Мошенники для звонков клиентам банков в основном используют информацию, которую получают из баз данных ГИБДД, Росреестра и операторов парковок, сообщил РИА Новости источник в банковских кругах.
«Например, информация операторов парковки доступна через платные сервисы в телеграм-ботах», — сказал собеседник агентства, отметив, что в основном под прицел злоумышленников попадают клиенты банков, на которых зарегистрированы автомобиль или недвижимость.
Доступность огромного объема персональной информации о клиентах банков, которые можно компилировать с данными специализированных баз, позволяет собрать практически полное досье на человека, указывает гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин.
«Таким образом, мошенник, имеющий досье на клиента и используя методы социальной инженерии, может полностью ассоциироваться с какой-то крупной компанией с хорошей репутацией и дальше запрашивать любую информацию», — отмечает он.
Многократно снизить риски мошеннических операций и социальной инженерии можно, если банки перестанут использовать СМС- и push-уведомления для подтверждения операций в дистанционных каналах, а начнут использовать мобильную аутентификацию и подпись в смартфоне, считает коммерческий директор SafeTech (резидент фонда «Сколково») Дарья Верестникова.
Ведущий тренер по компьютерной криминалистике Group-IB Анастасия Баринова объясняет успех телефонных мошенников тем, что они являются не только опытными психологами, которые могут запугать и «загипнотизировать» жертву, но и владеют огромным объемом персональной информации о клиентах банков, которая оказалась в их распоряжении.
«Источником могут послужить и социальные сети, на которые сами жертвы оставляют персональную информацию, утечки из банков или от сотовых операторов. Плюс закрытые площадки в теневом сегменте Интернета, где продаются огромные данные информации, в том числе о клиентах банков. Из всех этих источников злоумышленники получают информацию о потенциальных жертвах, и из-за этого их истории становятся максимально правдоподобными», — отмечает эксперт.
По данным газеты «Коммерсант», ЦБ и российские банки этим летом зафиксировали резкий рост числа мошеннических звонков клиентам кредитных организаций, в том числе с подменой номера банка, за это время регулятор направил операторам связи информацию более чем о 2,5 тыс. номеров, с которых поступали звонки клиентам банков.