Организации, имеющие зарегистрированные в соответствии с законодательством транспортные средства, являются плательщиками транспортного налога.
Налоговая база в отношении транспортного средства, имеющего двигатель, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (подп. 1 п.1 ст. 359 НК).
Но как быть с гибридным автомобилем?
Ведь гибридное транспортное средство имеет не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии, которые служатдля приведения в движение такого транспортного средства (раздел 1 правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090).
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, скажем несколько слов о причинах стимулирования властями развития новых видов транспорта.
Повышение уровня использования гибридных средств транспорта власти учитывают:
Евразийская экономическая комиссия совместно со странами ЕАЭС принимает акты органов союза, направленные на стимулирование производства и использования колесных транспортных средств с двигателями, функционирующими на экологически чистых видах топлива.
К стимулирующим мерам, в частности, относятся:
Финансисты в письме от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694 ответили на запрос МВД относительно определения мощности двигателя автомототранспортного средства, имеющего несколько двигателей, в целях исчисления транспортного налога.
При этом Минфин обратился к трем решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2011 № 877, 22.09.2015 № 122 и от 12.07.2016 № 81.
В этих документах указано следующее:
Если в транспортном средстве присутствуют одновременно двигатели внутреннего сгорания и электрический двигатель, приводящие транспортное средство в движение, то следует учитывать суммарно указанные в его технической документации максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Письмо Минфина № 03-05-04-04/8694 было доведено письмом ФНС от 09.02.2023 № БС-4-21/1528@ до сотрудников подведомственных инспекций, обеспечивающих исчисление транспортного налога.
Чуть позже вопросу налогообложения автотранспортных средств, имеющих одновременно двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель (гибридных автомобилей) ФНС посвятила письмо от 10.03.2023 № БС-3-21/3425@.
В нем налоговики обратили внимание на роль сведений дорожных инспекторов в исчислении налоговой базы по транспортному налогу.
Органы ГИБДД МВД осуществляют государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ.
С ГИБДД информационно взаимодействует налоговая служба.
Приказом ФНС от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ утверждена форма сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах.
По этой форме в налоговые органы дорожные инспекторы передают сведения о мощности двигателя транспортного средства. Форму заполняют на основании данных государственного реестра транспортных средств (реестр).
Оператором реестра являются органами ГИБДД МВД (постановление Правительства от 27.12.2019 № 1874 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра транспортных средств»).
Обязанность органов (организаций, должностных лиц) сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах, закреплена в НК (п. 4. ст.85).
На процедуру передачи сведений налоговикам отведено 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Регистрирующие органы представляют указанные сведения налоговикам ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами.
Сумма налога определяется по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в отчетные периоды. Таковыми для налогоплательщиков - организаций признаются I квартал, II квартал, III квартал.
Величины авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Плательщики транспортного налога уплачивают (перечисляют) налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу в текущем году осуществляется в виде ЕНП на ЕНС.
Начиная с налогового периода 2020 года, налоговую декларацию по транспортному налогу налогоплательщики в налоговые органы не представляют.
При отсутствии бремени по представлению налоговой декларации по итогам календарного года у организации возникает обязанность по представлению в УФНС по месту учета уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (форма приведена в приложении 1 к приказу ФНС от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@) (абз. 1 п. 9 ст. 58 НК).
Такое уведомление по транспортному налогу необходимо направить (абз. 2 п. 9 ст. 58 НК):
Согласно закону Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», налогоплательщики – организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу.
Ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. 150 руб/л.с.
При наличии у транспортного средства одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих автомобиль в движение, учитываются суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальная 30-минутная мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Исходя из этого размер налоговой базы по автомобилю 324 л.с. (143 + 181).
По итогам 2023 года исчисленная сумма налога по автомобилю, определяемая как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, составит 48 600 руб. (150 руб/л.с. х 324 л.с.).
Величина авансовых платежей по налогу, исчисляемая по итогам I, II, и III кварталов в виде 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, составляет 12 150 руб. (150 руб/л.с. х 324 л.с. : 4).
Эта сумма будет учтена при определении общей суммы авансовых платежей по транспортному налогу по всем транспортным средствам организации за I квартал, II квартал и III квартал.
Организация должна будет направить в ИФНС уведомления с общей суммой авансовых платежей не позднее:
Эта сумма будет учтена при определении общей величины причитающегося к уплате транспортного налога за 2023 год в целом по организации. Эту сумму организация должна перечислить не позднее 28.02.2024 года.
При этом не позднее 26.02.2024 (25.02.2024 – воскресенье) организация должна будет направить в ИФНС уведомление с общей суммой налога, причитающейся к уплате за 2023 год.
Налоговая база в отношении транспортного средства, имеющего двигатель, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (подп. 1 п.1 ст. 359 НК).
Но как быть с гибридным автомобилем?
Ведь гибридное транспортное средство имеет не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии, которые служатдля приведения в движение такого транспортного средства (раздел 1 правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090).
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, скажем несколько слов о причинах стимулирования властями развития новых видов транспорта.
Стимулирование развития новых видов транспорта
Интерес к новым видам транспорта обусловлен рядом причин, в частности:- дефицитом запасов традиционных невозобновляемых источников энергии;
- растущим вниманием общественности и властей к проблемам окружающей среды и изменения климата;
- процессами урбанизации. Предположительно к 2050 году более 70 % населения будет проживать в крупных городах. Это значительно обостряет проблематику загрязнения воздуха.
Повышение уровня использования гибридных средств транспорта власти учитывают:
- при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
- планировании и расчете количества парковочных мест, в т. ч. оборудованных зарядными устройствами;
- организации управления парковочным пространством и обустройстве парковочных мест.
Евразийская экономическая комиссия совместно со странами ЕАЭС принимает акты органов союза, направленные на стимулирование производства и использования колесных транспортных средств с двигателями, функционирующими на экологически чистых видах топлива.
К стимулирующим мерам, в частности, относятся:
- популяризация электротранспорта путем установления минимальной доли электротранспорта в автопарках такси, каршеринговых сервисов и государственных учреждений;
- дальнейшее развитие инфраструктуры при помощи установления обязательств как для новых, так и для действующих владельцев придорожной инфраструктуры по наличию электрозарядных станций;
- развитие сервисной инфраструктуры, с возможностью ее использования после запуска массового производства электромобилей на пространстве ЕАЭС.
Тонкости определения мощности гибридного автомобиля
Этой теме посвящены недавние письма финансового и налогового ведомств.Финансисты в письме от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694 ответили на запрос МВД относительно определения мощности двигателя автомототранспортного средства, имеющего несколько двигателей, в целях исчисления транспортного налога.
При этом Минфин обратился к трем решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2011 № 877, 22.09.2015 № 122 и от 12.07.2016 № 81.
В этих документах указано следующее:
- максимальная мощность электродвигателя - это максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода;
- в перечень сведений, приводимых в электронном паспорте транспортного средства в показателе «электродвигатель электромобиля» записана максимальная 30-минутная мощность;
- приведенные характерные особенности отражаются в документах, удостоверяющих соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Если в транспортном средстве присутствуют одновременно двигатели внутреннего сгорания и электрический двигатель, приводящие транспортное средство в движение, то следует учитывать суммарно указанные в его технической документации максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Письмо Минфина № 03-05-04-04/8694 было доведено письмом ФНС от 09.02.2023 № БС-4-21/1528@ до сотрудников подведомственных инспекций, обеспечивающих исчисление транспортного налога.
Чуть позже вопросу налогообложения автотранспортных средств, имеющих одновременно двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель (гибридных автомобилей) ФНС посвятила письмо от 10.03.2023 № БС-3-21/3425@.
В нем налоговики обратили внимание на роль сведений дорожных инспекторов в исчислении налоговой базы по транспортному налогу.
Органы ГИБДД МВД осуществляют государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ.
С ГИБДД информационно взаимодействует налоговая служба.
Приказом ФНС от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ утверждена форма сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах.
По этой форме в налоговые органы дорожные инспекторы передают сведения о мощности двигателя транспортного средства. Форму заполняют на основании данных государственного реестра транспортных средств (реестр).
Оператором реестра являются органами ГИБДД МВД (постановление Правительства от 27.12.2019 № 1874 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра транспортных средств»).
Обязанность органов (организаций, должностных лиц) сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах, закреплена в НК (п. 4. ст.85).
На процедуру передачи сведений налоговикам отведено 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Регистрирующие органы представляют указанные сведения налоговикам ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами.
Порядок исчисления налога
Организации - плательщики транспортного налога исчисляют его сумму, а также величины авансовых платежей по налогу самостоятельно.Сумма налога определяется по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в отчетные периоды. Таковыми для налогоплательщиков - организаций признаются I квартал, II квартал, III квартал.
Величины авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Плательщики транспортного налога уплачивают (перечисляют) налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу в текущем году осуществляется в виде ЕНП на ЕНС.
Начиная с налогового периода 2020 года, налоговую декларацию по транспортному налогу налогоплательщики в налоговые органы не представляют.
При отсутствии бремени по представлению налоговой декларации по итогам календарного года у организации возникает обязанность по представлению в УФНС по месту учета уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (форма приведена в приложении 1 к приказу ФНС от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@) (абз. 1 п. 9 ст. 58 НК).
Такое уведомление по транспортному налогу необходимо направить (абз. 2 п. 9 ст. 58 НК):
- об исчисленных суммах авансовых платежей - не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок их уплаты;
- о подлежащей уплате сумме налога за налоговый период - не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пример
Организация находится в г. Красногорске Московской области. На учете организации имеется автомобиль Honda Accord гибрид с двигателем внутреннего сгорания мощностью 143 л.с. и электродвигателем мощностью 181 л.с.Согласно закону Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», налогоплательщики – организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу.
Ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. 150 руб/л.с.
При наличии у транспортного средства одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих автомобиль в движение, учитываются суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальная 30-минутная мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Исходя из этого размер налоговой базы по автомобилю 324 л.с. (143 + 181).
По итогам 2023 года исчисленная сумма налога по автомобилю, определяемая как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, составит 48 600 руб. (150 руб/л.с. х 324 л.с.).
Величина авансовых платежей по налогу, исчисляемая по итогам I, II, и III кварталов в виде 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, составляет 12 150 руб. (150 руб/л.с. х 324 л.с. : 4).
Эта сумма будет учтена при определении общей суммы авансовых платежей по транспортному налогу по всем транспортным средствам организации за I квартал, II квартал и III квартал.
Организация должна будет направить в ИФНС уведомления с общей суммой авансовых платежей не позднее:
- 25.04.2023 – за I квартал;
- 25.07.2023 – за II квартал;
- 25.10.2023 – за III квартал.
- 28.04.2023 – за I квартал;
- 28.07.2023 – за II квартал;
- 30.10.2023 (28.10.2023 – суббота) – за III квартал.
Эта сумма будет учтена при определении общей величины причитающегося к уплате транспортного налога за 2023 год в целом по организации. Эту сумму организация должна перечислить не позднее 28.02.2024 года.
При этом не позднее 26.02.2024 (25.02.2024 – воскресенье) организация должна будет направить в ИФНС уведомление с общей суммой налога, причитающейся к уплате за 2023 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация