Телефонные мошенники могут общаться с жертвой до двух месяцев, убеждая передать им деньги и даже продать недвижимость. Вместе с экспертом «Сбера» разбираемся, как работает социальная инженерия и как от нее защититься
Как меняются мошеннические трендыТелефонное мошенничество по-прежнему главная и самая распространенная угроза для владельцев банковских карт и счетов. По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Сбера», в 2022 году злоумышленники совершали в сутки около 5 млн звонков, пытаясь обмануть граждан и украсть средства. В 2023-м они вышли на очередной рекорд: 8,6 млн звонков ежедневно. Далеко не все попытки были успешны, но только за второй квартал россиян
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
более чем на 3,6 млрд руб.Основной инструмент телефонных мошенников — социальная инженерия. Жертвы самостоятельно отдают деньги преступникам, поддавшись на уговоры и психологическое давление. В ЦБ
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что на социальную инженерию приходится от 45 до 100% мошеннических операций при переводе денежных средств.Преступники постоянно подстраиваются под социально-политическую ситуацию в стране. Под каждое значимое событие или тренд они придумывают новые схемы обмана.
Например, в период пандемии коронавируса от граждан требовали оплатить несуществующие штрафы за нарушение самоизоляции, давали фейковые объявления о продаже масок и антисептиков. А в
последние полтора-два года родителям предлагают перевести крупные суммы, чтобы оградить детей от призыва в армию или мобилизации.
Телефонные мошенники могут общаться с жертвой до двух месяцев, убеждая передать им деньги и даже продать недвижимость. Вместе с экспертом «Сбера» разбираемся, как работает социальная инженерия и как от нее защититься
Как меняются мошеннические тренды
Телефонное мошенничество по-прежнему главная и самая распространенная угроза для владельцев банковских карт и счетов. По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Сбера», в 2022 году злоумышленники совершали в сутки около 5 млн звонков, пытаясь обмануть граждан и украсть средства. В 2023-м они вышли на очередной рекорд: 8,6 млн звонков ежедневно. Далеко не все попытки были успешны, но только за второй квартал россиян
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
более чем на 3,6 млрд руб.Основной инструмент телефонных мошенников — социальная инженерия. Жертвы самостоятельно отдают деньги преступникам, поддавшись на уговоры и психологическое давление. В ЦБ
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что на социальную инженерию приходится от 45 до 100% мошеннических операций при переводе денежных средств.Преступники постоянно подстраиваются под социально-политическую ситуацию в стране. Под каждое значимое событие или тренд они придумывают новые схемы обмана.
Например, в период пандемии коронавируса от граждан требовали оплатить несуществующие штрафы за нарушение самоизоляции, давали фейковые объявления о продаже масок и антисептиков. А в последние полтора-два года родителям предлагают перевести крупные суммы, чтобы оградить детей от призыва в армию или мобилизации.
Как заставляют оформить кредит и продать жилье
Сейчас в топе мошеннических схем — звонки якобы от сотрудников правоохранительных органов, банков и представителей ЦБ.«Злоумышленники часто работают командой, по очереди переключая клиента друг на друга. Они создают впечатление, что кто-то другой пытается украсть у человека деньги, а они прямо сейчас готовы провести расследование и эти деньги спасти», — рассказывает Сергей Велигодский, директор департамента противодействия мошенничеству «Сбера».
Вдобавок ко всему в схемы вовлекают тех, кто может встретиться с клиентом лично, как правило курьеров или посредников для продажи имущества. Так мошенники получают доступ к наличным, хранящимся не в банке, и даже к недвижимости, которую требуют как можно быстрее продать под разными предлогами.
Вот лишь несколько примеров распространенных сегодня схем.
- Жертве предлагают перевести деньги «на безопасный счет в Центробанке», чтобы их не украли, и потом забрать «на личном приеме». Только в сентябре к регулятору
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрациядесятки пострадавших от такой схемы.
- Жертвам сообщают, что на их имя кто-то оформляет кредиты. А чтобы аннулировать чужие заявки, нужно резко понизить свой кредитный рейтинг, то есть оформить новый кредит. И затем, как обычно, перевести деньги на «безопасный счет».
- Граждан убеждают, что кредиты на их имя оформляются под залог недвижимости. Поэтому необходимо срочно продать жилье и перевести деньги на указанные мошенниками счета.
- Еще один
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияс недвижимостью: квартиру якобы пытаются украсть с помощью поддельной доверенности. И чтобы это предотвратить, надо оформить фиктивную продажу жилья.
- Клиенту предлагают «уникальную инвестиционную возможность» с баснословной прибылью. Требуют сразу вложить крупную сумму. Ради этого обманутые снимают деньги с вкладов, оформляют кредиты и продают квартиры.
Кто чаще всего становится жертвой
Для мошеннических схем уязвимы прежде всего представители старшего поколения. И дело не только в невысокой цифровой грамотности или неверных представлениях о работе банков или правоохранителей.«Просто они уверены, что если звонит кто-то из правоохранительных или других государственных органов, то нужно обязательно помочь, рассказать все как есть и сделать, что просят. Зачастую это люди из бюджетной сферы — учителя, преподаватели, медицинские работники», — отмечает Сергей Велигодский.
Но целевая аудитория телефонных преступников не ограничивается бюджетниками и пенсионерами. По словам эксперта, злоумышленникам интересны все клиенты с более или менее существенными суммами.
«Сейчас происходит очень много утечек данных. Где-то могут фигурировать покупки на крупные суммы, а где-то указана должность в организации. Из этого мошенники делают вывод, что у человека есть деньги», — рассказывает эксперт.
Жертвами нередко становятся и работники государственных ведомств, которые по закону обязаны декларировать доходы. Так, например, у сотрудника Федерального казначейства мошенники
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
15 млн руб.Узнать о наличии средств преступники могут и в диалоге с потенциальной жертвой. Например, когда клиент во время звонка выражает беспокойство за деньги на счетах, вкладах или кредитных картах.
Зато если сказать, что никаких денег у вас нет, злоумышленники чаще всего просто бросают трубку.
Почему так сложно остановить мошенничество
С каждым годом телефонные преступники становятся все убедительнее. По информации «Сбера», если около трех лет назад на подготовку сотрудника в мошеннических call-центрах уходило до месяца, то сейчас — втрое дольше.«Специалистов» учат располагать к себе, использовать приемы психологического давления, говорить поставленным голосом. И если раньше мошенников можно было узнать по неграмотной речи или специфическому выговору, то сейчас легко принять за сотрудников банка или силового ведомства.
После нескольких минут разговора с мошенниками, тем более после нескольких звонков, многие попадают под их полный контроль. В схемах с продажей недвижимости с жертвой могут «работать» по телефону от месяца до двух, все это время пугая статьями за разглашение информации. Даже члены семьи зачастую не в курсе происходящего.
«Если клиент поверил преступникам, то его уже очень сложно разубедить, отговорить от перевода средств и продажи квартиры. Он уверен, что спасает свои деньги и помогает поймать плохих людей», — признается Сергей Велигодский.
Эффективнее всего предотвращать мошенничество на самых ранних этапах. Когда кому-либо поступает подозрительный звонок, «Сбер» получает информацию об этом от мобильного оператора. Клиенту отправляют push-уведомление с предупреждением и просьбой не вступать в диалог. Кроме того, защититься от мошенников помогает «умный» автоответчик.
Как «умный» автоответчик «Сбера» защищает от мошенников
Сервис «умного» автоответчика есть в приложениях «Салют» и «Сбербанк Онлайн». Он работает в связке с сервисом проверки входящих звонков. Система отсекает более 99% мошеннических звонков и спама.
Автоответчик можно настроить таким образом, чтобы тот принимал все входящие, которые система определила как звонок от злоумышленника. В таких случаях вместо абонента в разговор вступает голосовой ИИ. Он может поболтать с мошенником и даже отвлечь шутками.
По словам разработчиков сервисов, преступники не сразу понимают, что разговаривают с роботом. Это становится очевидно лишь через несколько минут. Как правило, после таких звонков мошенники решают, что дозваниваться до такого клиента нет смысла, и вычеркивают его из своей базы.
Как будут развиваться мошеннические схемы
Преступники, использующие социальную инженерию, сегодня опираются на низкотехнологичные инструменты. Это прежде всего психологическое давление и разные уловки в разговоре с клиентом.Но, как отмечает Сергей Велигодский, в перспективе мошенники могут освоить и более сложные технологии. Например, голосовые дипфейки. Пока случаи их использования редки — это слишком дорого и трудозатратно для мошеннических call-центров.
«Мы встречали всего несколько кейсов. В Telegram человеку поступала смонтированная запись от имени его начальника с предупреждением, что сейчас поступит звонок от сотрудников правоохранительных органов и нужно оказать им всяческое содействие. Но для преступников эти кейсы не были успешными», — рассказывают в «Сбере».
Однако, по мнению эксперта, будущее телефонного мошенничества именно за дипфейками. Поэтому для защиты от них будут создавать дополнительные инструменты.
Кроме того, поскольку банки и мобильные операторы уже умеют определять опасные звонки, преступники будут все активнее использовать мессенджеры. «Мы, со своей стороны, также будем прорабатывать эту зону и развивать способы защиты. Сервисы безопасности «Сбера» уже умеют блокировать звонки с незнакомых номеров в мессенджерах», — заверяет директор департамента противодействия мошенничеству.
В то же время он признает, что полностью защититься от социальной инженерии невозможно. Самым слабым звеном остается человек: мошенники всегда находят способ использовать неосведомленность и доверчивость граждан.
«Как банк мы постоянно уведомляем, предупреждаем, публикуем
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и инструкции. Напоминаем, что при любых сомнениях лучше прекратить разговор и самому перезвонить в банк. Но запретить человеку взять кредит, продать квартиру или перевести средства мы не можем. Окончательное решение всегда остается за клиентом», — заключает Велигодский.Подробнее о том, как не дать обмануть себя и близких, читайте в нашем
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Совет безопасности: как защититься от кибермошенников».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация