Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Через месяц после смерти Сталина, в апреле 1953 года вышел первый роман Яна Флемминга о секретном агенте ее Величества Джеймсе Бонде. Прославленном агенте ноль-ноль-семь. Казалось бы, причем здесь кремлевский телефон "вертушка"?
Дело в том, что Флемминг, сам в прошлом блестящий разведчик, не упустил случая тонко, по-британски пошутить. Ведь ноль-ноль-семь было как раз номером той самой, первой кремлевской вертушки у создателя советских спецслужб - Феликса Дзержинского.
Телефонный справочник “кремлевки”, которым пользовался И.В.Сталин.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Ян Флемминг
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Специальная правительственная связь, защищённая от прослушивания появилась сразу же после революции.
Уже в 1918 году Ленин дал поручение организовать кремлёвскую спец-АТС. Оборудование было новым, по тем временам невиданным и получило название вертушки не случайно.
Через двадцать лет известный советский авиаконструктор Яковлев тоже получит свой номер вертушки в связи с важностью проектируемого истребителя.
Произошло это довольно курьезно.
Авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В 1939 году наркомат авиапромышленности построил для наиболее выдающихся конструкторов дом на Патриарших.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Компания подобралась отличная, соседями Яковлева по этажам были Ильюшин, Поликарпов и ряд других талантливых инженеров.
Телефоны были делом дорогим и новым, на весь дом аппарат был только у патриарха советского авиапрома, отца непревзойденного По-2 Николая Поликарпова. Когда звонили из Кремля, приходилось молодым конструкторам бегать к Поликарпову.
Авиаконструктор Поликарпов Николай Николаевич
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В очередной раз Яковлеву забарабанили в дверь, что его срочно просят позвонить Верховному. Надоедать Поликарпову не хотелось и конструктор пошел на улицу, чтобы позвонить в Кремль из телефона-автомата.
В ходе разговора Сталин задал вопрос про новую авиационную пушку, на который Яковлев смущенно ответил:
- Не имею возможности, доложить Вам про это, товарищ Сталин!
- Как так, не знаете возможности своего же самолета?
- Никак нет, товарищ Сталин, не могу говорить это по телефону. Не положено.
Пришлось признаться, что конструктор звонит из автомата по обычной городской сети. Сталин, на удивление, не рассердился, а напротив слегка посмеялся над ситуацией:
- Не огорчайтесь, товарищ Яковлев. Вы человек ещё молодой. Дослужитесь и до вертушки. Для толкового человека это дело недолгое. А сейчас, раз уж не можете по телефону, придется Вам прокатиться ко мне и докладывать на месте. Ничего, ноги молодые, разомнетесь.
А когда конструктор вечером вернулся с доклада домой на его столе уже стоял подключенный аппарат правительственной связи. Та самая вертушка.
Почему же такие телефоны ещё со времён Ленина называли вертушкой?
Дело в том, что вплоть до шестидесятых годов АТС были ручные. Та самая телефонистка на станции "Алло, Центральная!" вручную подключала набираемые номера и могла слышать содержание разговоров.
Для секретной связи была изготовлена в 1918 году автоматическая подстанция,
чуть ли не космический корабль по сложности для того времени. Номер набирался абонентом вручную - крутили привычный нам до недавнего времени диск телефона.
Так эта связь и превратилась в "вертушку", а позднее, когда наборные диски стали обычными, такую связь перекрестили в "кремлевку". На телефонах такой особой связи красовался цветной герб Советского Союза.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация