Возможность отменять штрафы ГИБДД в режиме онлайн появится у автомобилистов уже через полгода. Сейчас в большинстве ситуаций проще оплатить небольшой штраф, чем разбираться с его корректностью
Фото: РБК
Новый инструмент для обжалования штрафов ГИБДД в онлайн-режиме получат российские водители в 2021 году. С 1 сентября вступят в силу изменения КоАП: автомобилисты, получившие ошибочные, по их мнению, постановления, смогут направить жалобу в ГИБДД через сайт Госуслуг. По такому же принципу можно будет обращаться и в суды, но только если у них будет техническая возможность принять такое онлайн заявление. При этом отказать в рассмотрении водителям уже не смогут. Разбираемся, что изменит нововведение, почему его так ждали юристы и ждать ли массовых отмен постановлений.
Штрафы приходят автоматически, обжаловать можно только лично
По данным ГИБДД, в 2020 году при помощи автоматических комплексов фото- видеофиксации было вынесено 145,5 млн постановлений. Это на 19,2% больше, чем в 2019 году. Эксперты объяснили такие цифры увеличением количества камер на дорогах и расширением списка составов, которые они фиксируют. К примеру, это не только превышение мгновенной, но также и средней скорости, нарушение разметки и даже разговоры по телефону и за непристегнутые ремни.
При таком росте автоматических фиксаций у автомобилистов не появилось гарантированной возможности отправить жалобу на постановление при помощи современных технологий в режиме онлайн. До сих пор наиболее действенным способом отмены ошибочного штрафа считается личный визит в отделение ГИБДД: это не всегда удобно, ведь постановление может прийти из другого города или региона. Второй вариант — отправка жалобы «Почтой России». Это должно быть заказное письмо, и стоимость услуги обычно соразмерна с минимальным размером штрафа. Если действует скидка 50%, проще оплатить штраф, чем тратить время на составление жалобы и ее отправку.
При этом формально автомобилисты могут и сейчас отправить в отделения ГИБДД претензию через онлайн приемную. Однако такие обращения никак не обязывают сотрудников ГИБДД рассматривать жалобу на постановление и аргументы водителей: некоторые регионы идут навстречу, а некоторые пользуются возможностью для формального отказа.
Фото: Илья Щербаков / ТАСС
Так, по словам юриста Дмитрия Дугина, сейчас инспекторы действуют добровольно: право рассмотреть жалобу и отменить постановление в случае правоты автомобилиста у них есть, но вот такой обязанности нет. Нередко водителям просто предлагают приехать в отделения лично или же отослать документы «Почтой России». Так можно вовсе пропустить все сроки обжалования, утратить право на возможную скидку и ничего не добиться.
«Сейчас электронная приемная работает для того, чтобы, например, пожаловаться на какое-то преступление или нарушение прав водителя. Это не инструмент для обжалования постановлений, и гарантий никаких нет. Это ненадежный инструмент», — уточнил Дугин.
Такие же аргументы примели и авторы документа. «На современном этапе развития фиксирующих технических средств невозможно полностью исключить вероятность технических ошибок. Специального порядка обжалования таких необоснованных постановлений действующее законодательство не содержит, в связи с чем необоснованно привлеченные к административной ответственности лица вынуждены нести значительные материальные и временные затраты для восстановления своих прав», — написано в тексте постановления.
Экономия времени и бумаги: что изменится
С 1 сентября любой водитель, у которого есть регистрация на Госуслугах, сможет официально направить жалобу на постановление — в ГИБДД обязаны будут ее рассмотреть и принять решение. Ответ также можно будет отправить в электронном виде. С таким подходом время и расходы на отправку корреспонденции будут экономить и водители, и инспекторы ГИБДД.
Фото: Никита Попов / РБК
Как объяснял юрист Дугин, с составлением текста жалобы на штраф может справиться любой водитель. В случае, если произошла ошибка, автомобилист должен будет аргументированно изложить свою позицию и приложить все возможные доказательства, включая фото- и видеоматериалы.
«Например, если штраф пришел с ошибкой в госномере, можно приложить данные о регистрации автомобиля, а если автомобилист не согласен с постановлением за неудачный маневр и есть запись с регистратора, то это все тоже нужно присылать, — посоветовал эксперт. — Думаю, что в ГИБДД не возникнет никаких проблем с тем, чтобы скачать всю информацию».
Жалоб станет больше: кто будет их читать
Опрошенные юристы и эксперты предположили, что с появлением такой важности водители теперь будут чаще пытаться оспорить постановления. Ведь одно дело — идти на почту и стоять в очереди для отправки письма, и совсем другое — написать тезисы за несколько минут со смартфона. А вот справится ли ГИБДД с потоком обращений, пока не известно.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что инспекторов ГИБДД для такой работы просто не хватит, и вместо всестороннего изучения и развернутых ответов водители будут чаще получать отписки и отказы в отмене постановлений. Эксперт напомнил, что после сокращения штата инспекторов возможности у ведомства стали более ограничены, а вот количество камер и постановлений только растет. Кроме того, через онлайн приемную поступает и множество других обращений — на неправильно установленные знаки и ямы на дорогах и так далее. Эксперт предположил, что выходом могло бы стать создание единого центра обработки таких жалоб.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
В свою очередь юрист Дмитрий Дугин предположил, что водители будут жаловаться «процентов на 20 больше». Но проблем с обработкой при этом он не опасается.
«Все станет гораздо удобнее и быстрее, кроме того, водители будут видеть, на какой стадии находится рассмотрение. А то сейчас просто отправляешь эти бумажные письма и даже не знаешь, доходят они, кого назначили ответственным за рассмотрение», — высказал мнение юрист.
Электронное обжалование должно проходить без водителей
В свою очередь эксперт и юрист Катерина Соловьева настаивает: речь в изменениях в КоАП пока идет только о легализации электронного канала для обращений, а этого недостаточно.
«Нужно идти дальше. Если штрафы с камер штампуют без присутствия водителей, то почему бы и решения по очевидным ошибкам тоже принимать без автомобилистов. Электронное обжалование — это не возможность просто отправить жалобу, а само ее рассмотрение без присутствия водителя, — объяснила Соловьева. — Введите в КоАП возможность упрощенного рассмотрения таких жалоб в самых очевидных случаях. Когда трактор вдруг помчался с превышением 100 км/ч. Или когда после ремонта камеры не перенастроили, и водители собирают штрафы за +60-80 км/ч. Рассматривайте все это без водителей и направляйте электронный ответ. А сейчас это полумеры».
Также Соловьева отметила, что в суды и ГИБДД и сейчас можно отправлять отсканированные копии документов. А вот если жалобу не удовлетворят и придется идти в вышестоящие инстанции, то опять начинается бумажная волокита. В Верховный суд не получится направить жалобу на решения нижестоящих инстанций, если у гражданина не будет бумажных документов с синей печатью.
«Нужно более оперативно подтягивать законы к современной жизни. Но начало положено, это тоже плюс», — заключила эксперт.
Фото: РБК
Новый инструмент для обжалования штрафов ГИБДД в онлайн-режиме получат российские водители в 2021 году. С 1 сентября вступят в силу изменения КоАП: автомобилисты, получившие ошибочные, по их мнению, постановления, смогут направить жалобу в ГИБДД через сайт Госуслуг. По такому же принципу можно будет обращаться и в суды, но только если у них будет техническая возможность принять такое онлайн заявление. При этом отказать в рассмотрении водителям уже не смогут. Разбираемся, что изменит нововведение, почему его так ждали юристы и ждать ли массовых отмен постановлений.
Штрафы приходят автоматически, обжаловать можно только лично
По данным ГИБДД, в 2020 году при помощи автоматических комплексов фото- видеофиксации было вынесено 145,5 млн постановлений. Это на 19,2% больше, чем в 2019 году. Эксперты объяснили такие цифры увеличением количества камер на дорогах и расширением списка составов, которые они фиксируют. К примеру, это не только превышение мгновенной, но также и средней скорости, нарушение разметки и даже разговоры по телефону и за непристегнутые ремни.
При таком росте автоматических фиксаций у автомобилистов не появилось гарантированной возможности отправить жалобу на постановление при помощи современных технологий в режиме онлайн. До сих пор наиболее действенным способом отмены ошибочного штрафа считается личный визит в отделение ГИБДД: это не всегда удобно, ведь постановление может прийти из другого города или региона. Второй вариант — отправка жалобы «Почтой России». Это должно быть заказное письмо, и стоимость услуги обычно соразмерна с минимальным размером штрафа. Если действует скидка 50%, проще оплатить штраф, чем тратить время на составление жалобы и ее отправку.
При этом формально автомобилисты могут и сейчас отправить в отделения ГИБДД претензию через онлайн приемную. Однако такие обращения никак не обязывают сотрудников ГИБДД рассматривать жалобу на постановление и аргументы водителей: некоторые регионы идут навстречу, а некоторые пользуются возможностью для формального отказа.
