ВНП – главный инструмент, которым пугают налоговики. Несмотря на то, что их количество регулярно сокращается, а отделы выездных проверок в инспекциях уменьшаются, фраза «вас поставят в план выездных проверок» до сих пор на многих наводит ужас.
Но для ВНП должны быть основания и вначале нужно вызвать интерес инспекторов. Тут множество факторов, почему это может произойти. Отметим популярные.
На первом месте закономерно ненадежные контрагенты. Про них уже все написали по сотне постов, не будем повторяться. Проверяйте контрагентов и готовьте пакеты должной осмотрительности. Даже о старых и надежных партнерах лучше обновлять информацию хотя бы раз в год.
А ещё лучше – создайте положение о должной осмотрительности и назначьте ответственное лицо, кто будет за это отвечать. Если знаете, что могут быть вопросы, сохраняйте переписку и сканы. Но все это имеет вес только, если никакого «криминала» в отношении фирмы нет.
Второе – поздние или некорректные ответы на требования. Отвечать нужно не потому что иначе будет штраф, а потому, что необоснованный отказ не поймут. И делать это надо грамотно.
Единого правильного варианта, что писать в ответ на все требования, дать нельзя. Поэтому, если оно вызывает затруднения, дадим совет пообщаться с юристом. Если интересуются поставщиком и просят дать пояснения, стоит с ним связаться и понять причины интереса, а также выстроить единую линию обороны.
Третье. Номенклатура и расчеты с поставщиками. Если уже привлекли внимание, это важные факторы. Все позиции в документах должны быть связаны с вашей основной экономической деятельностью, иметь необходимые сертификаты и документы.
Услуги тоже должны быть понятными и обоснованными. Сейчас многие работы требуют допусков, разрешений и аттестации персонала, и поставщик должен это иметь.
По поводу расчетов – они должны быть. Банки делятся информацией с ФНС и, если поставщик регулярно вам что-то поставляет на крупные суммы, при этом вы ему несколько кварталов не платите, это как минимум странно.
А если он ещё и не отвечает на требования в его адрес, внимания не избежать.
Если делаете документы за технические компании, делайте заранее, продумывайте детали и возможные вопросы, на которые потом придется отвечать. При этом оформляйте всегда два разных комплекта, один из которых отправьте поставщику для его ответа инспекторам. Документы должны отличаться.
Четвертое. Если уже начали таскать на допросы, это плохо, но не критично. Правильные ответы снимут с вас подозрения, неправильные же, наоборот, создадут новые проблемы. Поэтому лучше также готовиться, попытаться проанализировать ситуацию заранее и идти с юристом.
Самое слабое звено здесь – персонал.
Во-первых, сотрудники не готовы к давлению морально:
Во-вторых, профессионально.
А ответ в стиле «я ничего не знаю, никаких поставщиков не видел» может лишь усугубить ситуацию. Именно персонал дает главные аргументы, например, в делах о дроблении.
Следовательно, персонал надо готовить. Можно выделить несколько лиц, назначить их ответственными за работу со спорными поставщиками, заставить выучить нужные ответы, а также дать необходимую информацию.
В качестве вывода скажем следующее: вся хозяйственная деятельность фирмы должна быть понятной и обоснованной. Поэтому собирать документы и информацию, как и ответы на возможные вопросы надо по всем сделкам. Если сделка фиктивная, внимания и обоснований нужно в два раза больше.
Инспекторам нужны факты, а их лучше формировать заранее. И слабые места тоже стараться обезопасить загодя.
Но для ВНП должны быть основания и вначале нужно вызвать интерес инспекторов. Тут множество факторов, почему это может произойти. Отметим популярные.
На первом месте закономерно ненадежные контрагенты. Про них уже все написали по сотне постов, не будем повторяться. Проверяйте контрагентов и готовьте пакеты должной осмотрительности. Даже о старых и надежных партнерах лучше обновлять информацию хотя бы раз в год.
А ещё лучше – создайте положение о должной осмотрительности и назначьте ответственное лицо, кто будет за это отвечать. Если знаете, что могут быть вопросы, сохраняйте переписку и сканы. Но все это имеет вес только, если никакого «криминала» в отношении фирмы нет.
Второе – поздние или некорректные ответы на требования. Отвечать нужно не потому что иначе будет штраф, а потому, что необоснованный отказ не поймут. И делать это надо грамотно.
Единого правильного варианта, что писать в ответ на все требования, дать нельзя. Поэтому, если оно вызывает затруднения, дадим совет пообщаться с юристом. Если интересуются поставщиком и просят дать пояснения, стоит с ним связаться и понять причины интереса, а также выстроить единую линию обороны.
Третье. Номенклатура и расчеты с поставщиками. Если уже привлекли внимание, это важные факторы. Все позиции в документах должны быть связаны с вашей основной экономической деятельностью, иметь необходимые сертификаты и документы.
В требованиях бывают запросы на предоставление такой документации по сделкам.
Услуги тоже должны быть понятными и обоснованными. Сейчас многие работы требуют допусков, разрешений и аттестации персонала, и поставщик должен это иметь.
По поводу расчетов – они должны быть. Банки делятся информацией с ФНС и, если поставщик регулярно вам что-то поставляет на крупные суммы, при этом вы ему несколько кварталов не платите, это как минимум странно.
А если он ещё и не отвечает на требования в его адрес, внимания не избежать.
Кстати в договорах порядок оплаты нужно тоже отражать корректно. Указывать «100% предоплату» в договорах с поставщиками НДС однозначно не нужно.
Если делаете документы за технические компании, делайте заранее, продумывайте детали и возможные вопросы, на которые потом придется отвечать. При этом оформляйте всегда два разных комплекта, один из которых отправьте поставщику для его ответа инспекторам. Документы должны отличаться.
Четвертое. Если уже начали таскать на допросы, это плохо, но не критично. Правильные ответы снимут с вас подозрения, неправильные же, наоборот, создадут новые проблемы. Поэтому лучше также готовиться, попытаться проанализировать ситуацию заранее и идти с юристом.
Самое слабое звено здесь – персонал.
Во-первых, сотрудники не готовы к давлению морально:
Во-вторых, профессионально.
А ответ в стиле «я ничего не знаю, никаких поставщиков не видел» может лишь усугубить ситуацию. Именно персонал дает главные аргументы, например, в делах о дроблении.
Следовательно, персонал надо готовить. Можно выделить несколько лиц, назначить их ответственными за работу со спорными поставщиками, заставить выучить нужные ответы, а также дать необходимую информацию.
В качестве вывода скажем следующее: вся хозяйственная деятельность фирмы должна быть понятной и обоснованной. Поэтому собирать документы и информацию, как и ответы на возможные вопросы надо по всем сделкам. Если сделка фиктивная, внимания и обоснований нужно в два раза больше.
Инспекторам нужны факты, а их лучше формировать заранее. И слабые места тоже стараться обезопасить загодя.