Тихо и незаметно прошло включение 10 октября американской транснациональной компании Meta* в "Перечень экстремистских организаций" Минюста. Вместе с тем, это событие влечет важные юридические последствия.
Когда Тверской районный суд Москвы своим решением от 21 марта 2022 года запретил деятельность американской транснациональной компании Meta* "по реализации продуктов" Фейсбук* и Инстаграм
, многие коллеги тогда лелеяли надежду, что интернет-гигант всё же не попадет в Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Всё-таки Meta не общественная или религиозная организация, да и дело-то рассматривалось не по правилам КАС и Закона "О противодействии экстремистской деятельности", а по нормам ГК и ГПК РФ (последнее, конечно, отдельный сюжет для анализа).
К подобным аргументам я уже тогда относился скептически, хотя и сам, давая рекомендации предпринимателям, предлагал лишний раз не паниковать, ведь все юридические последствия возникают лишь после того, как организация попадает в "перечень экстремистов". Продолжая надеяться на лучшее (а что может быть лучше здравого смысла?), как юрист понимал, что внесение Меты* в "перечень экстремистов" является, по сути, единственным способом исполнения решения суда, а потому рано или поздно это должно было произойти.
И это произошло. В обновленном 10 октября "перечне" Meta* появилась под номером 96, составив компанию таким формированиям, как признанные экстремистскими и запрещенные в Российской Федерации Национал-большевистская партия
, "Штабы Навального", "Правый сектор"* или Свидетели Иеговы*. Это означает, что, начиная с этого дня:
- любое упоминание Meta* при распространении информации о ней должно сопровождаться указанием на то, что деятельность данной организации запрещена (раньше можно было обходиться без этого, поскольку данное требование касается именно тех организаций, которые внесены в перечень Минюста). Без такого упоминания может наступить административная ответственность по ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ - причем она распространяется не только на СМИ, но и на любого гражданина;
- публичное демонстрирование атрибутики или символики Meta* как экстремистской организации может повлечь административную ответственность по ст. 20.3 КоАП РФ, за исключением случаев, когда посредством такого демонстрирования "формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма". Открытым остаётся вопрос о том, являются ли логотипы Инстаграма* и Фейсбука* "атрибутикой" Меты. Те, кто, несмотря ни на что, продолжает верить в лучшее, убеждают меня, что нет. Но более прагматичные соображения подталкивают к выводу об обратном. Эти логотипы являются товарными знаками, используемыми Метой, а, следовательно, ее атрибутикой. Внесение Меты* в Перечень Минюста (вместе с оговоркой из резолютивной части судебного решения, что запрет касается именно реализации продуктов Фейсбук* и Инстаграм*), без сомнения, укрепит позицию государственных органов, если они пожелают привлечь кого-либо к ответственности за публичное использование логотипов социальных сетей;
- реклама или платное продвижение в Фейсбуке* или Инстаграме* могут быть квалифицированы как финансирование экстремистской организации, а это уже может повлечь уголовную ответственность. Строго говоря, для возложения ответственности за финансирование деятельности экстремистской организации по ст. 282.3 УК РФ даже не требуется, чтобы организация была включена в Перечень Минюста - достаточно вступившего в силу судебного решения, запрещающего деятельность такой организации по основаниям, предусмотренным Зконом № 114-ФЗ. Поэтому платежи за рекламу в социальных сетях Меты* попали в зону риска несколько раньше – 20 июня, когда решение Тверского райсуда Москвы вступило в силу. Но теперь, как говорится, "уже точно". Отмечу, что компания Meta* также попала в "Перечень террористов и экстремистов", которые ведет Росфинмониторинг - что также делает крайне рискованным совершение платежей в адрес этой компании или связанных с ней лиц.
Использование социальных сетей, в том числе размещение посредством них информации (которая сама по себе не носит экстремистский характер) пока, на мой взгляд, не охватывается понятием "экстремистская деятельность" и не подпадает под какой-либо из существующих составов преступления или административного правонарушения. Впрочем, как сообщают в Интернете некоторые правозащитники, им уже известно о якобы имевших место случаях направления органами прокуратуры предостережений о недопустимости размещения постов в запрещенных социальных сетях (достоверность подобных сообщений еще требует проверки, хотя я не исключаю правдивости этой информации).
И, конечно, я не удивлюсь, если однажды - столь же тихо и незаметно - в Законе № 114-ФЗ появятся изменения, которые будут квалифицировать все посты в "экстремистских" социальных сетях как вид экстремистских материалов - наряду с трудами Гитлера или Геббельса. Или если к "экстремистской деятельности" будет отнесено распространение информации на интернет-ресурсах, принадлежащих экстремистским организациям. А может, даже простое использование таких ресурсов.
* Компания Meta, Мета (Американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms Inc.) и другие отмеченные "звездочкой" организации - экстремистские организации, деятельность которых запрещена в Российской Федерации. Инстаграм и Фейсбук - социальные сети (продукция), принадлежащие компании Мета, деятельность по распространению которых запрещена в Российской Федерации.