Ресторатору пришлось отказаться от раздачи непроданных продуктов, но теперь он варит для нуждающихся суп из лосося.
Иван Зайченко – известный бизнесмен в Екатеринбурге. Уже лет десять он занимается ресторанным делом и сервисом по доставке еды, а не так давно открыл продуктовый магазин «Жизньмарт». Почти все, что там продается, имеет маленький срок жизни: это свежая молочная продукция, овощи, фрукты, зелень и готовые блюда, которые можно взять с собой. В марте ему пришла в голову идея отдавать продукты с истекшим сроком годности бесплатно. «Это были продукты, которые мы уже не могли продавать по закону, но они были еще вполне съедобные», – объяснил Russia Beyond Иван.
О своей инициативе он написал в соцсетях, и получил очень положительные отзывы, ведь это была первая подобная акция в городе.
«Многим, чтобы поесть, приходится копаться в мусорных контейнерах, выгребая просроченные продукты, выброшенные магазинами. Надеюсь, что это хоть кому-то поможет сохранить человеческое достоинство и при этом остаться сытым. Буду счастлив, если остальные ритейлеры возьмут это на вооружение», – писал он.
Однако эту затею взяли на вооружение не другие магазины, а Роспотребнадзор, служба по защите прав потребителей. Буквально через пару дней в его магазин пришли с проверкой и, разумеется, обнаружили просроченную продукцию. Ивану грозил штраф от 100 тысяч до миллиона рублей и приостановка работы на 90 дней – то есть, по сути, это означало бы конец его небольшого магазина. Но ему «повезло»: на первый раз обошлись просто «серьезной беседой», говорит Иван.
Благотворительность или просто бизнес?
В Роспотребнадзоре Ивану объяснили, что по российским законам в магазинах запрещено реализовывать просроченную еду, причем не важно, продается она или раздается бесплатно.
В отличие от Франции, например, где законодательно запрещают магазинам выбрасывать просрочку (ее нужно отдавать благотворительным организациям), в России такие продукты нельзя даже просто выбрасывать в мусорку. Чтобы утилизировать остатки продуктов, для них нужен отдельный закрытый контейнер и отдельный мусоровоз. Роспотребнадзор объясняет свои требования тем, что никто не должен случайно найти выброшенное и отравиться просрочкой. Крупные сети могут вернуть поставщикам некоторые нереализованные продукты, получив за это компенсацию.
Иван говорит, что, конечно, не собирается нарушать закон, но ему просто «жалко выбрасывать еду», которая остается. По его подсчетам, каждый вечер магазин списывает продуктов примерно на 3 тысячи рублей, а ведь их можно было еще спасти.
Он приводит такой пример: даже если вы покупаете хлеб или печенье, у которого вечером заканчивается срок годности, то на следующий день его всего равно можно есть, он даже не зачерствеет. С готовыми блюдами еще интереснее: срок реализации всего 12 часов, но храниться они могут до трех дней.
«Производитель обычно закладывает какое-то время хранения продукта сверх срока годности».
Суп из лосося для суши
Пока что Иван решил отдавать оставшиеся продукты сотрудникам магазина, а чтобы накормить нуждающихся, придумал использовать продукты из своего ресторана японской кухни «Сушкоф». Каждый вечер у ресторана оставалось довольно много кусков лосося, овощей и фруктов, которые обычно выбрасывали. Иван подчеркивает: это не просрочка, все свежее, просто из этого уже не приготовишь блюда по меню. Часть таких обрезков ресторан и раньше отдавал другим организациям, в том числе, на благотворительные нужды. В конце апреля сотрудники ресторана стали варить из остатков лосося уху и раздавать ее всем желающим. Иван обещает угощать всех таким супом два раза в неделю.
Теперь около ресторана варят суп и угощают им бесплатно. (с) Иван Зайченко
Он говорит, что пока что к нему у контролирующих органов вопросов не было и он рад, что может помогать тем, кому это действительно нужно. Жители города отвечают ему добрыми делами:
«Позавчера одна женщина предложила у нас помыть полы в магазине в качестве благодарности. Мне было очень приятно, и я почувствовал, что начинаю все больше и больше любить этот мир», – делится Иван.
Видя такую реакцию людей, он решил расширить свою филантропическую деятельность и сделать специальное меню, часть продаж с которого он будет направлять в детские дома Урала.