Не редко общение налоговых органов с налогоплательщиками посредством требований, напоминает поведение гопников в подворотне. В зависимости от настроения могут лишить кошелька, а могут и шапку-шубу-сумку потребовать.
Поведение иных инспекторов – хорошая иллюстрация того, что необходимо более глубоко знать свои права и обязанности при осуществлении налоговым органом мероприятий налогового контроля. И что немаловажно, права и обязанности самих налоговиков.
Итак, при подготовке ответа на запрос или требование налоговой службы необходимо знать границы действий налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки. Потому, что полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания.
Необходимо запомнить, что Налоговым Кодексом при проведении налоговой проверки установлены основания, предметный состав и порядок истребования документов (информации) и пояснений.
✔ По статье 88 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для истребования пояснений, документов (информации), а предметный состав запрашиваемых сведений и документов (информации) конкретизирован
✔ По статьям 93 и 93.1 порядок истребования сведений и документов (информации) налоговым органом в зависимости от формы контроля, вида налоговой проверки, статуса налогоплательщика при проверке в пределах срока и вне срока ее проведения.
При реализации своих полномочий по истребованию документов и информации налоговые органы обязаны использовать типовые документы согласно приказов ФНС РФ от 07.11.2018 № 628@, от 27.08.2020 № 609 и соблюдать правила их заполнения. Для тех инспекторов, которые творчески подходят к правилам, закрепленным в Налоговом кодексе, напоминаем:
«Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах» пп.1 п.1 ст.31 НК РФ
«Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции» абз.2 п.1 ст.82.НК РФ
Для того, что бы разобраться в сущности статей 93 и 93.1 необходимо сократить их до смысла в разрезе вопросов: Кто (1), При каких обстоятельствах (2), Что делает (3), В отношении какого лица (4), Что истребует (5), Характеризующие признаки (6).
? Ст. 93 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1), проводящее проверку (2), вправе истребовать (3), у проверяемого лица (4), документы (5), необходимые для проверки (6).
? П. 1 ст. 93.1 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1) проводящее налоговую проверку или рассматривающее материалы проверки (2), вправе истребовать (3), у контрагента или иных лиц, располагающих документами (4), эти документы (информацию) (5), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (6)
- Согласно п. 2 ст. 93.1: Должностное лицо налогового органа (1) если вне рамок камеральной проверки возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) (2) вправе истребовать (3) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (4) документов (информации) относительно конкретной сделки (5)
На какие моменты необходимо обратить внимание при истребовании документов согласно п. 1 ст. 93.1 (разбиралось неделей ранее)? То, что документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика. К примеру, ваше штатное расписание (особенно если хотят его с телефонами сотрудников) касается деятельности вашего контрагента так же как химический состав Луны. То есть никак. Нам в помощь есть Постановление ВС на эту тему.
- При получении требования согласно п.2 ст. 93.1 НК РФ обращаем внимание на то, что истребование документов должно осуществлять относительно конкретной сделки. Необходимо учитывать, что если есть ИНН контрагента и период, за который запрашивают документы, то суды считают, что сделка идентифицирована. Отказать бесплатно в таком случае не получится.
? У нас остается только вариант, что практически ни один запрос по п. 2 ст. 93.1 НК РФ не содержит обоснования необходимости получения документов. Но этот аргумент достаточно неоднозначный для категоричного отказа представить документы, и может использоваться только как соломинка, за которую хватается утопающий.
❇ Следует заметить, что если запрос на представление документов отправляет инспекция контрагента, то он направляется в вашу налоговую в виде
?Немаловажным вопросом, который часто задают наши подписчики, является вопрос о полномочиях налогового органа, который вправе проводить налоговую проверку. Для этого нам нужно рассмотреть совокупность трех статей Налогового Кодекса. Пунктом 1 статьи 83 установлено, где происходит постановка на учет налогоплательщиков:
? по месту нахождения организации
? месту нахождения её обособленных подразделений
? месту жительства физического лица
? по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств
? иным основаниям, предусмотренным НК РФ
В ст. 82 установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок (другие основания нас сейчас не интересуют). Ну а в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
То есть получается, что если согласно ст. 88 НК РФ «КНП проводится по месту нахождения НО на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком уполномоченными должностными лицами НО в соответствии с их служебными обязанностями». То есть камеральную проверку может проводить только тот налоговый орган, в который вы подали свою декларацию или расчет.
- Надо признать, что есть случаи проведения камеральных проверок другими территориальными подразделениями. А так же есть негативный для налогоплательщиков прецедент по непредставлению документов по такой проверке. Так, что если вы обратили внимание, что вашего контрагента из Москвы камералит Сахалин и в связи с этим шлет вам требование о представлении документов, то ответ «да пошли вы читать Налоговый Кодекс» может иметь последствия.
Поведение иных инспекторов – хорошая иллюстрация того, что необходимо более глубоко знать свои права и обязанности при осуществлении налоговым органом мероприятий налогового контроля. И что немаловажно, права и обязанности самих налоговиков.
Итак, при подготовке ответа на запрос или требование налоговой службы необходимо знать границы действий налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки. Потому, что полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания.
Необходимо запомнить, что Налоговым Кодексом при проведении налоговой проверки установлены основания, предметный состав и порядок истребования документов (информации) и пояснений.
✔ По статье 88 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для истребования пояснений, документов (информации), а предметный состав запрашиваемых сведений и документов (информации) конкретизирован
✔ По статьям 93 и 93.1 порядок истребования сведений и документов (информации) налоговым органом в зависимости от формы контроля, вида налоговой проверки, статуса налогоплательщика при проверке в пределах срока и вне срока ее проведения.
При реализации своих полномочий по истребованию документов и информации налоговые органы обязаны использовать типовые документы согласно приказов ФНС РФ от 07.11.2018 № 628@, от 27.08.2020 № 609 и соблюдать правила их заполнения. Для тех инспекторов, которые творчески подходят к правилам, закрепленным в Налоговом кодексе, напоминаем:
«Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах» пп.1 п.1 ст.31 НК РФ
«Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции» абз.2 п.1 ст.82.НК РФ
Для того, что бы разобраться в сущности статей 93 и 93.1 необходимо сократить их до смысла в разрезе вопросов: Кто (1), При каких обстоятельствах (2), Что делает (3), В отношении какого лица (4), Что истребует (5), Характеризующие признаки (6).
? Ст. 93 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1), проводящее проверку (2), вправе истребовать (3), у проверяемого лица (4), документы (5), необходимые для проверки (6).
? П. 1 ст. 93.1 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1) проводящее налоговую проверку или рассматривающее материалы проверки (2), вправе истребовать (3), у контрагента или иных лиц, располагающих документами (4), эти документы (информацию) (5), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (6)
- Согласно п. 2 ст. 93.1: Должностное лицо налогового органа (1) если вне рамок камеральной проверки возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) (2) вправе истребовать (3) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (4) документов (информации) относительно конкретной сделки (5)
На какие моменты необходимо обратить внимание при истребовании документов согласно п. 1 ст. 93.1 (разбиралось неделей ранее)? То, что документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика. К примеру, ваше штатное расписание (особенно если хотят его с телефонами сотрудников) касается деятельности вашего контрагента так же как химический состав Луны. То есть никак. Нам в помощь есть Постановление ВС на эту тему.
- При получении требования согласно п.2 ст. 93.1 НК РФ обращаем внимание на то, что истребование документов должно осуществлять относительно конкретной сделки. Необходимо учитывать, что если есть ИНН контрагента и период, за который запрашивают документы, то суды считают, что сделка идентифицирована. Отказать бесплатно в таком случае не получится.
? У нас остается только вариант, что практически ни один запрос по п. 2 ст. 93.1 НК РФ не содержит обоснования необходимости получения документов. Но этот аргумент достаточно неоднозначный для категоричного отказа представить документы, и может использоваться только как соломинка, за которую хватается утопающий.
❇ Следует заметить, что если запрос на представление документов отправляет инспекция контрагента, то он направляется в вашу налоговую в виде
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
об истребовании документов (информации). На данное поручение обязательно должна быть ссылка в требовании и копия должна быть направлена вам вместе с поручением (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Без этой копии требование незаконно.?Немаловажным вопросом, который часто задают наши подписчики, является вопрос о полномочиях налогового органа, который вправе проводить налоговую проверку. Для этого нам нужно рассмотреть совокупность трех статей Налогового Кодекса. Пунктом 1 статьи 83 установлено, где происходит постановка на учет налогоплательщиков:
? по месту нахождения организации
? месту нахождения её обособленных подразделений
? месту жительства физического лица
? по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств
? иным основаниям, предусмотренным НК РФ
В ст. 82 установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок (другие основания нас сейчас не интересуют). Ну а в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
То есть получается, что если согласно ст. 88 НК РФ «КНП проводится по месту нахождения НО на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком уполномоченными должностными лицами НО в соответствии с их служебными обязанностями». То есть камеральную проверку может проводить только тот налоговый орган, в который вы подали свою декларацию или расчет.
- Надо признать, что есть случаи проведения камеральных проверок другими территориальными подразделениями. А так же есть негативный для налогоплательщиков прецедент по непредставлению документов по такой проверке. Так, что если вы обратили внимание, что вашего контрагента из Москвы камералит Сахалин и в связи с этим шлет вам требование о представлении документов, то ответ «да пошли вы читать Налоговый Кодекс» может иметь последствия.