Важные правила участия в «рабочих встречах» с ФНС

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.689
Репутация
11.420
Реакции
61.003
RUB
50
Налоговый контроль из разовых мероприятий уже давно трансформировался в хронический процесс.


Система проверяет ваш бизнес нон-стоп 24/7. В автоматизированном режиме анализируются данные отчетности, движения по расчетным счетам, контрагенты, финансовые показатели налогоплательщика сравниваются с данными в среднем по отрасли, вычисляются сомнительные активности, схемы и т.д. Если вы сейчас не ощущаете этих перманентных проверочных мероприятий – значит у них пока есть кто то более интересный, перспективный и платежеспособный. Подождите, возможно скоро и ваше время настанет.

Причин для повышенного внимания налоговиков много:

- разрывы НДС,
- сомнительные контрагенты,
- низкая налоговая нагрузка,
- зарплаты в конвертах,
- схемы с самозанятыми,
- сделки с взаимозависимыми лицами,
- дробление бизнеса и т.д.

Иногда достаточно просто относится к «подозрительной» отрасли (например клининг) или стать жертвой отработки площадок бумажного НДС, когда в районные инспекции централизованно рассылаются списки потенциальных выгодоприобретателей. По результатам первичного кастинга формируется пул жертв для «ручной» отработки.

Обычно в отношении этих «счастливчиков» налоговики собирают минимальную аналитику, документы, информацию.

Цель – понять, как именно вы обманываете государство, выявить потенциал для роста поступлений в бюджет.

А затем начинается самое интересное – побуждение к добровольному уточнению налоговых обязательств за прошлые периоды.

Мы проанализировали опыт и делимся с вами своими мыслями и наработками – как подготовиться, как действовать во время таких «побуждений», чтобы не заплатить лишнего:

✔️ Раньше «побуждали» в основном на комиссиях по легализации, по работе с налогоплательщиками с повышенным риском и прочим, сейчас эти коллегиальные органы запретили - и . Сама по себе практика стимулирования никуда не делась, просто в соответствии с последней модой она перешла в статус «без четкого описывания».

✔️ Встречи в ФНС могут быть неформальными, но чаще официоз все-таки присутствует. Налогоплательщику заранее присылают уведомление – приглашение, само действо "побуждения" фиксируется протоколом, в конце которого обязательно указывается что-нибудь повелевающее-угрожающее. Требования к кадровому составу побудительной бригады налоговиков, порядок проведения и оформления таких встреч ничем не установлен.

✔️ Стоит ли идти на «рабочую встречу». Наше мнение – да, идти. Это полезно чтобы понять суть претензий налоговиков, получить ценную информацию что им известно и чего они пока не знают. Получить возможность сформировать, донести и отстоять качественную позицию по спорным вопросам. На ранней стадии предотвратить налоговый спор, отбить претензии. Сформировать эффективный имидж законопослушного налогоплательщика, который знает свои права, умеет и не боится их отстаивать.

✔️ Кому идти. Налоговики хотят видеть директора, потому что его гораздо легче запугать, обмануть, манипулировать. Директора часто боятся «испортить отношения», не всегда разбираются в налоговом законодательстве, наиболее впечатлительны, им легче откупиться.

Но представлять налогоплательщика может не только директор. Это может быть любой штатный сотрудник компании (коммерческий директор, юрист, бухгалтер) или внешний эксперт с опытом противостояния ФНС.

Участие налогового консультанта в подготовке и самой встрече однозначно полезно. Миф о том что присутствие консультанта это признание своей вины, свидетельство что вам есть что скрывать, всего лишь миф, выгодный только ФНС.

✔️ Сразу как получили приглашение – начинаем готовиться. Тема встречи вам уже известна, проверяйте первичные документы, доказательства реальности сделки, анализируйте текущее состояние контрагентов, историю оплат, свяжитесь с ними и пр. Перед встречей у вас должно быть понимание в чем конкретно вас могут обвинить, насколько сильны ваши позиции. Это как минимум добавит вам уверенности и психологического комфорта.

i
 
Часть №2

1️⃣ Во время первой встречи в ФНС старайтесь меньше говорить про себя, свой бизнес, контрагентов, работников и пр. Ваша задача - внимательно слушать, фиксировать все что происходит и добыть максимум информации. Не бойтесь задавать вопросы, уточнять детали, выяснять что именно имеют ввиду налоговики, на каких конкретно фактах основаны их подозрения, «Какие ваши доказательства» и т.д.

Чем меньше вы «сольете» информации сами и чем больше узнаете от налоговиков – тем лучше.

Займите проактивную позицию, не будьте вялым запуганным зябликом.

2️⃣ Не врите. Если вы не знаете, не помните, сомневаетесь что ответить на заданный вам вопрос – не надо сочинять на ходу и придумывать сказки. Вы утопите себя такими спонтанными фантазиями. Все что вы скажете, будет использовано против вас.

Если возникли затруднения с ответом – так и скажите, что нужно посмотреть в бумагах, уточнить и т.д.

3️⃣ «Побуждение» налогоплательщиков сейчас поставлено на поток, это основной способ увеличить собираемость налогов. В хороший день инспектор может проводить по несколько встреч. При этом ресурсы налоговиков ограничены, иногда они чисто физически не успевают собрать доказательную базу нарушений. А чаще даже и не пытаются это сделать, технично делегируют бремя доказывания на налогоплательщика. Зачем заморачиваться, если можно не заморачиваться, да?

Презумпции невиновности налогоплательщика на практике в РФ не существует.

В большинстве случаев обвинения ФНС на рабочих группах имеют крайне слабую доказательную базу. Факт.