Фото: Илья Щербаков / ТАСС
Так, по словам юриста Дмитрия Дугина, сейчас инспекторы действуют добровольно: право рассмотреть жалобу и отменить постановление в случае правоты автомобилиста у них есть, но вот такой обязанности нет. Нередко водителям просто предлагают приехать в отделения лично или же отослать документы «Почтой России». Так можно вовсе пропустить все сроки обжалования, утратить право на возможную скидку и ничего не добиться.
«Сейчас электронная приемная работает для того, чтобы, например, пожаловаться на какое-то преступление или нарушение прав водителя. Это не инструмент для обжалования постановлений, и гарантий никаких нет. Это ненадежный инструмент», — уточнил Дугин.
Такие же аргументы примели и авторы документа. «На современном этапе развития фиксирующих технических средств невозможно полностью исключить вероятность технических ошибок. Специального порядка обжалования таких необоснованных постановлений действующее законодательство не содержит, в связи с чем необоснованно привлеченные к административной ответственности лица вынуждены нести значительные материальные и временные затраты для восстановления своих прав», — написано в тексте постановления.
Экономия времени и бумаги: что изменится
С 1 сентября любой водитель, у которого есть регистрация на Госуслугах, сможет официально направить жалобу на постановление — в ГИБДД обязаны будут ее рассмотреть и принять решение. Ответ также можно будет отправить в электронном виде. С таким подходом время и расходы на отправку корреспонденции будут экономить и водители, и инспекторы ГИБДД.
Фото: Никита Попов / РБК
Как объяснял юрист Дугин, с составлением текста жалобы на штраф может справиться любой водитель. В случае, если произошла ошибка, автомобилист должен будет аргументированно изложить свою позицию и приложить все возможные доказательства, включая фото- и видеоматериалы.
«Например, если штраф пришел с ошибкой в госномере, можно приложить данные о регистрации автомобиля, а если автомобилист не согласен с постановлением за неудачный маневр и есть запись с регистратора, то это все тоже нужно присылать, — посоветовал эксперт. — Думаю, что в ГИБДД не возникнет никаких проблем с тем, чтобы скачать всю информацию».
Жалоб станет больше: кто будет их читать
Опрошенные юристы и эксперты предположили, что с появлением такой важности водители теперь будут чаще пытаться оспорить постановления. Ведь одно дело — идти на почту и стоять в очереди для отправки письма, и совсем другое — написать тезисы за несколько минут со смартфона. А вот справится ли ГИБДД с потоком обращений, пока не известно.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что инспекторов ГИБДД для такой работы просто не хватит, и вместо всестороннего изучения и развернутых ответов водители будут чаще получать отписки и отказы в отмене постановлений. Эксперт напомнил, что после сокращения штата инспекторов возможности у ведомства стали более ограничены, а вот количество камер и постановлений только растет. Кроме того, через онлайн приемную поступает и множество других обращений — на неправильно установленные знаки и ямы на дорогах и так далее. Эксперт предположил, что выходом могло бы стать создание единого центра обработки таких жалоб.
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
В свою очередь юрист Дмитрий Дугин предположил, что водители будут жаловаться «процентов на 20 больше». Но проблем с обработкой при этом он не опасается.
«Все станет гораздо удобнее и быстрее, кроме того, водители будут видеть, на какой стадии находится рассмотрение. А то сейчас просто отправляешь эти бумажные письма и даже не знаешь, доходят они, кого назначили ответственным за рассмотрение», — высказал мнение юрист.
Электронное обжалование должно проходить без водителей
В свою очередь эксперт и юрист Катерина Соловьева настаивает: речь в изменениях в КоАП пока идет только о легализации электронного канала для обращений, а этого недостаточно.
«Нужно идти дальше. Если штрафы с камер штампуют без присутствия водителей, то почему бы и решения по очевидным ошибкам тоже принимать без автомобилистов. Электронное обжалование — это не возможность просто отправить жалобу, а само ее рассмотрение без присутствия водителя, — объяснила Соловьева. — Введите в КоАП возможность упрощенного рассмотрения таких жалоб в самых очевидных случаях. Когда трактор вдруг помчался с превышением 100 км/ч. Или когда после ремонта камеры не перенастроили, и водители собирают штрафы за +60-80 км/ч. Рассматривайте все это без водителей и направляйте электронный ответ. А сейчас это полумеры».
Также Соловьева отметила, что в суды и ГИБДД и сейчас можно отправлять отсканированные копии документов. А вот если жалобу не удовлетворят и придется идти в вышестоящие инстанции, то опять начинается бумажная волокита. В Верховный суд не получится направить жалобу на решения нижестоящих инстанций, если у гражданина не будет бумажных документов с синей печатью.
«Нужно более оперативно подтягивать законы к современной жизни. Но начало положено, это тоже плюс», — заключила эксперт.