Штрафы за шумные машины и мотоциклы, оторванные глушители и воющие усилители скоро должны появиться в КоАП. Наказывать будут на 5-30 тыс. руб., а фиксировать нарушителей — камерами-шумомерами. Нюансы объяснили эксперты
Регионы в ближайшее время должны получить возможность
для водителей на слишком шумных автомобилях и мотоциклах.
о соответствующих поправках в КоАП был принят Госдумой в первом чтении 20 июля.
Согласно документу, фиксировать превышение шума будут специальными камерами-шумомерами, а размер штрафа будет варьироваться от 5 тыс. до 30 тыс. руб. в зависимости от мощности мотора транспортного средства. Разбираемся, кому грозят новые штрафы и стоит ли водителям опасаться ошибочных фиксаций.
Зачем нужны штрафы за шумные автомобили
об усилении ответственности за нарушение покоя жителей и тишины в ночное время ранее внес в Мосгордуму мэр Москвы Сергей Собянин еще в 2021 году. После утверждения столичным парламентом поправки были внесены в Госдуму.
Действующий сейчас штрафы столичный градоначальник назвал «совсем никаким». Так, согласно ст. 8.23 КоАП, за эксплуатацию шумного или выделяющего слишком много вредных выбросов автомобиля или мотоцикла предусмотрены предупреждение и штраф до 500 руб.
«Подобный размер штрафа для лиц, которые могут потратить только на модификацию двигателя и системы выхлопа своего транспортного средства или установку мощной звуковоспроизводящей системы от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей и более, представляется явно недостаточным», — говорится в тексте пояснительной записки.
Авторы документа также указали, что недобросовестные водители используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку на своих транспортных средствах, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.
Сколько придется заплатить
Разработчики законопроекта предложили вывести из-под действия данной статьи КоАП автомобили и мотоциклы и создать для них отдельную статью, с более жесткими штрафами. Наказывать водителей будут на 5-30 тыс. руб. Фиксировать нарушения предлагается автоматически — с помощью шумомеров, совмещенных с фото- или видеокамерами. В этом случае применяется специальный упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении: то есть водителю
.
При этом, если водителя остановит инспектор ГИБДД, у него будет право задержать автомобиль и отправить его на штрафстоянку. Речь идет в том числе о машинах со снятыми или модифицированными глушителями: ведь устранить на месте такие доработки водитель не сможет. Как указано в пояснительной записке, на практике для ряда нарушителей это может стать более эффективной предупредительной мерой, чем непосредственно наказание в виде штрафа.
Во время обсуждения в Госдуме депутаты признались, что пока этого устройства не видели. При этом представлявший поправки глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников в ответ на вопросы признался, что ошибки, связанные с фиксацией других автомобилей, вместо нарушителей, «наверное будут». Но отметил, что у граждан будет возможность защитить свои права. Кроме того, он указал, что фиксация будет идти в ночное время, когда автомобилей и другого транспорта на дрогах не так много. По его словам, наказывать водителей будет только с 23:00 до 7:00 и только территориях с особой защитой. Например, в жилых районах, рядом с больницами и домами отдыха.
Как камеры будут фиксировать шумные автомобили
В Москве в тестовом режиме уже работала одна камера,
. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе Центра организации дорожного движения (ЦОДД), пока речи о штрафах не идет, так как камеры сначала должны пройти сертификацию.
«Кроме этого, необходимо утвердить методику измерения шума и внести изменения в действующее законодательство. После принятия всех необходимых документов, камеры планируется устанавливать в местах по обращениям жителей», — сказали в ЦОДД.
В свою очередь, в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» отметили, что им неизвестно о реализованных технических решениях отечественных разработчиков комплексов фотовидеофиксации, способных администрировать такой тип нарушения.
Там добавили, что в действующем отраслевом
, в соответствии с которым разрабатываются все отечественные комплексы фото- видеофиксации, подобный функционал не регламентирован.
Работать автоматический комплекс будет так: как только шумомер среагирует на превышение порогового уровня звукового давления в точки установки камеры производится запись и обработка фото-видеоматериала с фактом нарушения. При обработке за счет наличия пространственного массива микрофонов производится локализация источника шума и сопоставление его с видеопотоком.
При этом, по словам экспертов из «ОКО», камеры с поставленными задачами справиться смогут.
«Современные комплексы фотовидеофиксации являются по сути мощными компьютерами, к которым можно подключить практически любые датчики, в том числе измеряющие уровень шума. Существующие алгоритмы распознавания способны безошибочно отличить звук двигателя автомобиля или мотоцикла от, например, строительных работ или других шумов», — рассказали в ассоциации.
Отвечая на вопрос о потенциальной точности определения конкретного транспортного средства, специалисты в области фото- видеофиксации из «ОКО» отметили, что для этого крайне важно учитывать время суток, в которое предлагается штрафовать за шумные автомобили.
«В ночное время после 23:00 трафик значительно менее плотный, а на некоторых участках дорог и вовсе единичный, что позволяет с высокой долей вероятности определить конкретное «шумящее» транспортное средство», — сказали в ассоциации.
Также там отметили, что точность определения нарушителей с помощью камер зависит в большей степени от методики. К примеру, эксперты рассказали, что можно выявлять нарушителя не путем одного замера одним комплексом, а с помощью анализа серии фиксаций на протяжении определенного периода времени.
«Если одно и то же транспортное средство многократно, например, 10-20 раз фиксируется камерами одновременно с превышением уровнем шума, при этом окружающие его транспортные средства меняются, то можно сделать точный вывод, что именно его водитель и является нарушителем», — привели пример в «ОКО».
В свою очередь, специалист в области фото- видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман опасается, что при запуске автофиксации превышения уровня шума проблем будет еще больше, чем с ремнями безопасности и телефонами.
«В отличие от остальных автоматически фиксируемых составов нарушений шум невозможно определить визуально. Таким образом и инспектор, и водитель при получении штрафа будет работать с численным результатом измерения, который будет привязан комплексом к какому-либо транспортному средству на основания расчетов местоположения источника шума камерой. То есть с результатом математического моделирования, которое в принципе неперепроверяемо», — сказал Шухман.
В таком случае, по его мнению, в случае ошибки измерения уровня шума либо привязке чужого шума к его автомобилю, у водителя не будет шансов доказать невиновность.
«Будет применяться текущий подход ГИБДД — средство измерения сертифицировано и поверено, и работает корректно. Что в изложении инспектора, рассматривающего дело об административном правонарушении равнозначно тому, что комплекс не ошибается и его показаниям нет основания не доверять. Хотя практика регулярно показывает ложность такого подхода ГИБДД к оценке материалов автоматической фиксации», — сказал эксперт.
Сам документ будут дорабатывать ко второму чтению — они должны быть готовы к середине августа. В частности депутаты уже предложили добавить в него возможность задерживать громкий автомобиль на ночь, а утром возвращать его собственнику с предписанием исправить технические проблемы: например, установить или починить глушитель.