1. Что случилось?
5 апреля Госдума одобрила в третьем чтении
2. И что за новую меру придумали?
Запрет определенных действий. Вот список того, что могут запретить человеку:
3. А от чего в целом зависит выбор меры пресечения
По закону, судья должен принимать это решение исходя из тяжести преступления и сведений о человеке — сколько ему лет, здоров ли он, есть ли дети и других данных. Есть еще один общий принцип, которым должен руководствоваться суд: нужно избирать самую мягкую меру из возможных.
4.Как власти объясняют необходимость появления новой меры пресечения
Как раз тем, что принципы, заложенные в законодательстве, не работают на практике. Судьи в России, как правило, предпочитают отправить человека ждать приговора в СИЗО, а не назначать ему какую-то более мягкую меру. В пояснительной записке к законопроекту говорится, среди прочего, что одна из задач поправок — «сокращение репутационных потерь, связанных с удовлетворением Европейским Судом по правам человека жалоб граждан РФ».
Действительно, по статистике россияне очень часто обращаются в ЕСПЧ, и одна из самых распространенных причин — нарушение права на свободу и личную безопасность. В той же записке приводится статистика, из которой видно, как редко российские суды применяют залог и домашний арест. Залог — меньше процента от всех удовлетворенных ходатайств о мере пресечения, а домашний арест — меньше трех процентов.
5.А кто будет контролировать, что человек будет соблюдать все эти запреты?
Федеральная служба исполнения наказаний. В законе говорится, что для этого можно будет использовать разные технические средства контроля. Перечень этих средств
6. Что будет, если нарушить эти запреты?
Следователь может попросить суд назначить другую, более строгую меру пресечения.
7. Появление такой меры пресечения — это хорошо или плохо?
Мы не знаем. С одной стороны, отрадно, что депутаты признают, что в России сложилась репрессивная система выбора меры пресечения. Отдельно стоит отметить, что авторы ссылаются на европейское законодательство и практику Европейского суда по правам человека: в последнее время такая риторика — редкость. С другой стороны, не очень ясно, как появление новой меры пресечения решит те проблемы, о которых говорят депутаты. В законах и так есть более мягкие меры пресечения — тот же залог и домашний арест — почему надо придумывать новые меры, а не применять существующие?
Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев назвал законопроект «разумным, но более или менее бесполезным». «Наши суды нужно учить применять хоть какие-то меры пресечения, отличные от содержания под стражей, а пока это не произойдет [„запрет определенных действий“] останется законом на бумаге, который будут вытаскивать в очень странных случаях», — считает исследователь.
5 апреля Госдума одобрила в третьем чтении
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о новой мере пресечения. Мера пресечения — это ограничение, которое применяется к подозреваемому или обвиняемому в преступлении. Сейчас его могут посадить в СИЗО или под домашний арест, а могут отпустить под залог, подписку о невыезде или личное поручительство. Меру пресечения назначает суд.2. И что за новую меру придумали?
Запрет определенных действий. Вот список того, что могут запретить человеку:
- Выходить в определенное время из дома. Например, после 10 вечера.
- Находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния к определенным объектам, посещать определенные мероприятия и участвовать в них. Например, могут запрещать приближаться к школам или ходить на митинги.
- Общаться с определенными лицами.
- Отправлять и получать почтово-телеграфные отправления.
- Использовать телефон, интернет и другие средства связи. Здесь есть исключение: можно вызывать срочные службы и общаться со своим следователем, дознавателем или представителем контролирующего органа (например, прокуратуры).
- Водить машину и другой транспорт, если обвинение связано с нарушением правил движения или эксплуатации транспорта.
3. А от чего в целом зависит выбор меры пресечения
По закону, судья должен принимать это решение исходя из тяжести преступления и сведений о человеке — сколько ему лет, здоров ли он, есть ли дети и других данных. Есть еще один общий принцип, которым должен руководствоваться суд: нужно избирать самую мягкую меру из возможных.
4.Как власти объясняют необходимость появления новой меры пресечения
Как раз тем, что принципы, заложенные в законодательстве, не работают на практике. Судьи в России, как правило, предпочитают отправить человека ждать приговора в СИЗО, а не назначать ему какую-то более мягкую меру. В пояснительной записке к законопроекту говорится, среди прочего, что одна из задач поправок — «сокращение репутационных потерь, связанных с удовлетворением Европейским Судом по правам человека жалоб граждан РФ».
Действительно, по статистике россияне очень часто обращаются в ЕСПЧ, и одна из самых распространенных причин — нарушение права на свободу и личную безопасность. В той же записке приводится статистика, из которой видно, как редко российские суды применяют залог и домашний арест. Залог — меньше процента от всех удовлетворенных ходатайств о мере пресечения, а домашний арест — меньше трех процентов.
5.А кто будет контролировать, что человек будет соблюдать все эти запреты?
Федеральная служба исполнения наказаний. В законе говорится, что для этого можно будет использовать разные технические средства контроля. Перечень этих средств
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
правительством — в списке есть, например, электронный браслет и система видеонаблюдения. Правда, не факт, что на практике власти будут непременно использовать технологичные методы контроля. Похожие ограничения очень часто применяют к людям, которые освобождаются из колоний — это называется «административный надзор». Им тоже часто запрещают выходить из дома в ночное время, но контроль заключается в том, что сотрудники полиции просто приходят и проверяют, на месте человек или нет.6. Что будет, если нарушить эти запреты?
Следователь может попросить суд назначить другую, более строгую меру пресечения.
7. Появление такой меры пресечения — это хорошо или плохо?
Мы не знаем. С одной стороны, отрадно, что депутаты признают, что в России сложилась репрессивная система выбора меры пресечения. Отдельно стоит отметить, что авторы ссылаются на европейское законодательство и практику Европейского суда по правам человека: в последнее время такая риторика — редкость. С другой стороны, не очень ясно, как появление новой меры пресечения решит те проблемы, о которых говорят депутаты. В законах и так есть более мягкие меры пресечения — тот же залог и домашний арест — почему надо придумывать новые меры, а не применять существующие?
Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев назвал законопроект «разумным, но более или менее бесполезным». «Наши суды нужно учить применять хоть какие-то меры пресечения, отличные от содержания под стражей, а пока это не произойдет [„запрет определенных действий“] останется законом на бумаге, который будут вытаскивать в очень странных случаях», — считает исследователь.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация