Новый рекорд минувшего года — 149 242 заявки на регистрацию товарных знаков в России.
Названия товаров и компаний, логотипы, домены и слоганы — каждый предприниматель и компания хочет стать правообладателем собственного бренда.
Почему их так много? Зачем всё это на самом деле делают? Какие изменения в законах нас ждут в 2025 году? Разбираемся заранее, пока не поздно.
Давайте расскажу, что сейчас вообще регистрируют как товарные знаки, зачем это нужно на практике и затем пройдемся по главным новостям 2024-2025 годов, которые коснутся всех предпринимателей.
Итог такой: на начало 2025 года в России охраняется
Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.
Чаще всего регистрируют слова и словосочетания:
Главное — чтобы обозначение не было слишком похоже на чужие и соответствовало требованиям закона.
Товарный знак нужен, чтобы покупатели отличали товары и услуги любимых компаний, а предприниматели не теряли деньги из-за нечестных конкурентов, которые пытаются нажиться на чужих брендах.
Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно. В результате регистрации выдают свидетельство.
Вот несколько примеров свидетельств из моей практики — на русском и на английском языке, «обычные» слова и выдуманные, фамилия и логотипы.
Товарный знак защищает не просто само по себе слово, а использование этого слова в бизнесе для конкретных товаров или услуг. Та же история и с логотипами.
То есть, если мы регистрируем товарный знак «Ромашка», то мы не «патентуем» само по себе слово. Мы получаем монополию на использование этого слова для каких-то конкретных товаров — например, футболок. А кто-то другой может зарегистрировать это слово на услуги кафе.
Если кто-то попытается зарегистрировать «Romashka» на джинсы или «РомаШка46» на доставку еды, то им откажут в регистрации — очень похожие знаки ведь уже зарегистрированы.
А вот работать без регистрации этим «Romashka» и «РоМаШкА46» не стоит — иначе окажутся нарушителями.
И когда он узнаёт об этом, уже поздно.
Нарушением считается использование не только точь-в-точь такого же названия или лого, но и слишком похожего.
Вот, что грозит нарушителям:
Товарный знак — это главный и самый сильный нематериальный актив большинства компаний.
В минувшем году мы в нашей компании «
Давайте разберем на практике, зачем так много предпринимателей и компаний регистрируют свои товарные знаки.
Ваши продажи падают. Клиенты покупают не то и не там. Плодятся негативные отзывы.
Если товарного знака нет, удел простой — страдать.
А если знак есть — конкурента можно наказать. Можно взыскать убытки, компенсацию до 5 миллионов рублей, а иногда и больше.
Юридически бренд принадлежит тому, кто зарегистрировал знак. Нет регистрации — нет бренда.
А чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать точно такой же знак. Достаточно просто оказаться слишком похожим — у юристов это называется «сходство до степени смешения».
Отбиться от такого иска крайне непросто. В большинстве случаев компенсацию взыскивают. Если очень постараться, ее могут снизить, например, вместо миллиона взыскать тысяч пятьсот. А переименовываться все равно придется.
Для нечестных конкурентов «угон» знака — это разовая месть конкретной компании, как правило неумелая. А вот для троллей это профессия.
Скажу прямо, миллионных взысканий в судах троллей я особо не видел. В основном они довольствуются суммами в 200-300 тысяч рублей. Их расчет на то, что упустивший регистрацию предприниматель решит не бороться в суде, а выкупить у них знак.
И кто-то действительно покупает.
Как говорят суды, домен — это лишь средство технической адресации трафика.
Получается, если кто-то зарегистрировал название моего домена на себя как товарный знак, этот кто-то может попробовать через суд отобрать мой домен, а то и взыскать компенсацию.
Споров много, тема непростая, если у вас есть свой домен —
Кто знает, чем закончилась бы это история, если бы «SaraFox» не зарегистрировали бы вовремя.
Уничтожение товара назовут «услугой по утилизации», а стоимость этой «услуги» спишу с поставщика.
В прошлом году мне и моим коллегам довелось поучаствовать в сотнях споров по маркетплейсам — в основном досудебных, но некоторые дошли и до суда. Воюем за блокировки и разблокировки, споры между правообладателями, дилерами и производителями, российскими и иностранными.
Краткий вывод такой: если собираешься выходить на маркетплейс, нужно разобраться с товарными знаками магазина и самих товаров.
Если предприниматель перепродает чужие товары, нужно выяснить, не контрафакт ли это. Если сам брендирует товары — зарегистрировать свой знак. Иначе есть риск попасть.
Получается, использовать слова на английском языке в рекламе и на вывесках нельзя, за это будут штрафовать. Но есть одно исключение — для владельцев товарных знаков.
Дело в том, что владелец знака должен использовать знак в том виде, в котором он зарегистрирован. И новый закон не будет нас в этом ограничивать.
Один из типичных признаков франшизы обманщиков — отсутствие товарного знака.
Сама суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продает другому право работать под своим брендом — ст. 1027 ГК РФ. Это предоставление права регистрируется в Роспатенте.
Но когда у «франчайзера» нет права на товарный знак, то юридически нет и бренда, продавать нечего. А что если выяснится, что «франчайзер» и вся его сеть используют чей-то давно зарегистрированный знак?
Товарный знак можно оценить и поставить на баланс. Благодаря этому можно увеличить стоимость компании, чтобы получить нужные лицензии и инвестиции.
При регистрации знака сейчас платят три пошлины: за подачу заявки, за экспертизу и за регистрацию знака по итогам экспертизы. Точный размер пошлин зависит от количества классов МКТУ — товаров и услуг, на которые будет действовать знак.
Раньше минимальный размер пошлины был 21 700 рублей, теперь — 35 000. Льготы за электронную подачу отменили, поэтому если кто-то назовет вам пошлины меньше этой суммы — это или не все посчитали, или недоговаривают.
В реальности происходило следующее. Да, иностранцы действительно начали подавать новые заявки.
Только делают они это не потому, что собираются возвращаться здесь и сейчас, а для того, чтобы их знаки в 2025 году не аннулировали по причине трехлетнего неиспользования (2022+3=2025).
Когда законопроект примут, под запретом окажется вся латиница на вывесках и в рекламе, за исключением использования зарегистрированных знаков.
И если всякие надписи типа «SALE» можно просто убрать, то вот название компании или продукта на латинице нужно будет зарегистрировать как товарный знак. И стоит успеть это сделать до вступления нового закона в силу.
Ведь исключение там предусмотрено только для зарегистрированных знаков. А для просто поданных заявок, которые еще рассматривают — нет.
С прошлого года любые знаки, хоть немного соприкасающиеся с темой религии, отправляются на рассмотрение Межрелигиозного совета России.
По такому пути пойдут даже знаки, которые прямо не указывают на религиозные объекты, а просто имеют какие-то ассоциации. Например, название со словом «SAINT» (святой) или что-то в духе «Веселый Монах».
Добавьте сюда общий тренд на импортозамещение, повторную подачу заявок от иностранцев и вы поймете, почему с каждым годом подается все больше и больше заявок.
Для нас с вами это значит вот что.
Раньше, лет десять назад, для регистрации своего бренда было достаточно подать заявку, да и всё.
Например, для регистрации бренда школы танцев LEONES из Курска, нам в том году
Для бренда STARDIS (домашние товары на маркетплейсе) писать здоровенный ответ на предварительный отказ Роспатента (а они сейчас приходят почти везде).
И это я уже не вдаюсь в детали вроде оспаривания отказов в Палате по патентным спорам и прочие вещи, которые нужно сделать для правильной регистрации.
Названия товаров и компаний, логотипы, домены и слоганы — каждый предприниматель и компания хочет стать правообладателем собственного бренда.
Почему их так много? Зачем всё это на самом деле делают? Какие изменения в законах нас ждут в 2025 году? Разбираемся заранее, пока не поздно.
Давайте расскажу, что сейчас вообще регистрируют как товарные знаки, зачем это нужно на практике и затем пройдемся по главным новостям 2024-2025 годов, которые коснутся всех предпринимателей.
Что может стать вашим товарным знаком — в двух словах
В феврале 2024 года Роспатент зарегистрировал юбилейный товарный знак № 1 000 000. Конечно, часть знаков уже истекла, да и не все новые заявки становятся знаками — многие получают отказы.Итог такой: на начало 2025 года в России охраняется
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.
Чаще всего регистрируют слова и словосочетания:
- названия компаний, магазинов и заведений
- названия товаров и услуг
- слоганы
- домены
- настоящие и вымышленные имена.
- логотипы
- этикетки
- развертки упаковок
- эмблемы
- паттерны
Главное — чтобы обозначение не было слишком похоже на чужие и соответствовало требованиям закона.
Смысл регистрации — получить федеральную монополию на бренд и не дать получить ее другим.
Товарный знак нужен, чтобы покупатели отличали товары и услуги любимых компаний, а предприниматели не теряли деньги из-за нечестных конкурентов, которые пытаются нажиться на чужих брендах.
Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно. В результате регистрации выдают свидетельство.
Вот несколько примеров свидетельств из моей практики — на русском и на английском языке, «обычные» слова и выдуманные, фамилия и логотипы.
Обратите внимание: вопреки распространенному мифу словарные слова тоже вполне себе можно регистрировать.
Товарный знак защищает не просто само по себе слово, а использование этого слова в бизнесе для конкретных товаров или услуг. Та же история и с логотипами.
То есть, если мы регистрируем товарный знак «Ромашка», то мы не «патентуем» само по себе слово. Мы получаем монополию на использование этого слова для каких-то конкретных товаров — например, футболок. А кто-то другой может зарегистрировать это слово на услуги кафе.
Если кто-то попытается зарегистрировать «Romashka» на джинсы или «РомаШка46» на доставку еды, то им откажут в регистрации — очень похожие знаки ведь уже зарегистрированы.
А вот работать без регистрации этим «Romashka» и «РоМаШкА46» не стоит — иначе окажутся нарушителями.
Кто бы мог подумать: ответственность вплоть до уголовной
Типичная ошибка: человек открывает компанию, дает название ей или самому товару, вкладывается в брендинг, сайт и рекламу. Но сам бренд-то ему не принадлежит.И когда он узнаёт об этом, уже поздно.
Нарушением считается использование не только точь-в-точь такого же названия или лого, но и слишком похожего.
Вот, что грозит нарушителям:
- взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, а иногда и больше, например, двойная стоимость всей партии товара (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
- штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — от 100 до 500 тысяч рублей (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация,Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
- конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
- утилизация товара как контрафактного
- интернет-санкции: запрет использовать домен, блокировка страниц и карточек товаров на маркетплейсе
- вынужденный ребрендинг: продолжать работать под чужим брендом нельзя даже после выплаты компенсации
- уголовная ответственность (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация)
Зачем нужен свой товарный знак в 2025 году: 10 главных причин, почему у нас подают так много заявок
Миллионные взыскания? Да. Уничтожение товара на маркетплейсе? Да. Рейдерский захват бренда? И такое бывает.Товарный знак — это главный и самый сильный нематериальный актив большинства компаний.
В минувшем году мы в нашей компании «
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
» прошли «портфолио-юбилей» —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
по товарным знакам для компаний и предпринимателей со всей России. Это регистрации, суды и другие дела. Есть чем поделиться.Давайте разберем на практике, зачем так много предпринимателей и компаний регистрируют свои товарные знаки.
1. Получить монополию: запретить всем конкурентам использовать свое обозначение
Представьте: вы вложили деньги и силы в создание и развитие своего бренда, а завтра кто-то из конкурентов просто взял и вывел на рынок продукт под таким же или очень похожим названием.Ваши продажи падают. Клиенты покупают не то и не там. Плодятся негативные отзывы.
Если товарного знака нет, удел простой — страдать.
А если знак есть — конкурента можно наказать. Можно взыскать убытки, компенсацию до 5 миллионов рублей, а иногда и больше.
История из практики. Человек разработал настольную игру и назвал ее «Какой ты мем?». Другой подсмотрел и запустил конкурирующий продукт «Что за мем?». Удалять свой товар с маркетплейса по-хорошему нарушитель отказался. В итоге через суд мы взыскали с него 5 000 000 рублей.
2. Защититься от судебных исков внезапных правообладателей
Теперь представьте обратную ситуацию: вы годами развиваете бизнес, и вдруг оказывается, что у «вашего» названия есть правообладатель. И это не вы.Юридически бренд принадлежит тому, кто зарегистрировал знак. Нет регистрации — нет бренда.
А чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать точно такой же знак. Достаточно просто оказаться слишком похожим — у юристов это называется «сходство до степени смешения».
Фраза «а я не знал, что такое название зарегистрировано» не сработает. Так говорят почти все нарушители. А суды им отвечают: предприниматель не проявил должную степень осмотрительности и нарушил чужие права, значит должен нести ответственность.
Отбиться от такого иска крайне непросто. В большинстве случаев компенсацию взыскивают. Если очень постараться, ее могут снизить, например, вместо миллиона взыскать тысяч пятьсот. А переименовываться все равно придется.
История из практики. Предприниматель открыл интернет-магазин на домене «gigant-store», а через несколько лет получил иск от правообладателя знака «Гигант» на 5 000 000 рублей. Благодаря найденным ошибкам в регистрации знака, нам удалось добиться снижения компенсации до 100 000 рублей, а потом и вовсе заключить мировое.
3. Защититься от нечестных конкурентов
«О, смотрите, а название этой компании не зарегистрировано как товарный знак, давайте зарегистрируем его на себя и потребуем с них денег?» — к сожалению, такая мысль иногда приходит в головы некоторых особенных предпринимателей.История из практики. Одна компания зарегистрировала чужой бренд на себя и потребовала 4 миллиона рублей с другой компании 4 000 000 рублей, угрожая судами и полицией. В итоге мы добились возвращения знака законному владельцу и довели рейдера до банкротства. Но это заняло почти два года.
4. Защититься от патентных троллей
Патентные тролли — это компании, которые регистрируют кучу товарных знаков, ничего под ними не производят и только таскают всех по судам в попытке заработать на компенсациях.Для нечестных конкурентов «угон» знака — это разовая месть конкретной компании, как правило неумелая. А вот для троллей это профессия.
Скажу прямо, миллионных взысканий в судах троллей я особо не видел. В основном они довольствуются суммами в 200-300 тысяч рублей. Их расчет на то, что упустивший регистрацию предприниматель решит не бороться в суде, а выкупить у них знак.
И кто-то действительно покупает.
5. Защитить свой домен
Если у вас есть свой сайт, вам важно понимать одну вещь: домен — это не интеллектуальная собственность.Как говорят суды, домен — это лишь средство технической адресации трафика.
Получается, если кто-то зарегистрировал название моего домена на себя как товарный знак, этот кто-то может попробовать через суд отобрать мой домен, а то и взыскать компенсацию.
Споров много, тема непростая, если у вас есть свой домен —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.6. Зачистить интернет от подделок
Далеко не все владельцы товарных знаков судятся с нарушителями и взыскивают компенсации. Многие пользуются арсеналом попроще — блокировками.История из практики. Мы зарегистрировали товарный знак «SaraFox» для компании из Магадана. Через пару лет объявились нарушители-конкуренты, которые начали продавать товар под похожим брендом на «Вайлдберрис», «Авито» и в запрещенной социальной сети с красивыми картинками. Мы написали претензию нарушителю, жалобу в Антимонопольную службу и на все площадки в интернете. В итоге нарушителя везде заблокировали.
Кто знает, чем закончилась бы это история, если бы «SaraFox» не зарегистрировали бы вовремя.
7. Безопасно продавать товары на маркетплейсах
Выйти на маркетплейсы сейчас можно и без своего товарного знака. Только вот если выяснится, что название или лого на товаре использовано незаконно, то маркетплейс уничтожит товар.Уничтожение товара назовут «услугой по утилизации», а стоимость этой «услуги» спишу с поставщика.
В прошлом году мне и моим коллегам довелось поучаствовать в сотнях споров по маркетплейсам — в основном досудебных, но некоторые дошли и до суда. Воюем за блокировки и разблокировки, споры между правообладателями, дилерами и производителями, российскими и иностранными.
Краткий вывод такой: если собираешься выходить на маркетплейс, нужно разобраться с товарными знаками магазина и самих товаров.
Если предприниматель перепродает чужие товары, нужно выяснить, не контрафакт ли это. Если сам брендирует товары — зарегистрировать свой знак. Иначе есть риск попасть.
8. Использовать название на латинице в рекламе и на вывеске
В 2024 году несколько российских регионов ввели запрет на использование иностранных слов на вывесках и в рекламе. Учитывая находящийся на рассмотрении законопроект и новости из Госдумы в январе 2025, есть все основания полагать, что такой запрет в этом году станет федеральным.Получается, использовать слова на английском языке в рекламе и на вывесках нельзя, за это будут штрафовать. Но есть одно исключение — для владельцев товарных знаков.
Дело в том, что владелец знака должен использовать знак в том виде, в котором он зарегистрирован. И новый закон не будет нас в этом ограничивать.
9. Запустить продажу франшиз
Наверняка вы видели в 2024 году истории судебных и уголовных дел против инфоцыган и их мошеннических франшиз.Один из типичных признаков франшизы обманщиков — отсутствие товарного знака.
Сама суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продает другому право работать под своим брендом — ст. 1027 ГК РФ. Это предоставление права регистрируется в Роспатенте.
Но когда у «франчайзера» нет права на товарный знак, то юридически нет и бренда, продавать нечего. А что если выяснится, что «франчайзер» и вся его сеть используют чей-то давно зарегистрированный знак?
10. Увеличить стоимость компании
Товарный знак — это как правило самый ценный нематериальный актив компании. По сути в бренде сходятся все вложения в рекламу и репутацию компании за все годы ее работы. Сколько стоит бренд?Товарный знак можно оценить и поставить на баланс. Благодаря этому можно увеличить стоимость компании, чтобы получить нужные лицензии и инвестиции.
Что нужно учитывать всем, кто хочет зарегистрировать свой товарный знак в 2025 году: 5 главных трендов
Прошлый год принес ряд изменений в законы и практику. Вот пять основных новостей и трендов.Выросли госпошлины в Роспатент
Еще в начале того года я предупреждал, что пошлины будут поднимать. В конце года это случилось.При регистрации знака сейчас платят три пошлины: за подачу заявки, за экспертизу и за регистрацию знака по итогам экспертизы. Точный размер пошлин зависит от количества классов МКТУ — товаров и услуг, на которые будет действовать знак.
Раньше минимальный размер пошлины был 21 700 рублей, теперь — 35 000. Льготы за электронную подачу отменили, поэтому если кто-то назовет вам пошлины меньше этой суммы — это или не все посчитали, или недоговаривают.
Иностранцы повторно подают свои заявки
«Кока-кола ВНЕЗАПНО подала заявки на новые товарные знаки в Роспатент. Кока-кола НАЗАД? Санкции ВСЁ?» — такие заголовки пополняли интернет в том году.В реальности происходило следующее. Да, иностранцы действительно начали подавать новые заявки.
Только делают они это не потому, что собираются возвращаться здесь и сейчас, а для того, чтобы их знаки в 2025 году не аннулировали по причине трехлетнего неиспользования (2022+3=2025).
Что с этого нам с вами: иностранные знаки продолжают защищаться. Не стоит просто так пытаться зарегистрировать на себя название чужого иностранного бренда. Скорее всего, просто деньги зря потратите. С другой стороны, в 2025 году уже действительно появится вероятность, что какие-то знаки можно аннулировать. В прошлые года такого еще не было.
Латиницу на вывесках и рекламе оставят только для владельцев товарных знаков
Буквально 2 января 2025 года
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что законопроект о защите русского языка и об ограничении использования иностранных слов Госдума рассмотрит в приоритетном порядке.Когда законопроект примут, под запретом окажется вся латиница на вывесках и в рекламе, за исключением использования зарегистрированных знаков.
Обратите внимание: под действие нового закона попадет не только оффлайн-бизнес. Тем, кто работает в интернете, стоит учесть, что баннеры, лендинги и промопосты — это тоже вполне себе реклама.
И если всякие надписи типа «SALE» можно просто убрать, то вот название компании или продукта на латинице нужно будет зарегистрировать как товарный знак. И стоит успеть это сделать до вступления нового закона в силу.
Ведь исключение там предусмотрено только для зарегистрированных знаков. А для просто поданных заявок, которые еще рассматривают — нет.
Повышенное внимание к заявкам на религиозную тематику
У Роспатента двадцать с лишним оснований для отказа в регистрации товарного знака. Часть из них касаются противоречия общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали.С прошлого года любые знаки, хоть немного соприкасающиеся с темой религии, отправляются на рассмотрение Межрелигиозного совета России.
По такому пути пойдут даже знаки, которые прямо не указывают на религиозные объекты, а просто имеют какие-то ассоциации. Например, название со словом «SAINT» (святой) или что-то в духе «Веселый Монах».
Заявок на товарные знаки стало еще больше, зарегистрировать свой знак — сложнее
Раньше товарные знаки можно было регистрировать только на юрлиц и ИП. С 2023 года ограничения по регистрации товарных знаков на обычных физлиц и самозанятых сняли. Теперь правообладателем товарного знака может стать кто угодно.Добавьте сюда общий тренд на импортозамещение, повторную подачу заявок от иностранцев и вы поймете, почему с каждым годом подается все больше и больше заявок.
Для нас с вами это значит вот что.
Раньше, лет десять назад, для регистрации своего бренда было достаточно подать заявку, да и всё.
Сейчас, мало того, что найти пригодное к регистрации название непросто, так еще и приходится буквально расталкивать локтями других правообладателей, чтобы пробиться к своей регистрации.
Например, для регистрации бренда школы танцев LEONES из Курска, нам в том году
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Для бренда STARDIS (домашние товары на маркетплейсе) писать здоровенный ответ на предварительный отказ Роспатента (а они сейчас приходят почти везде).
И это я уже не вдаюсь в детали вроде оспаривания отказов в Палате по патентным спорам и прочие вещи, которые нужно сделать для правильной регистрации.
Выводы коротенько:
- Чаще всего как товарные знаки сейчас регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, имена, слоганы и домены.
- Нарушение прав на чужой знак грозит взысканием компенсации до 5 миллионов рублей, штрафами, а иногда и уголовным наказанием.
- По сути товарный знак — это инструмент для конкуренции. Если у тебя есть права на бренд, значит этих прав нет у кого-то другого. Или наоборот.
- С каждым годом регистрировать товарные знаки становится сложнее. Регистраций все больше, свободных названий меньше.
- В 2025 году нас ждут регистрации по новым пошлинам, столкновения с иностранными знаками и еще больше судебных дел за товарные знаки.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация