Паушальный взнос и роялти — основные платежи по договорам франчайзинга. Без них невозможна передача прав на работу по франшизе, на которую есть спрос у предпринимателей.
В статье расскажем, что такое роялти, какие есть его виды и как рассчитывается размер роялти.
Процентными способами пользуются компании, где налажен строгий учет финансовых потоков. Например, пункты выдачи заказов, где вся информация фиксируется в общей информационной сети. Сложнее работать с бизнесом в сфере услуг.
Процентные роялти более выгодны собственнику бренда. Он получит платеж всегда, даже если у партнера не будет дохода. Поэтому такой способ не подходит бизнесу с большими издержками. Если за франшизу магазина с выручкой 1 млн рублей предприниматель заплатит 5% или 50 тыс. рублей роялти, а остальные расходы (на зарплату сотрудникам, закупку товаров, аренду, кредит на оборудование) составят 850 тыс. рублей, то он заработает всего 100 тыс. рублей.
В этом случае платеж по роялти рассчитывают не со всей суммы прибыли, а только от той ее части, что осталась после вычета издержек. Например, если бизнес по франшизе в первое время покрывает только расходы. После того как доходы начнут превышать расходы, франчайзи начнет перечислять платежи брендодержателю в размере, который предусмотрен договором.
Такой способ расчетов больше подходит начинающим предпринимателям. Франчайзер заинтересован в их поддержке для скорейшего развития и вывода бизнеса на окупаемость.
Например, если на протяжении долгого времени салон красоты приносил одинаковый доход в течение месяца, его владелец отдавал франчайзеру сумму, записанную в договоре. Перед Новым годом число посетителей выросло, образовалась очередь на несколько дней вперед. Соответственно, выросли доходы собственника. Но размер роялти не изменится, поскольку сотрудничество предполагает фиксированную ставку.
Иногда владелец бренда предлагает подписать договор с особыми условиями, например с фиксированной ставкой на установленный срок, но после этого срока сумма поменяется. Иногда ставка зависит от размера города, где работает бизнес — чем крупнее город, тем выше роялти.
Часто встречаются франшизы, в которых владелец бренда не назначает роялти. Некоторые предприниматели считают, что платежи отсутствуют. Но они ошибаются, поскольку франчайзинг без платежей за интеллектуальную собственность не работает.
Иногда отсутствие роялти становится признаком недобросовестности партнера. После продажи франшизы такие компании исчезают, не оказав поддержки покупателю и не выполнив условий договора.
При выборе головной компании покупателям надо обратить внимание на следующие аспекты:
Чтобы определить размер оптимального взноса за интеллектуальную собственность и маркетинговые услуги, франчайзеру надо выполнить следующие шаги:
После подписания договора франчайзинга, годовой партнер может потерять право использовать раскрученный бренд, если не рассчитает свои силы и не сможет вовремя вносить плату за роялти и паушальный взнос.
В налогообложении и бухгалтерском учете периодический взнос по франшизе рассматривается с 2 сторон. Поскольку для держателя товарного знака сбор считается прибылью, то почти всегда он облагается НДС по ставке 20%. Если франчайзинг при регистрации бизнеса заявлен направлением основной деятельности, то ст. 250 Налогового кодекса предписывает учитывать его как доход от реализации.
С налогообложением франчайзи дело обстоит проще. Для него выплата роялти всегда становится расходом. При расчете налога на прибыль его учитывают согласно ст. 264 НК РФ.
Согласно ст. 149 НК РФ, франчайзеру не начисляется НДС, если объектом лицензионного договора становятся:
В статье расскажем, что такое роялти, какие есть его виды и как рассчитывается размер роялти.
Понятие франшизы
Франшизой называется юридическая сделка по продаже права вести бизнес под чужой торговой маркой, пользоваться испытанными технологиями и поддержкой брендодержателя. В соглашении участвуют 2 стороны:- франчайзер, или лицо, которое продает франшизу;
- франчайзи, или предприниматель, который ее покупает.
- Производственные. Когда продается право на выпуск продукции под зарегистрированным товарным знаком.
- Сервисные. Когда предлагаются услуги под торговой маркой франчайзера.
- Товарные. Когда продаются продукты, изготовленные под брендом владельца франшизы.
- уменьшает издержки при запуске бизнеса;
- сокращает время на подготовку проекта;
- дает возможность покупать материалы для производства и товары для продажи со скидкой.
- жесткие условия договора;
- важно соблюдать корпоративные стандарты;
- большие штрафы за нарушения соглашения.
- покупка или аренда помещения для ведения бизнеса;
- приобретение оборудования, сырья, комплектующих;
- заработная плата персонала и другие организационные издержки.
- передача технологий;
- поиск и обучение сотрудников;
- содействие в регистрации компании, кассы и платежных терминалов;
- консультации юристов, бухгалтеров, собственника головной компании;
- подключение нового партнера к корпоративному порталу и программному обеспечению;
- знакомство с надежными поставщиками и т.д.
Что такое роялти
Роялти в системе франчайзинга называются периодические платежи, которые выплачивает покупатель франшизы держателю бренда. В основном деньги продавец получает за интеллектуальную собственность:- авторские права;
- торговую марку;
- корпоративный стиль;
- бизнес-идеи по расширению своего дела и увеличению прибыли;
- опыт, полученный в результате предпринимательской деятельности.
- лицензионные платежи за пользование авторским правом, например, за музыку в художественном фильме;
- земельные сборы за аренду участков;
- государственный налог за добычу драгоценных металлов и полезных ископаемых.
Виды роялти
Роялти франшизы, в зависимости от способа расчета, бывают нескольких видов.Процент от оборота
Процентный сбор вычисляют как произведение базовой ставки на процент взноса. В качестве первого множителя франчайзеры применяют чаще всего выручку. Например, если у магазина она равна 1 млн рублей в месяц, а процент по взносу роялти — 5%, то франчайзи заплатит владельцу товарного знака 50 тыс. рублей.Процентными способами пользуются компании, где налажен строгий учет финансовых потоков. Например, пункты выдачи заказов, где вся информация фиксируется в общей информационной сети. Сложнее работать с бизнесом в сфере услуг.
Процентные роялти более выгодны собственнику бренда. Он получит платеж всегда, даже если у партнера не будет дохода. Поэтому такой способ не подходит бизнесу с большими издержками. Если за франшизу магазина с выручкой 1 млн рублей предприниматель заплатит 5% или 50 тыс. рублей роялти, а остальные расходы (на зарплату сотрудникам, закупку товаров, аренду, кредит на оборудование) составят 850 тыс. рублей, то он заработает всего 100 тыс. рублей.
Процент от прибыли
Среди остальных экономических показателей бизнеса по франшизе в качестве базового показателя берут прибыль. Но поскольку в России можно рассчитать ее разными способами, размеры роялти вычислить сложнее.В этом случае платеж по роялти рассчитывают не со всей суммы прибыли, а только от той ее части, что осталась после вычета издержек. Например, если бизнес по франшизе в первое время покрывает только расходы. После того как доходы начнут превышать расходы, франчайзи начнет перечислять платежи брендодержателю в размере, который предусмотрен договором.
Такой способ расчетов больше подходит начинающим предпринимателям. Франчайзер заинтересован в их поддержке для скорейшего развития и вывода бизнеса на окупаемость.
Фиксированная ставка
Платежи по фиксированной ставке означают, что франчайзи ежемесячно передает головной компании одинаковые суммы. Размер роялти и частота выплат оговариваются в соглашении и не зависят от того, приносит бизнес партнера доход или нет. Величина взноса не изменится при резком росте или падении прибыли.Например, если на протяжении долгого времени салон красоты приносил одинаковый доход в течение месяца, его владелец отдавал франчайзеру сумму, записанную в договоре. Перед Новым годом число посетителей выросло, образовалась очередь на несколько дней вперед. Соответственно, выросли доходы собственника. Но размер роялти не изменится, поскольку сотрудничество предполагает фиксированную ставку.
Такой способ расчетов удобен обоим партнерам стабильностью и предсказуемостью ставки. Франчайзи планирует работу с учетом расходов на оплату роялти, а франчайзер — доход от сотрудничества.
Иногда владелец бренда предлагает подписать договор с особыми условиями, например с фиксированной ставкой на установленный срок, но после этого срока сумма поменяется. Иногда ставка зависит от размера города, где работает бизнес — чем крупнее город, тем выше роялти.
Другие виды роялти
В некоторых случаях франчайзи подписывают договор франшизы с условием перечислять взносы в зависимости от объема продаж, но не менее оговоренной суммы. Такой способ расчетов называется смешанным. Он направлен на то, чтобы повысить мотивацию партнеров увеличивать заработок.Часто встречаются франшизы, в которых владелец бренда не назначает роялти. Некоторые предприниматели считают, что платежи отсутствуют. Но они ошибаются, поскольку франчайзинг без платежей за интеллектуальную собственность не работает.
Иногда отсутствие роялти становится признаком недобросовестности партнера. После продажи франшизы такие компании исчезают, не оказав поддержки покупателю и не выполнив условий договора.
За что платят при помощи роялти
Роялти во франчайзинге означает платежи за интеллектуальную собственность, которая принадлежит владельцу торговой марки. Она включает:- Репутацию бренда. Чем лучше клиенты знают товарный знак, тем охотнее покупают товары и приносят большую прибыль. Поэтому право использовать логотип и имя компании обойдется франчайзи дороже.
- Испытанные бизнес-модели. Брендодержатель знакомит партнера с методикой повышения доходности и вывода его компании на новый уровень. Комплексная поддержка предполагает высокие ставки по роялти.
- Участие в продвижении и маркетинге. Реклама в печатных СМИ и соцсетях требует больших расходов, которые покрывает роялти. У крупных сетей такие взносы указывают отдельно в размере 1–3%.
- Локация предприятия. Ставки для областных и районных центров выше, чем для сельской местности и небольших поселков.
- Принадлежность к отрасли с высокой нормой прибыли. Например, для общепита с большими оборотами устанавливают пониженные ставки, а для торговли — нулевые, поскольку они включены в цену товаров. Предприятия из сферы услуг платят 4–6%, развивающие центры — 10–25%.
- Тип франшизы. У главного представителя ставка выше, чем у рядового партнера. Но и прав у него больше — он иногда продает франшизы и получает роялти от региональных компаний.
- Сложность программного обеспечения. С помощью развитой IT-платформы начинающему предпринимателю проще развивать свое дело, поэтому франшизы с хорошим ПО ценятся выше.
Как франчайзеры рассчитывают размер роялти
Российское законодательство не устанавливает правила назначения роялти. Размер взноса рассчитывают стороны соглашения. Они самостоятельно определяют ставку и тип роялти. На практике произвольно установить размер сбора нельзя, поскольку высокая цена снизит продажи франшизы, а низкая — сократит меры поддержки со стороны франчайзера.При выборе головной компании покупателям надо обратить внимание на следующие аспекты:
- право использовать интеллектуальную собственность;
- средние ставки в сфере бизнеса, к которому относится франшиза;
- поддержку франчайзера, входящую в паушальный взнос;
- расходы, которые держатель бренда берет на себя в соответствии с договором.
Чтобы определить размер оптимального взноса за интеллектуальную собственность и маркетинговые услуги, франчайзеру надо выполнить следующие шаги:
- Оценить сумму расходов на продажу права использовать раскрученный товарный знак — заработную плату разработчикам франшизы, оплату проезда выездной команды, расходы по обучению новых партнеров, разработку мобильного приложения и IT-платформы.
- Составить финансовую программу будущей франшизы с прогнозом заработков франчайзи, чтобы изъять сумму из оборота без ущерба для бизнеса и отсрочек по уплате взносов.
- Учесть сезонные колебания спроса. Фиксированную ставку лучше установить по среднему годовому доходу.
- Проанализировать роялти и паушальные взносы у конкурентов.
- Оценить меры поддержки франчайзи, которые включают в пакет владельцы аналогичных франшиз.
- Сделать прогноз по размеру рынка и уровню конкуренции. Для уникального предложения можно установить повышенную ставку сбора.
Преимущества и недостатки выплаты роялти франшизы
Для владельца товарного знака выплаты за интеллектуальную собственность:- компенсируют расходы на разработку и тестирование франшизы;
- обусловливают регулярные доходы;
- экономят деньги на расширение сети компаний.
После подписания договора франчайзинга, годовой партнер может потерять право использовать раскрученный бренд, если не рассчитает свои силы и не сможет вовремя вносить плату за роялти и паушальный взнос.
Роялти с юридической точки зрения и как его учитывать для налоговой
Понятие и правила оформления роялти в российских законах нет. Чаще всего его заменяют лицензионным договором согласно положениям из ст. 1235 Гражданского Кодекса. В соответствии с ним, соглашение заключается между 2 сторонами:- лицензиаром, который продает права на интеллектуальную собственность;
- лицензиатом, который их покупает.
В налогообложении и бухгалтерском учете периодический взнос по франшизе рассматривается с 2 сторон. Поскольку для держателя товарного знака сбор считается прибылью, то почти всегда он облагается НДС по ставке 20%. Если франчайзинг при регистрации бизнеса заявлен направлением основной деятельности, то ст. 250 Налогового кодекса предписывает учитывать его как доход от реализации.
Когда собственник бренда работает и расширяет сеть филиалов в одной области, а находит покупателей франшизы в другой, вступает в действие ст. 250 НК РФ. Согласно ей, прибыль от франшизы становится внереализационным доходом. Для определения статьи, к которой относится франшиза, применяют и другие критерии: периодичность и размер поступлений, сферу деятельности.
С налогообложением франчайзи дело обстоит проще. Для него выплата роялти всегда становится расходом. При расчете налога на прибыль его учитывают согласно ст. 264 НК РФ.
Согласно ст. 149 НК РФ, франчайзеру не начисляется НДС, если объектом лицензионного договора становятся:
- патенты,
- изобретения,
- базы данных,
- программное обеспечение.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация