Выездная налоговая проверка - Что точно заметят инспекторы?

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.774
Репутация
11.595
Реакции
61.687
RUB
50
ВНП – главный инструмент, которым пугают налоговики. Несмотря на то, что их количество регулярно сокращается, а отделы выездных проверок в инспекциях уменьшаются, фраза «вас поставят в план выездных проверок» до сих пор на многих наводит ужас.


Но для ВНП должны быть основания и вначале нужно вызвать интерес инспекторов. Тут множество факторов, почему это может произойти. Отметим популярные.

На первом месте закономерно ненадежные контрагенты. Про них уже все написали по сотне постов, не будем повторяться. Проверяйте контрагентов и готовьте пакеты должной осмотрительности. Даже о старых и надежных партнерах лучше обновлять информацию хотя бы раз в год.

А ещё лучше – создайте положение о должной осмотрительности и назначьте ответственное лицо, кто будет за это отвечать. Если знаете, что могут быть вопросы, сохраняйте переписку и сканы. Но все это имеет вес только, если никакого «криминала» в отношении фирмы нет.

Второе – поздние или некорректные ответы на требования. Отвечать нужно не потому что иначе будет штраф, а потому, что необоснованный отказ не поймут. И делать это надо грамотно.

Единого правильного варианта, что писать в ответ на все требования, дать нельзя. Поэтому, если оно вызывает затруднения, дадим совет пообщаться с юристом. Если интересуются поставщиком и просят дать пояснения, стоит с ним связаться и понять причины интереса, а также выстроить единую линию обороны.

Третье. Номенклатура и расчеты с поставщиками. Если уже привлекли внимание, это важные факторы. Все позиции в документах должны быть связаны с вашей основной экономической деятельностью, иметь необходимые сертификаты и документы.

В требованиях бывают запросы на предоставление такой документации по сделкам.

Услуги тоже должны быть понятными и обоснованными. Сейчас многие работы требуют допусков, разрешений и аттестации персонала, и поставщик должен это иметь.

По поводу расчетов – они должны быть. Банки делятся информацией с ФНС и, если поставщик регулярно вам что-то поставляет на крупные суммы, при этом вы ему несколько кварталов не платите, это как минимум странно.
А если он ещё и не отвечает на требования в его адрес, внимания не избежать.

Кстати в договорах порядок оплаты нужно тоже отражать корректно. Указывать «100% предоплату» в договорах с поставщиками НДС однозначно не нужно.

✔️ Если делаете документы за технические компании, делайте заранее, продумывайте детали и возможные вопросы, на которые потом придется отвечать. При этом оформляйте всегда два разных комплекта, один из которых отправьте поставщику для его ответа инспекторам. Документы должны отличаться.

Четвертое. Если уже начали таскать на допросы, это плохо, но не критично. Правильные ответы снимут с вас подозрения, неправильные же, наоборот, создадут новые проблемы. Поэтому лучше также готовиться, попытаться проанализировать ситуацию заранее и идти с юристом.

Самое слабое звено здесь – персонал.
Во-первых, сотрудники не готовы к давлению морально:
Во-вторых, профессионально.
А ответ в стиле «я ничего не знаю, никаких поставщиков не видел» может лишь усугубить ситуацию. Именно персонал дает главные аргументы, например, в делах о дроблении.

Следовательно, персонал надо готовить. Можно выделить несколько лиц, назначить их ответственными за работу со спорными поставщиками, заставить выучить нужные ответы, а также дать необходимую информацию.

В качестве вывода скажем следующее: вся хозяйственная деятельность фирмы должна быть понятной и обоснованной. Поэтому собирать документы и информацию, как и ответы на возможные вопросы надо по всем сделкам. Если сделка фиктивная, внимания и обоснований нужно в два раза больше.

Инспекторам нужны факты, а их лучше формировать заранее. И слабые места тоже стараться обезопасить загодя.
 
Дадим ещё несколько моментов, на которые стоит обратить внимание и которые неочевидны. Некоторые могут реально подвести под ВНП.


1.
Отказ в представлении документов или сведений, запрашиваемых налоговиками, или предоставление некорректных данных. Тут несколько нюансов.

Сам по себе отказ грозит штрафами, но страшнее то, что он вызовет подозрения. Инспектор подумает, что вам есть что скрывать.

Поэтому ответ должен быть, и должен быть грамотным. Как отмечали, мы не рекомендуем «отписываться», но и предоставлять все запрашиваемое тоже. Тут важна золотая середина. Надо дать понять инспекторам, что готовы сотрудничать, но «садиться на вас сверху» не получится.

Если не можете что-то предоставить, подробно распишите причину и попросите об отсрочке. Если не знаете, что ответить, проконсультируйтесь с налоговым юристом.

2. Мы указывали, что первичные документы должны быть в порядке. Но также важно прописывать корректную номенклатуру, понятную налоговикам и подходящую для вашей хозяйственной деятельности.

ФНС любит подвергать сделки сомнению и в первую очередь смотрит именно на номенклатуру, пытаясь увидеть нестыковки. Могут запросить сертификаты и документы о качестве. Если это услуги, обратят внимание на возможные допуски персонала и доказательства, например, проезда на объект выполнения работ.

При этом не стоит пересекать номенклатуру с вашими реальными контрагентами. Если кого-то из них будут проверять и выйдут на вас, к таким документам будет особое внимание.

3. Расчеты с контрагентами. Они должны быть. Как должен быть понятный и привычный порядок оплаты в договорах. Объяснять, почему не платите после получения требований будет проблематично.

Сегодня налоговая может оперативно получать любую информацию от банков и проследить цепочки оплат для них не большая задача.

Если оказывают услуги, а вы за них категорически не платите, понятно, что сделки с 99% вероятностью фиктивные. Особенно, когда контрагент не отвечает на запросы налоговой.

Поэтому думайте, как будете закрывать кредиторку со всеми своими контрагентами. В наших каналах были посты про переуступку на подконтрольное юрлицо, учредителя и договоры цессии.

Также существует риск того, что, если компанию-кредитора исключат из ЕГРЮЛ, сразу доначислят внереализационный доход.

4. Готовность к допросам. Причем не только директора, но и персонала из числа тех, кого потенциально могут вызвать.

По всем контрагентам должны быть готовы ответы на такие вопросы: где его нашли, почему выбрали именно его, где и когда встречались, были ли в офисе, как выглядит директор и т.п.

Соответственно, для компаний-поставщиков вычетов рекомендуется все это продумать заранее. А ещё лучше создать полноценную легенду со скринами и переписками. При этом собственные ресурсы в сделках использовать не нужно.

Персонал также должен дать ответ, что слышал о таком поставщике, но без деталей. Можно назначить ответственное лицо по работе с данным контрагентом, на кого можно будет сослаться, кто будет максимально подготовлен и ответит на все вопросы.

Как готовиться и вести себя на допросах, читайте публикации в дальнейшем.

5. Анализируйте ошибки, как свои, так и других предпринимателей. Сегодня довольно обширная судебная практика по спорам бизнеса с ФНС. Все претензии, доводы, аргументы и доказательства можно отследить.

Есть информация по результатам выездных проверок и доначислениям. Так вы будете понимать, как инспекторы выбирают своих жертв и на что делают упор. Многие проблемы, за которые могут подтянуть, часто легко зафиксировать и нейтрализовать заранее.

Если не будете представлять интерес, то и заниматься вами не станут.
 
Сверху Снизу