В 2019 Россия попала под пристальное внимание FATF (Financial Action Task Force — группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег).
Рекомендовали контролировать обналичку с использованием классической транзитной схемы или исполнительных документов и обналичку через криптовалюту.
В 2020 году по объективным пандемическим причинам работа по этим направлениям была приостановлена, но в 2021 возобновилась и теперь идёт ударными темпами.
Что мы имеем на сегодня и чего ждать в ближайшей перспективе?
1) Установление реальных бенефициаров транзитной операции
Банки не только получили дополнительные обязанности перед регулятором и Росфинмониторингом, но и фактически наделены полномочиями, аналогичными полномочиям оперативных сотрудников правоохранительных органов.
Отметим, что при обнаружении признаков транзита банк сначала предложит клиенту не работать с неблагонадёжным контрагентом или откажет в проведении операции, а уже потом заблокирует счёт со всеми вытекающими последствиями.
При наличии серьёзных сомнений — банки должны передавать информацию в правоохранительные органы. Но на сегодняшний день обмен информацией между ними и правоохранительными органами не отлажен, поэтому всё, что могут сделать банки — это заблокировать счёт.
2) Проверка реальности операций, совершаемых на основании нотариально удостоверенных или судебных документов
Банки должны внимательнее проверять документы, удостоверенные нотариусами. В частности, под сомнение ставится реальность обязательств между должниками и кредиторами, которая удостоверена нотариусами.
Нотариусов, готовых работать по серым лекалам становится всё меньше, но даже работая по белым лекалам, не следует забывать про нотариальный тариф — процент от сделок.
Стоит отметить, что исполнительная надпись нотариуса имеет статус исполнительного документа, а отказ банка проводить операцию по исполнительному документу наказывается штрафом. Из чего следует, что в целом этот инструмент получения кэша ещё долго будет интересен обнальщикам. Для покупателей кэша вопрос будет в его цене, к которой добавляется нотариальный тариф.
Аналогично нотариальным схемам складывается и ситуация с обналичиванием через судебные акты или через судебных приставов.
3) Контроль в отношении операций цифровых децентрализованных финансовых активов (криптовалюты)
С момента принятия поправок о цифровых правах и закона о цифровых финансовых активах банки должны начать разработку и внедрение систем блокчейн-комплаенса в отношении операций с криптовалютами. Однако, на данный момент еще не создана инфраструктура для операторов информационных систем, выпускающих цифровые финансовые активы, поэтому внедрение таких систем на паузе.
Отдельно заметим, ключевым в этой инфраструктуре должен быть реестр блокчейн-платформ, который по состоянию на сегодняшний день так и не создан. Пока такого реестра нет, нет повода для переживаний. Когда он появится, следует ожидать появления и номинальных операторов информационных систем, обслуживающих обнальные площадки.
FATF не зря выделил обналичку через исполнительные документы и криптовалюту: очевидно, что обналичивание с использованием транзитной схемы ещё долго будет жить, а вот использование таких инструментов, как нотариальное удостоверение документов или мнимые долги легко сделать проблематичным.
На практике проблемы уже возникают. При рассмотрении арбитражных споров бывают ситуации, когда суд привлекал Росфинмониторинг в качестве третьего лица и потом отказывал во взыскании виртуальной задолженности.
Вывод можно сделать один: пока это только середина глобальных коренных изменений в борьбе с обналичиванием, нас ожидает ещё огромное количество изменений, и к ним пора готовиться.
Рекомендовали контролировать обналичку с использованием классической транзитной схемы или исполнительных документов и обналичку через криптовалюту.
В 2020 году по объективным пандемическим причинам работа по этим направлениям была приостановлена, но в 2021 возобновилась и теперь идёт ударными темпами.
Что мы имеем на сегодня и чего ждать в ближайшей перспективе?
1) Установление реальных бенефициаров транзитной операции
Банки не только получили дополнительные обязанности перед регулятором и Росфинмониторингом, но и фактически наделены полномочиями, аналогичными полномочиям оперативных сотрудников правоохранительных органов.
Отметим, что при обнаружении признаков транзита банк сначала предложит клиенту не работать с неблагонадёжным контрагентом или откажет в проведении операции, а уже потом заблокирует счёт со всеми вытекающими последствиями.
При наличии серьёзных сомнений — банки должны передавать информацию в правоохранительные органы. Но на сегодняшний день обмен информацией между ними и правоохранительными органами не отлажен, поэтому всё, что могут сделать банки — это заблокировать счёт.
2) Проверка реальности операций, совершаемых на основании нотариально удостоверенных или судебных документов
Банки должны внимательнее проверять документы, удостоверенные нотариусами. В частности, под сомнение ставится реальность обязательств между должниками и кредиторами, которая удостоверена нотариусами.
Напомним, что в конце 2020 года вступил в силу 480-ФЗ, согласно которому реальность таких обязательств должны проверять и сами нотариусы.
Нотариусов, готовых работать по серым лекалам становится всё меньше, но даже работая по белым лекалам, не следует забывать про нотариальный тариф — процент от сделок.
Стоит отметить, что исполнительная надпись нотариуса имеет статус исполнительного документа, а отказ банка проводить операцию по исполнительному документу наказывается штрафом. Из чего следует, что в целом этот инструмент получения кэша ещё долго будет интересен обнальщикам. Для покупателей кэша вопрос будет в его цене, к которой добавляется нотариальный тариф.
Аналогично нотариальным схемам складывается и ситуация с обналичиванием через судебные акты или через судебных приставов.
3) Контроль в отношении операций цифровых децентрализованных финансовых активов (криптовалюты)
С момента принятия поправок о цифровых правах и закона о цифровых финансовых активах банки должны начать разработку и внедрение систем блокчейн-комплаенса в отношении операций с криптовалютами. Однако, на данный момент еще не создана инфраструктура для операторов информационных систем, выпускающих цифровые финансовые активы, поэтому внедрение таких систем на паузе.
Отдельно заметим, ключевым в этой инфраструктуре должен быть реестр блокчейн-платформ, который по состоянию на сегодняшний день так и не создан. Пока такого реестра нет, нет повода для переживаний. Когда он появится, следует ожидать появления и номинальных операторов информационных систем, обслуживающих обнальные площадки.
Любые способы обналичивания чреваты рисками для сторон. Рисков много, от банального «кидка» до блокировки счёта, но главный риск — быть пойманным.
FATF не зря выделил обналичку через исполнительные документы и криптовалюту: очевидно, что обналичивание с использованием транзитной схемы ещё долго будет жить, а вот использование таких инструментов, как нотариальное удостоверение документов или мнимые долги легко сделать проблематичным.
На практике проблемы уже возникают. При рассмотрении арбитражных споров бывают ситуации, когда суд привлекал Росфинмониторинг в качестве третьего лица и потом отказывал во взыскании виртуальной задолженности.
Вывод можно сделать один: пока это только середина глобальных коренных изменений в борьбе с обналичиванием, нас ожидает ещё огромное количество изменений, и к ним пора готовиться.