4️⃣ При запугивании налогоплательщика на рабочих встречах инспекторами регулярно используется откровенная ложь. Например говорят о том, что директор вашего поставщика написал заявление о том что он номинал, в деятельности компании не участвовал. Просьбы обвиняемого налогоплательщика показать протокол допроса игнорируются. Потом выясняется, что с этим поставщиком даже никто и не пытался связаться из ФНС, он абсолютно вменяемый и дееспособный, продолжает вести свой реальный бизнес.

Не верьте налоговикам. Всю их информацию, доводы и обвинения нужно перепроверять.

5️⃣ Раньше на комиссиях мы регулярно сталкивались с хамством и агрессией. Сейчас такого гораздо меньше, обычно все проходит достаточно вежливо. Методы сменились, теперь они берут измором. Но если с вами начинают разговаривать на повышенных тонах, давить, грубить – не поддавайтесь на провокации, обозначьте, что вас такой формат общения не устраивает и досрочно прекращайте встречу. Вас не могут заставить насильно продолжать общаться.

Зафиксируйте хамство любым способом (диктофоны и видеокамеры есть почти в любом смартфоне). Это пригодится для обжалования действий должностных лиц ФНС.

У вас есть оберег - п.3 ст.33 НК РФ "Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство". А еще есть обязательный для исполнения Кодекс этики и служебного поведения служащих ФНС №ММВ-7-4/260@, тоже интересный документ.

6️⃣ Не бойтесь. Права налоговиков не безграничны и есть масса способов защититься и выстроить эффективное взаимодействие. Постарайтесь психологически настроиться на мероприятие. Некоторым клиентам, которые слишком сильно волнуются перед походом в ФНС, мы предлагаем представить, что рабочая встреча это просто театральное представление, спектакль. Там будут актеры, они исполняют роли – каждый свою, они будут стараться, отрабатывать гонорар. И так сложилось, что вам в этом спектакле надо поучаствовать, подыграть, вжиться в образ.

Чтобы все прошло хорошо, нужно подготовиться, надеть маску или нанести грим, несколько раз все отрепетировать.
 
Часть №2

Сегодня финальная публикация про ЭТО:

✔️ Не принимайте никаких решений на первом очном мероприятии. Возьмите таймаут. Правильный финал встречи – ваше обещание проанализировать ситуацию и дать письменные пояснения на все вопросы и претензии.

✔️ Внимательно читайте протокол, проверяйте все что в нем написано. Особенно как сформулированы ваши слова.

✔️ Если с чем то не согласны – требуйте внести изменения, обычно без проблем исправляют. Отказываются менять – не уклоняйтесь от подписания протокола, в этом нет смысла. Лучше напишите от руки в конце свои возражения, с чем именно не согласны, какие формулировки являются верными.

Платить или не платить?

Правильного ответа на этот вопрос, увы, нет. Решение нужно принимать индивидуально. Оценивайте - насколько сильны у вас позиции и какова вероятность назначения выездной проверки. ВНП это самое страшное, что может случится по итогам предпроверочного анализа, в рамках которого вас побуждают к добровольной доплате.

Вот важные факторы, которые советуем учесть при принятии решения:

📌 Сумма оспариваемых сделок. Чем она больше, тем выше риск назначения выездной. Ради небольших сумм никто заморачиваться и назначать ВНП не будет.

📌 Период сделок. В зоне риска – три года перед текущим годом, не больше. Сейчас в зоне риска 2019 год, из этого и исходите

📌 Доказательства проявления коммерческой осмотрительности и реальности сделок. Как нашли контрагента, с кем общались, по какому телефону, кто готовил договор, какой эл почтой пользовались, как подписывали передавали договор, с кем где когда встречались, кто был контактным лицом от исполнителя, как доставлялся груз, кто от исполнителя работал на объекте и т.д.

📌 Наличие «разрывов НДС» с сомнительным контрагентом.

📌 Если налогоплательщик оплатил добровольно один раз, значит заплатит и второй раз. Логика у налоговиков простая. К вам послезавтра могут прийти снова побуждать, но уже по другому контрагенту, за новыми деньгами.

📌 Менять контрагента, подавать уточненки – не лучшая идея. Новый поставщик может оказаться еще хуже старого. К тому же подав уточненку за старые периоды вы даете возможность налоговикам снести ваши вычеты в рамках камеральной проверки.

📌 Сумма вашего убытка в случае "добровольного" уточнения не ограничится одним НДС. Добавляйте к расходам налог на прибыль и пени.

📌 Если вас побудили убрать сомнительного контрагента в одном квартале, но у вас есть вычеты от него же в других периодах – они тут же попадают в зону риска. И чуть позднее с вас могут начать просить убрать расходы от контрагента полностью.

Если вы решили стоять на своем, отбиваться от претензий ФНС - наше уважение. Действуйте так:

✅ Готовьте письменные пояснения. Отразите в них оценку действий ФНС, обоснованности претензий, предъявленной доказательной базе. Сформулируйте, упакуйте и представьте свою версию отношений с контрагентом. Подкрепите ее контраргументами, доказательствами, ссылками на законодательство и судебную практику.

✅ Заручитесь поддержкой контрагента, если он еще живой и ходячий. Получите свежие письма от него, инициируйте его опрос для подтверждения реальности сделок.

✅ Бейтесь за свою позицию в следующих раундах общения с ФНС. При качественной подготовке и грамотном юридическом сопровождении шансы существенно возрастут.

✅ Не бойтесь подавать жалобы и использовать нестандартные способы защиты – например Манифест ФНС. Зачем то же его люди придумали, писали. Давайте использовать по назначению.

Налогоплательщиков побуждали, побуждают и будут побуждать еще больше, увы. Чтобы выжить в этом жестоком мире налогового контроля, нужно эволюционировать.
 
Сверху Снизу