Если вы планируете сделку с его участием, мы настоятельно рекомендуем вам не совершать ее до окончания блокировки. Если пользователь уже обманул вас каким-либо образом, пожалуйста, пишите в арбитраж, чтобы мы могли решить проблему как можно скорее.
Данная шуточная зарисовка, взятая с просторов Рунета, очень наглядно и просто показывает всю суть термина, о котором наверняка многие из вас часто слышали, но, уверен, что большинство не совсем понимает истинное его значение.Недавно одна моя знакомая тетка 41 года от роду сперла из магазина платье. Мы в шоке говорим ей, типа как ты это сделала? Там ведь камеры. Она дала ответ: “Подхожу к продавцам и говорю, я кошелек потеряла, дайте с камер наблюдения посмотрю.” Ей отвечают, что в магазине нет работающих камер и, что все они обычные муляжи. После этого она спокойно сперла платье и ушла.
Этот пост начинает серию статей о социальной инженерии, а в этом мы просто разберёмся с самим термином, типовыми атаками и некоторыми приемами.
“Социальная инженерия” (social engineering) — это набор различных психологических методик и мошеннических приемов, целью которых является получение конфиденциальной информации о человеке обманным путем. Конфиденциальная информация — это логины/пароли, личные интимные данные, компромат, номера банковских карт и все, что может принести финансовые или репутационные потери.
Само понятие пришло к нам из сферы хакинга. Хакер — это человек, который ищет уязвимости в компьютерных системах, по-другому говорят — «взламывает». Какое отношение, казалось бы, к этому имеет социальная инженерия? Все очень просто. В один момент времени хакеры осознали, что главная уязвимость в любой системе — это человек, а не машина. Человек, точно также, как и компьютер, работает по определенным законам. Используя накопленный человечеством опыт в психологии, манипуляциях и механизмах влияния, хакеры стали «взламывать людей». Я ещё это называю “brain hack”. Приведу пример получения выгоды методом социальной инженерии (пример про грамотного социнженера).
Злоумышленнику нужно получить от вас какую-то сумму денег. Допустим, он нашёл ваш мобильный телефон и социальную сеть. Проводя поиск по интернету, он так же обнаружил, что у вас есть брат. Нашёл его социальную сеть и начал ее изучать, чтобы проникнуть в образ его мыслей. Так же он нашёл его мобильный телефон для страховки и вскрыл переписку, где нашёл сообщения с вами. Он их изучил и узнал разные личные факты о вас, что дополнило его знания после просмотра ваших соцсетей. Далее был составлен план, который включал в себя следующее: злоумышленник звонит вам поздно вечером и прикидывается вашим братом, говорит, что ему проломили голову и выкинули где-то на улице, сперли телефон и все деньги с карточками (так оправдывается, почему вам звонит чужой номер). Важно, что обратился он к вам не по имени, а по прозвищу, которое увидел в личной переписке — это очень важный момент. Далее он для правдоподобности говорит, к примеру, что сидел с какими-нибудь вашими общими друзьями в месте, в которое вы часто ходите — бар, клуб, не важно (фото и геопривязки в помощь). Далее после такого рассказа он говорит, что родителям главное не говорить! У отца же сердце больное (из взломанного диалога выяснил). После этого следует что-то типа: «Скинь мне 500р на такси до больницы» — и даёт номер карты, говоря, что здесь рядом проходила добрая девушка, которая помогла ему, но у неё нет денег, зато есть карта. В 8 случаях из 10 после такого грамотного подхода наша вымышленная сестра деньги переведет, а потом с ее счета снимутся все деньги, а не только 500р. Для технически грамотного хакера это совсем не проблема.
Раскрою секрет, на самом деле, “эта сестра” не вымышленная. Данный случай действительно произошёл с одной бедной девушкой около трёх лет назад. С ее карты сняли 500р + ещё 22 000р. Все, что на ней лежало, в общем. В данном примере может показаться немного странным несколько вещей. Многие скажут, как она не узнала его голос? Друзья, представьте, как искажается голос человека, когда человек говорит на эмоциях, громко, с посторонними шумами и т.д. Также сестра уже спала, а спросонья опознать голос ещё сложнее. Другая странность — почему она сразу, не задумываясь, перевела деньги и не позвонила друзьям спрашивать, куда делся ее брат, после того, как они разошлись? Все просто — поставьте себя на ее место. Ночь, раздаётся звонок, тебе выдают факты, которые знаете только вы с братом + это ОЧЕНЬ БЛИЗКИЙ человек. Задеть эмоции, которые отключают логику — очень просто, если грамотно все преподнести, проделав заранее серьёзную аналитическую работу. Так вышло и в данном случае. Почему же тогда в 8 случаях из 10 такой план сработает, а не в 10? Хакеру могло не повезти и брат, мог увидеть, что его страничку сломали, но в данной истории роль сыграло время. Он взломал его ночью, поэтому, брат ничего не обнаружил, а жене брата наша жертва позвонила уже после того, как перевела деньги, так как “брат” сказал ни в коем случае не говорить ей об этом. Когда пострадавшая все же не выдержала и позвонила жене на эмоциях, оказалось, что настоящий брат мирно спал с ней рядом, и наша героиня все осознала.
Итак, давайте разберем по пунктам, что же использовал хакер в данном случае:
1. Создал личность прикрытия (брат) и хорошую легенду, которую наполнил реальными фактами, которые доказывали, что это именно он. Место, где они гуляли с друзьями (геопривязки Инстаграмма); факт о том, что у отца больное сердце; обращение к пострадавшей по прозвищу, которое использовалось в личной переписке и т.д.
2. Все это было сказано довольно быстро и постоянно подгонялось. Главное правило любого афериста — заставить человека не думать, а постоянно что-то делать. Данный психологический прием называется “контроль внимания”.
3. Использовался один очень сильный механизм влияния — давление на жалость (обращение к эмоциям). В данном случае в силу того, что был этап глубокой проработки психологических портретов (профилей) жертвы и ее брата, это сработало очень хорошо и усилилось еще от того, что это близкий человек.
Другой интересный пример — то, как можно спокойно получить ваш рабочий логин и пароль. Звонит вам «сисадмин» с работы в 8.00 утра в воскресенье и говорит: «Слушай, у нас тут технические работы, бла-бла-бла, куча разных терминов сложных…не мог бы ты приехать? Надо открыть твой компьютер». Вы сразу про себя думаете: «Приехать на работу в воскресенье утром ради 1 мин, чтобы ввести логин и пароль?!» И сразу спрашиваете: «А есть другой вариант?» «Конечно есть! Нужны логин и пароль. Я неполадки все устраню и в понедельник на всякий случай все твои логины и пароли сменим». Вы, радостный и счастливый, даёте свои логин с паролем «сисадмину» и спите дальше. Не поверите, но таким образом поступают более 70% людей. То есть, если соц.инженер найдёт 10 чел. в разных фирмах и будет им звонить, то 6–7 из них точно дадут ему свои пароли. Причины очень простые: сначала хакер создаёт условия, что все плохо — 8 утра, воскресенье, срочность, постоянно подгоняет. Вы загрузились и настроились, что придётся ехать…а потом раз, и вам дают облегчение в виде простого решения проблемы! Конечно, большинство людей соглашаются. Называется данный механизм влияния –принцип контраста, когда сначала вам подсовывают какую-то проблему, а потом через какое-то время дают решение.
Данные примеры всего лишь капли в море из возможных сценариев, по которым социальные инженеры могут добраться до наших слабостей и воспользоваться ими.