История Самарканда насчитывает более 2500 лет. Он видел разных великих правителей, пережил многочисленные войны, набеги и землетрясения. В современном Самарканде сохранились многочисленные древние памятники эпохи Тамерлана и его предков. Город, который называют Городом знаменитых теней притягивает внимание туристов и учёных.
1. Самарканд находится на юго-востоке страны, в долине реки Зерафшан, в окружении Памиро-Алайских гор. Это третий по величине город в Узбекистане, а из-за обилия исторических памятников, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он считается самым интересным туристическим местом страны.
2. Самарканд — один из древнейших городов мира, иногда его называют ровесником первых Олимпийских игр. Город был основан в 8 веке до нашей эры, именно в первые десятилетия этого века в Древней Греции начали проводить знаменитые состязания.
3. В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана. Также этот город был важной точкой Великого шёлкового пути, через который шла торговля между Китаем и странами Европы.
За свою долгую историю Самарканд пережил нашествия Александра Македонского и Чингисхана, набеги варваров и арабов. Во времена правления Тамерлана (1370—1499) Самарканд был столицей его империи. Именно в это время было построено большинство архитектурных памятников, которые до сих пор украшают город.
4. После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР, а в 1925—1930 годах был столицей Узбекской ССР, позже уступив это место Ташкенту.
5. Регистан — площадь в центре города, окруженная комплексом из трёх медресе (мусульманских религиозных учебных заведений).
Площадь считается «сердцем» древнего Самарканда, дословно его название переводится как «песчаное место». В древности она действительно была покрыта песком.
6. Изначально никакого архитектурного ансамбля вокруг Регистана не было. На открытом пространстве власти собирали народ для оглашения указов, здесь велась торговля, проводились праздники, публичные казни и сборы армий.
7. Медресе Улугбека — старейшее сооружение площади Регистан. Дата начала его строительства точно не известна. Но в нише входного портала есть такая надпись: «Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе». Из неё учёные делают вывод, что в 1417 году здание медресе уже строилось, то есть начало работ приходится примерно на 1415 год.
8. Медресе построен во время правления Улугбека, внука Тимура. Он решил кардинально изменить облик Регистана и начал со строительства крупнейшего в Средней Азии исламского университета.
9. После окончания строительства медресе Улугбека стало одним из самых престижных университетов мусульманского востока 15 века. Именно благодаря ему Самарканд получил статус крупнейшего научного центра.
В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам и богословию, а преподаванием занимались самые известные учёные того времени.
10. В первой половине 19 века медресе было разрушено сильным землетрясением, а в 1897 году, после ещё одной серии подземных толчков, здание превратилось в руины. С 20-х годов прошлого века памятник архитектуры постепенно реставрировали и отстраивали. Сейчас из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. А северо-западный минарет сохранился лишь частично.
11. Старинные низкие двери.
12. Архитектурный ансамбль площади Регистан — одно из самых популярных мест у туристов.
13. Медресе Шер-Дор, возведенное через 200 лет после медресе Улугбека. Предполагалось, что это здание будет зеркальным отражением своего предшественника, но за 200 лет грунт просел, и новое медресе получилось чуть выше, однако визуально эта разница почти не видна.
14. Шер-Дор приказал построить хаким (правитель) Самарканда Ялангтуша Бахадура, он посвятил это здание своему духовному наставнику Ходжа Хошиму Дагбеди.
15. Ялангтуш хотел, чтобы медресе носило его имя, но этот вариант не прижился. В итоге памятник архитектуры получил название благодаря мозаике в виде двух золотистых тигров. Животные с солнцем на спине гонятся за белой ланью, их изображения расположены над входом в медресе.
Слово «шер» означает тигр (и лев), а полностью название переводится как «украшенное тиграми». Этот же художественный сюжет позже стал национальным символом Узбекистана.
16. Мозаика над главным входом в Шер-Дор.
17. Шер-Дор построено из кирпича, украшенного яркими орнаментами, а башни и стены полностью расписаны различными цитатами из Корана на арабском языке. Со временем часть оригинальной отделки была утеряна, однако архитекторы и историки пытаются приблизить вид современного Шер-Дора к оригиналу.
18.
19. Двор Медресе.
20. В основном в декоре наружных фасадов преобладают сложные геометрические узоры — гирихи, которые рассчитаны на восприятие издалека.
21. Медресе Тилля-Кари находится в северной части площади. Строительство здания, название которого переводится как «покрытое золотом» началось в 1646 году и продолжалось 14 лет.
22. Медресе Тилля-Кари — самое молодое из трёх духовных училищ, окружающих площадь. Архитекторы сделали лицевой фасад не таким массивным, как у остальных сооружений, благодаря этому медресе служит своеобразным фоном для всего ансамбля.
23. Мечеть этого медресе украшена особенно пышно: стены и купол полностью покрыты росписью в технике кундаль (мелкими растительными узорами) с огромным количеством позолоты.
24. Михраб — ниша в стене мечети. Она нужна для того, чтобы в ней молился имам, который должен стоять впереди остальных прихожан.
25. Михраб указывает направление на Мекку.
26. Боковая часть медресе Тилля-Кари.
27. К началу прошлого века большая часть облицовки медресе была разрушена. Восстановлением оригинального декора и сохранением уцелевших частиц занимались до конца 70-х годов.
28.
29. На один из минаретов медресе Улугбека можно подняться чтобы посмотреть на площадь с высоты и сделать фото.
30. Несколько раз в месяц на площади Регистан проводят лазерные шоу.
31. Шоу, поставленное специалистами из Германии, рассказывает об истории Узбекистана, от древности до нашего времени.
32. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда все три медресе внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
33. Мемориальный комплекс Шахи Зинда — это ансамбль из одиннадцати мавзолеев для знати. Их постепенно пристраивали друг к другу в течение 14–15 веков.
34. Своё название «Шох-и Зинда» (живой царь) комплекс получил благодаря легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришёл в Самарканд со своим войском для утверждения ислама. Во время набега язычников Кусам был ранен стрелой, но сумел спрятаться в образовавшейся расщелине (по другой версии — в колодце) и остался жив.
35. Помимо родственников Тимура, здесь захоронено много святых, философов, мыслителей и учёных. В давние времена этот комплекс был одним из самых важных религиозных и культурных центров Азии. Среди мусульман даже допускалась замена паломничества в Мекку на посещение Шахи Зинда. Это связано именно с легендой о Кусаме ибн Аббасе.
36. При раскопках на территории комплекса нашли более старые строения 11–12 веков, так что история этого места началась гораздо раньше 14 века. Шахи Зинда — единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, где, в том или ином виде, отразилась почти 25-вековая история города.
37. Двухкупольный мавзолей — одно из самых заметных зданий комплекса, которое относится к нижней группе построек. Раньше он назывался именем математика и астронома Кази-заде ар-Руми, учителя Улугбека. Но во время раскопок 1977 года археологи не обнаружили его останков. Теперь считается, что это усыпальница кормилицы Амира Тимура.
38. Мавзолей Ширин-Бека-ака, здесь покоится сестра Тимура.
39. Этот мавзолей украшен изящной наборной изразцовой мозаикой. При помощи работы с цветом мастера создали объёмное изображение: синие и голубые тона создают глубокий фон, а красный, желтый, оранжевый и белый цвета — передний план. Ещё стены украшает надпись, авторство которой приписывают Сократу: «Поистине люди мира этого подобны птицам радующимся».
40. Купол мавзолея Шади-Мульк-ака, построенного в 1372 году для племянницы Амира Тимура. Это первая постройка времени правления Тамерлана, не только в самом комплексе, но и во всём Самарканде.
41. Средняя группа мавзолеев — это постройки времен Тимура, где похоронены его родственники, видные военные и религиозные деятели. Здесь же были найдены руины построек 11 века.
42. В древности арабские захоронения не декорировали цветной плиткой и росписями, поэтому помещение для паломников, прибывших к могиле Кусама ибн Аббаса, пришлось украшать в более позднее время.
43. На территории комплекса женщины должны носить длинную одежду и скрывать голову паранджой или платком.
44. Традиционный узор на кирпичной стене.
45. Летом в Самарканде часто стоит 40-градусная жара, а зимой столбик термометра колеблется между -5 и +6 градусами. Хотя порой случаются заморозки до -20 градусов.
46. Соборная мечеть Биби-Ханум, в 1399 году её начали строить по приказу Тамерлана, который вернулся из победоносного похода в Индию.
47. Считается, что мечеть получила название в честь любимой жены Тамерлана.
48. Биби Ханум стала самой большой мечетью во всей Средней Азии. Её размер сопоставим с Миланским собором. Уже через несколько лет после окончания строительства здание начало разрушаться под собственным весом, а после землетрясения 1897-го года — превратилось в руины, как и многие постройки Самарканда.
49. Восстановить мечеть из руин удалось только в конце прошлого века.
50. Отчасти воссоздать оригинальную мозаику и роспись на древних зданиях, а также отстроить памятники после землетрясений удалось благодаря снимкам фотографа Сергея Прокудина-Горского. В 1907 году он, вместе с Русским географическим обществом, поехал в Центральную Азию, чтобы поснимать солнечное затмение в горах Тянь-Шаня. Из-за большой облачности сфотографировать затмение не удалось, зато Прокудин-Горский, который в то время сильно увлекался цветной фотографией, сделал большой репортаж о Самарканде и очень реалистично передал цвета местной архитектуры.
В его объектив попала и полуразрушенная мечеть Биби Ханум, которую через полгода уничтожило очередное землетрясение.
51. Купол мечети Биби Ханум.
52. Мавзолей Биби Ханум, он находится напротив соборной мечети. Ритуальное здание построили для матери и жены Тимура, а также других женщин из рода Тимуридов.
53. Сиабский базар расположен недалеко от мечети Биби Ханум. Вход на эту огромную торговую площадь выполнен в виде трехстворчатой арки с мозаикой в сине-голубых тонах. Торговые ряды защищены навесами. Летом они спасают от палящего солнца, а зимой — от ветра и дождя.
В основном здесь продают фрукты, овощи, сухофрукты, орехи, специи и знаменитые узбекские лепешки. Многие местные жители просто приходят на базар чтобы пообщаться и обсудить последние новости.
54. Фамильный некрополь Тимуридов или мавзолей Гур-Эмир.
55. В Гур-Эмир находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, внуков Улугбека Мухаммад Султана, а также многих других членов семьи.
56. Название мавзолея переводится на русский как «гробница эмира».
57. Во время своего правления Улугбек установил на могиле Тамерлана надгробную плиту из темно-зелёного нефрита, на которой высечено предупреждение: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
58. Улугбек был очень образованным правителем, который очень преуспел во многих точных и естественных науках. Его главная работа — «Новые астрономические таблицы», описывает теорию астрономии и координаты свыше 1000 звёзд. Таблицы известны в Европе, Индии и Китае, в 1665 году их издали в Оксфорде.
Чтобы наблюдать за небесными светилами Улугбек построил здание обсерватории.
59. Обсерватория не сохранила своего первоначального вида. Исторически она имела форму цилиндра, с высотой 30 метров и диаметром 46 метров. Внутри был расположен огромный секстант, с помощью которого проводились измерения звёздного неба.
60. Мавзолей Ходжа-Данияра (святого Даниила). По легенде именно здесь захоронен прах ветхозаветного пророка, которого почитают три мировые религии: христианская, мусульманская и иудейская.
61. Гроб пророка в мавзолее Ходжа-Данияра.
Останки Даниила привез в Самарканд Амир Тимур. По легенде, лошадь, которая везла прах пророка, сама остановилась на том месте, где ныне находится гробница. Тимур решил похоронить святого именно там. Ещё предание гласит, что от удара лошадиного копыта забил целебный родник.
После постройки мавзолея, чудеса не закончились: могила пророка начала расти, и сейчас достигает 18 метров.
62. Жилая застройка Самарканда довольно простая, в основном это одноэтажные кирпичные дома.
63. В 1213 году, во время путешествия в Китай, в Самарканде побывал великий путешественник Марко Поло.
64. В основном жители Самарканда исповедуют ислам, однако на территории города действуют четыре православные церкви, католический собор, две синагоги и буддистский храм.
65.