Мачерета — пьеса братьев Тур и Льва Шейниных «Очная ставка». Тяжеловесный драматический текст усилиями писателя Юрия Олеши превратился в захватывающую историю про шпионов с кучей неожиданных персонажей. Роль главного детектива — сотрудника госбезопасности Ларцева — сыграл обаятельный Михаил Жаров, Леонид Кмит (Петька из классического «Чапаева») — официанта, страдающего от неразделенной любви к коллеге и мечтающего стать сыщиком, Фаина Раневская и Борис Петкер — трогательную пару еврейских портных Гуревичей, играющих ключевую роль в разоблачении шпиона. Любимица советских зрителей 30-х годов Любовь Орлова и вовсе выступила в непривычном амплуа. Добавить еще отменную операторскую работу Игоря Гелейна и получится один из первых и лучших советских шпионских детективов. Или даже триллеров, которых в советском кино, правда, не могло быть по определению.

 «Нашествие», 1944 год

«Нашествие», 1944 год​

Режиссер Абрам Роом
Считается, что лучшие кинокартины о Великой Отечественной войне сняты уже 1960-е годы. Отсчет обычно начинается с «Летят журавли» Михаила Калатозова, также созданного на «Мосфильме», но до каннского триумфатора выходили и другие, не менее значимые, фильмы, со временем оказавшиеся в забвении. Один из них — «Нашествие» Абрама Роома, снимавшийся в эвакуации еще во время войны.
Федор Таланов (Олег Жаков) возвращается в родной город, но дома ему не слишком рады, ведь вернулся он не из командировки, а из заключения. Вскоре город оккупируют гитлеровцы и всем героям фильма предстоит сделать конкретный выбор.
Мир, в который попадает герой Олега Жакова, тотально враждебен к нему: его не принимают родные и близкие, немцы в нем видят лишь инструмент, который можно использовать для своих целей. Трагичность всеми отвергаемого героя акцентируют ироничные с оттенком горечи реплики и его шутовское поведение. Родительскую приязнь и доверие возможно вернуть только запредельной ценой — пожертвовав своей жизнью, что и делает Федор, выдавая себя за главного подпольщика, который раненый прячется в их доме.

«Сорок первый», 1956 год

«Сорок первый», 1956 год​

Режиссер Григорий Чухрай
Лучший стрелок красноармейского отряда Марютка (Изольда Извицкая) влюбляется в интеллигентного белогвардейского поручика Говоруху-Отрока (Олег Стриженов), вдвоем с которым оказывается на время отрезана от всего мира.
Дебют Григория Чухрая стал одним из первых фильмов, в котором пересматривалось отношение к событиям и последствиям революции и Гражданской войны и людям того времени. Режиссер, прошедший всю Великую Отечественную и четырежды раненный, рассказывал историю о другой не менее жуткой — братоубийственной — войне. И делал это с позиций гуманизма, задаваясь вопросом: возможно ли сохранить в себе человеческое даже в самых невозможных обстоятельствах, когда требуется проявить безоговорочную жестокость.

«Война и мир», 1964–1966 годы

«Война и мир», 1964–1966 годы​

Режиссер Сергей Бондарчук
На момент начала съемок Бондарчуку было 44 года, и это была всего лишь его вторая режиссерская работа. Первая — «Судьба человека» — снята пятью годами ранее. Советская «Война и мир» должна была стать ответом американской версии Кинга Видора, где в роли Наташи Ростовой блистала Одри Хепберн.
На создание эпохальной картины были брошены силы не только отечественной киноиндустрии, но и, по сути, всей страны. Это был вопрос престижа, ради которого в распоряжение съемочной группы давали настоящую мебель XIX века. Минобороны отрядило необходимое количество лошадей и воинские подразделения для батальных сцен, Госплан и Министерство легкой промышленности были привлечены к пошиву костюмов. Работа над фильмом началась в 1961 году, первая серия («Андрей Болконский») вышла в прокат в марте 1966 года. Коллективные усилия материализовались не только в кассовых сборах, но и признании в Штатах: «Войну и мир» наградили «Золотым глобусом» и «Оскаром».

«Андрей Рублев» (первое название «Страсти по Андрею»), 1966 год

«Андрей Рублев» (первое название «Страсти по Андрею»), 1966 год​

Режиссер Андрей Тарковский
В фильмографии Тарковского, у которого нет проходных работ, «Андрей Рублев» оказался рубежным произведением для всей истории отечественного кинематографа. Духовная, религиозная составляющая истории средневековой Руси впервые оказывается в центре сюжета. Биография русского иконописца, чье имя вынесено в название кинокартины, служит импульсом для масштабных и обобщающих размышлений о жизни и смерти, искусстве и вере, государстве и отдельной личности.
Работа над картиной началась еще до «Иванова детства» (1962), но к съемкам приступили только осенью 1964 года. Тарковский планировал включить в фильм батальные сцены Куликовской битвы, но эту часть замысла реализовать не удалось. Первоначальный хронометраж составлял три с лишним часа, но советским руководителям от кино не понравилась ни продолжительность, ни результат. После серии мытарств, в том числе и перемонтажа, картину выпустили в ограниченный прокат в 1971 году, но в авторском виде она добралась до зрителей только в 1987-м.

«Берегись автомобиля», 1966 год

«Берегись автомобиля», 1966 год​

Режиссер Эльдар Рязанов
Путь этой кинокомедии от замысла до воплощения занял целых три года. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали сценарий в 1963 году, и все остальное до съемок время пробивали чиновничью стену. Страхи киноначальников рационально объяснимы: главный герой угоняет автомобили, наказывая тем самым их владельцев — многочисленных жуликов разного калибра, продает, а вырученные деньги переводит в детские дома. Этакий Робин Гуд современного розлива, но непонятно, отрицательный он все-таки персонаж или положительный — такова была одна из претензий к авторам. Преодолевая одно препятствие за другим, переписав сценарий, изменив характеры, Рязанову с Брагинским все-таки удалось добраться до цели: актеры были утверждены, картину приняли в производство.
Первым претендентом на роль Юрия Деточкина был Юрий Никулин, но после внесенных изменений стало понятно, что необходимо искать другого исполнителя. На роль пробовались Леонид Куравлев, Олег Борисов, Олег Ефремов, а получил ее Иннокентий Смоктуновский. Хотя и тут не обошлось без сложностей: за год до этого актер сыграл Ленина в фильме «Первый посетитель», и, конечно же, не пристало после такой партии опускаться до роли вора. Но Рязанову удалось отстоять артиста, и их итогом совместных усилий зрители наслаждаются до сих пор.

 «Июльский дождь», 1968 год

«Июльский дождь», 1968 год​

Режиссер Марлен Хуциев
Пятой работе Марлена Хуциева («Весна на Заречной улице») вполне подошел бы подзаголовок «реквием по мечте». «Дождь» нередко объединяют в дилогию с предыдущей картиной Хуциева — «Застава Ильича». Центральные герои — Лена (Евгения Уралова) и Володя (Александр Белявский) — представители той самой советской интеллигенции, о которой говорили, писали книги и снимали фильмы все 60-е. Они и их друзья живут так же увлекательно, как и раньше: ходят в рестораны и гости, слушают музыку и смотрят кино и ведут беседы, которые все больше выглядят по-дурному бесконечными и все меньше содержательными.
Меланхоличный тон «Дождя» подчеркивает тотальный провал: счастья, дружбы, любви, подлинности чувств и в конце концов моральный крах персонажей. Однако в этом важнейшем фильме финала «оттепели» Марлен Хуциев хоть и прощается с идеалами и устремлениями шестидесятников, оказавшимися утопическими, но все-таки не делает их безнадежными.

 «Бриллиантовая рука», 1968 год

«Бриллиантовая рука», 1968 год​

Режиссер Леонид Гайдай
Одна из самых кассово успешных лент киностудии «Мосфильм». На жизнь и приключения простого советского гражданина Семен Семеныча Горбункова (Юрий Никулин) в первый год проката посмотреть почти 77 млн зрителей. До этой кинокартины сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской работали с Леонидом Гайдаем над комедиями «Операция «Ы»» и «Кавказская пленница». «Бриллиантовая рука» стала их последним совместным проектом.
Юрий Никулин был утвержден на роль недотепистого Горбункова еще на стадии сценария, а вот Геша Козодоев мог получиться совсем другим: первоначально Гайдай собирался снимать Георгия Вицина. Но в итоге предпочел молодого и не слишком известного Андрея Миронова, которого роль незадачливого контрабандиста сделала суперзвездой советского кино.
«Бриллиантовая рука», пожалуй, единственная гайдаевская комедия, в которой преобладают иррациональные, бессознательные мотивы: герои то и дело выпадают из советской реальности буквально и метафорически — переживают кошмары во сне и наяву, и многое для них было не тем, чем казалось, включая обычных советских граждан.

 «Слово для защиты», 1976 год

«Слово для защиты», 1976 год​

Режиссер Вадим Абдрашитов
В своем полнометражном дебюте режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе (с этой ленты начнется их многолетнее содружество) в центр истории ставят двух женщин — начинающего адвоката Ирину (Галина Яцкина) и ее подопечную Валентину (Марина Неелова). Ирина, назначенная защищать обвиняемую в предумышленном покушении на убийство и самоубийство, по мере продвижения дела начинает переосмыслять собственную жизнь, что в итоге приводит к сильнейшему личностному кризису.
Феномен «кино морального беспокойства» возник в Польше в середине 1970-х, но фильмы на эту тему снимали и советские кинематографисты. Вадим Абдрашитов — один из самых ярких и последовательных авторов такого кино. Его фильмы не прямо, но отчетливо говорят о существующих и усугубляющихся проблемах, конформизме и двуличии, растерянности и беспомощности. Так и здесь: в историях совершенно разных героинь отражается беспощадный портрет советского общества.

 «Москва слезам не верит», 1979 год

«Москва слезам не верит», 1979 год​

Режиссер Владимир Меньшов
Мелодрама Владимира Меньшова не первый советский фильм, получивший премию Американской киноакадемии, но первый, ставший прокатным лидером и кассовым хитом. Образы трех провинциалок — Кати Тихомировой (Вера Алентова) и ее подруг Антонины (Раиса Рязанова) и Людмилы (Ирина Муравьева), покоряющих Москву, и перипетии их судеб близки почти 85 млн зрителей.
В основе фильма — сценарий Валентина Черныха, с которым он подавался на конкурс фильмов о Москве и занял там всего лишь третье место. Роль Гоши могли исполнить Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов или Леонид Дьячков, однако досталась она Алексею Баталову, которого Владимир Меньшов когда-то видел в фильме «Дорогой мой человек». А на роль Кати пробовались Ирина Купченко, Жанна Болотова, Анастасия Вертинская и Маргарита Терехова.

«Экипаж», 1979 год

«Экипаж», 1979 год​

Режиссер Александр Митта
Кинокартину Александра Митты называют первым советским фильмом-катастрофой, что не совсем справедливо по отношению к предшественникам. До него были, например, «Полуденный паром» (1968) Калье Кийска и «День ангела» (1968) Станислава Говорухина. Однако «Экипаж» стал первой работой, сделанной со всем возможным размахом и спецэффектами, каких прежде советский зритель не видывал. Он появился тогда, когда в Голливуде этот жанр уже шел на спад, но об этом в Советском Союзе, разумеется, никто не догадывался. Напротив, после успеха этой ленты советские кинематографисты сняли еще ряд лент («Штормовое предупреждение», «34-й скорый», «Поезд вне расписания», «Каракумы, 45 в тени»).
История об экипаже и пассажирах сумевшего взлететь в разгар природной катастрофы (землетрясение, сель, пожар) самолета, прямо в воздухе вынужденных чинить полученные повреждения, смогла по 70 с лишним миллионов зрителей на каждую серию. А драматичная финальная часть, напряжение которой взвинчивает музыка Альфреда Шнитке, и сейчас смотрится как впервые — с полным вовлечением в происходящее.

«Иди и смотри», 1985 год

«Иди и смотри», 1985 год​

Режиссер Элем Климов
Один из самых беспощадных фильмов о Великой Отечественной войне, снятый по повести белорусского писателя Алеся Адамовича, который во время войны был связным и воевал в партизанском отряде. Действие разворачивается на территории оккупированной Белоруссии в 1943 году, но представить события фильма все равно не удастся: Климов и Адамович создают запредельно натуралистичную картину перекошенной, вывернутой реальности, которую и сегодня смотреть практически невыносимо.
Главный герой Флера (Алексей Кравченко) вступает в партизанский отряд, и его глазами мы видим, какие зверства творят оккупанты. Ужас пережитого раз за разом оставляет на подростковом лице все более сильный отпечаток, к финалу превращая юношу в глубокого старика.

«Курьер», 1986 год

«Курьер», 1986 год​

Режиссер Карен Шахназаров
Недавний выпускник Ваня Мирошников (Федор Дунаевский) возит какие-то бессмысленные бумажки по разным госучреждениям и официальным лицам. В один из таких визитов он знакомится с Катей (Анастасия Немоляева) — дочкой важного советского номенклатурного чиновника. Герои, будучи из совершенно разных социальных групп, пытаются найти общий язык, но безуспешно.
Кинокартина Карена Шахназарова вышла в прокат в июне 1987 года, в начале перестройки, и моментально завоевала популярность у разной аудитории, впоследствии приобретя статус культовой. Понятно почему: «Курьер» без всяких экивоков говорил об отношениях поколений, устоявшемся конформизме родителей и вероятном конформизме детей, о растерянности перед будущим и уязвимости в настоящем, старательно прикрываемой цинизмом. Но еще здесь есть точно ухваченный дух времени, квинтэссенцией которого становится финальная сцена — ночной брейк-данс среди московских новостроек.

 «Кин-дза-дза», 1986 год

«Кин-дза-дза», 1986 год​

Режиссер Георгий Данелия
Блестящий образец советского стимпанка мог появиться только в новые для СССР времена. Прораб Владимир Николаевич Машков (Станислав Любшин) и студент Гедеван Алексидзе (Леван Габриадзе) оказываются на планете Плюк, население которой составляют чатлане и пацаки, а классовое неравенство присутствует в обостренной и карикатурной форме. Первое знакомство пришельцы сводят с парой бродячих актеров Уэфом (Евгений Леонов) и Би (Юрий Яковлев).
Картины, открывавшиеся героям и, соответственно, зрителям, по прибытии на Плюк не оставляли сомнений, что перед ними на самом деле самое что ни на есть советское даже не будущее, а настоящее. Общество давно уже пребывает в состоянии упадка, речь сжалась всего до двух слов — «кю» и «ку», а принадлежность к группе можно определить по цвету штанов.
Импульсом к замыслу кинокартины послужил разговор с итальянским драматургом Тонино Гуэррой. На раннем этапе Георгий Данелия планировал экранизировать «Остров сокровищ», сделав местом действия космическое пространство. Для чего призвал в качестве соавтора Резо Габриадзе, но по ходу работы история радикально изменилась и на выходе получилась культовая сатирическая антиутопия заката СССР.

«Асса», 1987 год

«Асса», 1987 год​

Режиссер Сергей Соловьев
И эта картина была бы невозможна ни в какое другое время, кроме ранней перестройки. Здесь все и всё оказалось кстати. Лихая постмодернистская игра, созданная фантазией 19-летнего сценариста-дебютанта Сергея Ливнева, сверхзнаменитый Виктор Цой, музыка Бориса Гребенщикова, музыканты и художники контркультуры — так получился настоящий манифест времени.
К слову, Сергей Соловьев уверял, что снимает что-то вроде индийского фильма, где есть коварный старый богач, молодой положительный юноша и красавица, вокруг которой и полыхают страсти. Музыки, как и полагается в таком жанре, было вдоволь, но только не заслуженных советских композиторов, а той, что сочинялась в котельных и подвалах. В итоге «Асса» стала не просто фильмом, из тех, что определяют эпоху и поколение, а паролем, по которому узнавали своих.

 «Свадьба», 2000 год

«Свадьба», 2000 год​

Режиссер Павел Лунгин
Юная Таня (Мария Миронова) после попытки покорить столицу решает вернуться в родные Липки. Вокруг сплошь знакомые лица, включая влюбленного в нее еще со школы Мишку. В первый же день она отправляется на танцы, где предлагает бросить монетку и, если выпадет орел, обещает выйти замуж за потерявшего надежду ухажера.
Павел Лунгин как режиссер дебютировал в 1990 году знаковым фильмом «Такси-блюз» о внезапной дружбе саксофониста и таксиста, за которым последовал «Луна-парк» — о качке-антисемите, который узнал, что его отец — еврей.
В четвертой полнометражной работе Лунгин использует приемы квазидокументальной съемки (оператор Александр Буров) и рисует коллективный портрет маленького городка, где все равны — в очередях за зарплатой и в магазине, на праздниках и в драке — и где жизнь беспросветна и уныла. А внезапная свадьба — больше, чем праздник, это выход в другую реальность, возвращаться из которой, правда, мало кому хочется.

 «Перемирие», 2010 год

«Перемирие», 2010 год​

Режиссер Светлана Проскурина
Егор (Иван Добронравов) живет в небольшом городке и трудится шофером на автокомбинате. Однажды начальник решает изменить способ распределения маршрутов: теперь он будет не директивный или добровольный, управлять им будет случай. Как в сказке. Водители тянут из шляпы бумажку — какой пункт там указан, туда и поедет. Егору достается поездка туда, не знаю куда, в место, даже не указанное на карте.
«Перемирие» — роуд-муви, довольно точно визуализирующий то состояние, в котором пребывало российское общество в конце нулевых. Главный герой, даром что Егором зовется, ведет себя как сказочный Иванушка-дурачок, то и дело вляпываясь в странные обстоятельства. Бандиты здесь сплошь неудачники, терпящие провал за провалом, но ничуть не унывающие. Светлана Проскурина предпринимает попытку сочинить притчу, рассказывающую о парадоксах русской души на фоне нечеткого, расплывающегося русского пейзажа. И в отличие от многих ей это в целом удается.

 

Вложения

  • 1706619874750.png
    1706619874750.png
    68 байт · Просмотры: 1
  • 1706619874778.png
    1706619874778.png
    68 байт · Просмотры: 1
Сверху Снизу