Мэрия Москвы внедрит новый инструмент борьбы с нарушителями.
Новый софт для управления дорожными камерами, на разработку которого мэрия Москвы потратит 180 млн руб., позволит сотрудникам ГИБДД с помощью мобильного приложения «Перехват» отслеживать и останавливать для проверки машины, находящиеся в розыске, снятые с учета и зарегистрированные на умерших граждан. Из-за ряда особенностей законодательства таким автовладельцам сегодня удается избежать штрафов с камер.
Московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) объявил на госзакупках тендер на 180 млн руб. по модернизации «автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений». Новый софт предназначается для инспекторов ГИБДД, МАДИ, АМПП и должен быть внедрен в 2022 году. По условиям контракта работы должны быть проведены до конца 2021 года, тестирование будет проходить «по мере технической готовности», рассказали в ЦОДД
В рамках модернизации действующей системы «Перехват» на планшеты инспекторов установят мобильное приложение, которое позволит патрулям подключиться к любым дорожным камерам, обнаружить автомобиль, находящийся в розыске, и остановить его для проверки. Автоматические комплексы, пояснили “Ъ” в ЦОДД, распознав на дороге подозрительный автомобиль, направляют информацию в единую «диспетчерскую», оттуда сигнал поступает ДПС, на что уходит слишком много времени.
С помощью приложения можно будет оперативно отследить, например, незарегистрированные в ГИБДД, снятые с учета, оформленные на несовершеннолетних или умерших граждан автомобили, а также транспорт с ошибками в регистрационных данных (без ФИО, адреса, даты рождения и т. д.).
Сейчас настоящим владельцам таких транспортных средств удается избежать штрафов с камер.
Так, скандально известный блогер Эдвард Билл, устроивший аварию с несколькими пострадавшими в центре Москвы в апреле 2021 года, управлял незарегистрированной Audi, из-за чего штрафы ему не приходили. С начала года ГИБДД Москвы выявила более 7 тыс. автомобилей с прекращенной регистрацией (за это применяется штраф в 800 руб.). С помощью мобильного приложения инспекторы совместно с приставами смогут также отслеживать и останавливать автомобили злостных должников.
Планируется активнее использовать возможности нейросети. В частности, речь идет о распознавании частично закрытого номерного знака. К примеру, камера фиксирует нарушителя ПДД на зеленой Lada Granta с регионом 99 и одним непрочитанным символом в знаке. После сопоставления данных (модель, марка и т. д.) сочетание будет восстановлено. Если не хватает нескольких символов, нейросеть предложит ЦОДД ряд вариантов. После проверки материал передадут в ГИБДД для формирования «письма счастья». В рамках модернизации нейросеть должны обучить распознавать новые модели и автобренды, отметили в ЦОДД: «За последние годы в России появились новинки китайского автопрома, развивается рынок беспилотных машин».
Перед разработчиками поставлена также задача исключить двойное штрафование за одно нарушение.
Речь идет о ситуациях, когда, например, над участком выделенной для общественного транспорта полосы расположены несколько комплексов (например, на Живописном мосту в Строгино). Водитель, проследовав в зоне действие камер, может получить несколько штрафов. Новый софт будет считать это одним нарушением. Но если выделенка прерывается (например, на перекрестке), проезд под следующей камерой будет являться уже новым нарушением — за это пришлют штраф.
«Если инспекторы будут подключаться к камерам и работать адресно по конкретным машинам, пользы от этого будет гораздо больше, чем отослать 500 автоматических штрафов в пустоту (за машиной блогера Эдварда Билла числилось на момент ДТП 566 невынесенных штрафов).
— Законопослушных водителей надо, по большому счету, оставить в покое и заниматься только вот такими нарушителями». Эффективность будет зависеть от количества сотрудников ДПС, способных работать с новым софтом и приборами. Напомним, еще в 2016 году ГИБДД рассказывала про запуск системы, позволяющей инспекторам подключаться к камерам с помощью переносных компьютеров и выявлять злостных нарушителей скоростного режима. Масштабного распространения она так и не получила: в 2020–2021 годах ГИБДД таким образом задержала чуть более 200 водителей.
Эксперты считают, что любой фотоматериал, требующий определения номера автомобиля с помощью нейросетей, должен иметь специальную пометку, а инспектор ГИБДД, ставящий свою подпись под штрафом (перед тем как он идет автовладельцу), понимал, что несет ответственность, и все проверил. Эксперт отметил, что в техзадании к тендеру заложена полезная функция, позволяющая в автоматическом режиме выявлять резкое изменение числа фиксаций (или нарушений), что может косвенно указывать на неисправность камеры.