Законодательство о дронах развивается стремительно и меняется каждый год. Между тем, кажется, сейчас оно пришло в состояние относительной стабильности, позволяющей говорить о тех общих правилах, которые будут применяться уже на длительный срок. В этой статье я постарался обобщить всю информацию и прояснить аспекты правового регулирования дронов в России и Европе, которые помогут сориентироваться любителям этих машин в ближайшем будущем. Как зарегистрировать дрон? Какие действуют ограничения его использования? Что надо знать при перевозке дрона в ЕС или из ЕС? Этим вопросам посвящен данный лонгрид.
Российское право
ОпределениеВ российском законодательстве действует понятие
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
– воздушное судно, управляемое и контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта (внешним пилотом). Не трудно догадаться, что основными признаками, позволяющими относить аппарат к БВС, являются отсутствие пилота и дистанционное управление, что распространяет действие закона на любые виды летающих дронов, в т.ч. квадрокоптеры.
Вопрос о применении данного термина к полностью автономным беспилотникам остается спорным.
Легализация дрона
Правила легализации дрона зависят от его взлетной массы – предусмотренной технической документацией максимальной массы аппарата, топлива и груза, с которыми он может осуществить нормальный безопасный полет.
Владельцы дронов, взлетная масса которых меньше 250 грамм, могут спать спокойно – они не обязаны проходить какие-либо юридические процедуры. Для остальных законом предусмотрено два порядка легализации, выбор одного из которых зависит от весовой категории дрона.
1. Постановка на учет. Поставлены на учет должны быть дроны с взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм (легкие дроны).
Это процедура заключается в простом уведомлении Росавиации о факте владения дроном. Заявление должно быть подано в ведомство в следующие сроки:
Основание приобретения дрона | Срок |
Покупка в РФ | 10 рабочих дней со дня покупки |
Ввоз из другой страны | 10 рабочих дней со дня ввоза |
Самостоятельное изготовление | Срок не установлен, но пользоваться нельзя, пока дрон не будет поставлен на учет |
- через
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
- через
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация
- почтовым отправлением в Росавиацию по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2. При использовании этого способа на конверте необходимо сделать отметку «учет БВС».
2. Регистрация. Предназначена для дронов с взлетной массой выше 30 килограмм (тяжелые дроны). Регистрация подразумевает выдачу свидетельства о регистрации, номера дрона и занесение его в специальный реестр.
Сроки подачи заявления – такие же, как для постановки на учет.
Помимо самого заявления и фотографий дрона, в Росавиацию нужно будет предоставить:
- техническую документацию дрона и документы, подтверждающие право собственности на него;
- сертификат летной годности на воздушное судно (для его получения нужно предварительно обратиться в Росавиацию, предоставив всю техническую документацию дрона);
- сертификат летной годности оператора дрона (опять же выдается Росавиацией владельцу дрона по итогам прохождения квалификационных курсов и сдачи экзамена);
- подтверждение страхования гражданской ответственности за управление дроном.
- на личном приеме/через канцелярию в одном из региональных управлений Росавиации;
- почтовым отправлением в Росавиацию по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2 (в таком случае на почте обязательно нужно оформить опись вложения – таково требование п. 21
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация).
Денежный вопрос: пошлины и налоги
Госпошлина за постановку легкого дрона на учет не уплачивается. А вот при регистрации дрона с взлетной массой выше 30 килограмм придется заплатить 1 300 рублей.
Аналогично дело обстоит с налогами: от них освобождены владельцы легких дронов, а вот за дрон, подлежащий регистрации, придется платить транспортный налог (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Размер налога зависит от региона, в котором зарегистрирован владелец и мощности устройства (кВт).Например, за грузовой дрон с мощностью двигателей 3 кВт в Москве транспортный налог будет составлять 1 020 руб. за год владения. Список ставок по всем регионам России можно посмотреть
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Использование дрона
Перед первым запуском на корпус дрона должен быть нанесен его учетный или идентификационный номер. Главное требование – чтобы он был визуально опознаваем. Рекомендации по этому поводу можно посмотреть на
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Далее – запуск в небо, то есть использование непосредственно по назначению. Дроны легче 30 килограмм можно запускать без разрешения при соблюдении следующих условий:
- светлое время суток;
- ясная погода;
- высота полета – не более 150 метров.
Кто занимается выдачей разрешений? Если полет планируется в пределах города, нужно обратиться в комитет по транспорту администрации соответствующего населенного пункта. В остальных случаях дорога ведет к территориальным центрам Росавиации. Лучше всего не мучить себя ненужной волокитой и согласовать план полета онлайн через
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Что нужно знать при разработке плана полета:
- маршрут не должен проходить через различные ограниченные или запрещенные зоны: территории аэропортов и диспетчерских зон, вертолетных площадок, военных полигонов и т.п. Их актуальное расположение можно посмотреть
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.
- запрещены полеты над городами федерального значения: Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация).
- запрещены полеты над массовыми скоплениями людей.
Если хочется использовать дрон не только для того, чтобы порадовать себя любимого, но и подзаработать, придется получать сертификат эксплуатанта. Здесь не важно, используется дрон для фото- и видеосъемки оператором на свадьбе или же для профессиональной перевозки грузов.
Такой сертификат можно получить только являясь индивидуальным предпринимателем или представителем юрлица. Для этого необходимо направить в Росавиацию целый пакет документов (все как в большой авиации):
- свидетельство о регистрации дрона;
- сертификат летной годности;
- свидетельство о квалификации оператора дрона;
- полис страхования гражданской ответственности;
- руководство по производству полетов.
Штрафы и ответственность
Нарушение правил регистрации и использования дрона в России может дорого обойтись. Так, запуск дрона без постановки на учет или регистрации, в случае обнаружение этого факта властями, может повлечь за собой привлечение владельца к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП в виде штрафа: для граждан его максимальная планка составляет 50 тыс. рублей, а для компаний – 300 тыс. рублей.
Если в результате нарушения правил полета дрон причинит людям вред легкой или средней тяжести (т.е. не опасный для жизни), то пилот вынужден будет оплатить административный штраф до 5 000 рублей и возместить стоимость лечения. А вот за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти оператор дрона может сесть за решетку на срок до трех лет (ст.ст. 109, 118 УК РФ).
Европейское право
ОпределениеЕвропейское право использует термин «дрон» и определяет его как любой воздушный аппарат, летающий автономно или будучи пилотируемым дистанционно пилотом вне борта. Это определение несколько шире российского, так как включает и полностью автономные модели, запрограммированные на осуществление полета без участия человека.
Легализация дрона
В отличие от России, все дроны, произведенные на территории ЕС, проходят сертификацию и идентификацию. Поэтому отдельно регистрировать дрон, купленный в ЕС, не надо. Не требуется предпринимать какие-либо действия и умельцам, изготовившим дрон легче 250 грамм своими руками. А вот хэнд-мейд потяжелее уже надо проводить через процедуру сертификации у одного из аккредитованных изготовителей серийных дронов.
Таким образом, в большинстве случаев какой-либо регистрации дрона от владельца не требуется. Однако сам он должен зарегистрироваться как пилот на сайте соответствующего ведомства той страны, где он находится. Никаких пошлин за это оплачивать не надо. Список ссылок по странам можно найти
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Регистрироваться нет необходимости, если:
- дрон легче 250 грамм и не имеет камер и сенсоров;
- дрон легче 250 грамм, имеет камеры и сенсоры, но при этом является игрушкой.
Этот вопрос был раскрыт в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, но за прошедшее время правила немного изменились, да и перевод с английского поможет легче сориентироваться.Итак, на сайте Агентства авиационной безопасности ЕС (EASA) можно найти достаточно информативную
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о том, что можно, а что нельзя в зависимости от весовой категории дрона. Вот ее перевод на русский:Ахтунг! Правила выше действуют до 1 января 2023 года.
Для запуска дрона тяжелее 25 кг. (подкатегория С) необходимо согласовать план полета (полетный сценарий) с национальным органом каждой страны, через которую будет проходить полет, а также получить
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Насколько это тяжело будет зависеть от конкретной страны ЕС.Кроме этого, есть еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:
- любым дронам нужно получить дополнительное разрешение на пролет над запретными зонами, расположение которых можно посмотреть
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация;
- если дрон тяжелее 20 килограмм, необходимо застраховать гражданскую ответственность;
- для дронов подкатегорий А1-А3 не надо согласовывать план полета и получать разрешение на полет.
Дроны подкатегорий А1-А3 можно использовать в любых коммерческих целях без дополнительных юридических процедур. Использование тяжелых дронов категории С в коммерции регулируется в каждой стране ЕС по-своему, и бюрократическая процедура согласования коммерческого предназначения может занять длительный период времени.
Штрафы и ответственность
Размер наказания за несоблюдение правил пользования дронами зависит от конкретной страны ЕС, на территории которой произошло нарушение. В большинстве случаев это – денежные штрафы, причем весьма существенные.
Так, во Франции несоблюдение требований по обучению пилота и пилотированию вблизи людей и построек может повлечь за собой взыскание штрафа в размере до 75 тыс. евро.
Если при этом пострадали люди, пилот может быть привлечен и к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до одного года.
Полеты над запретными зонами также могут встать в копеечку: если дрон забрел в такую зону по неосторожности пилота, последний будет вынужден заплатить штраф в размере до 15 тыс. евро. Если власти докажут умышленный характер нарушения, то штраф может вырасти до 45 тыс. евро.
Аналогично дело обстоит в Германии: за нарушение правил полета и подготовки пилота предусмотрен штраф до 50 тыс. евро.
Пролет над немецкими запрещенными зонами и несанкционированное вмешательство в воздушное движение может обойтись любителю дронов не только штрафом, но и лишением свободы от 6 месяцев до 10 лет.
Со своим дроном в Европу и наоборот
При въезде в ЕС со своим дроном, регистрировать его не нужно. Достаточно зарегистрировать себя как пилота онлайн через сайт национального ведомства той страны, в которой планируется запустить дрон в первый раз. После этого аппарат можно будет использовать на территории всего Евросоюза с соблюдением правил, которые были указаны выше. Единственное требование – полученный регистрационный номер пилота нужно будет наклеить на корпус аппарата. Если собираетесь использовать несколько дронов – достаточно наклеить на каждый из них это номер.В обратном случае, если купленный в Европе дрон хочется использовать в России, придется проходить процедуру его постановки на учет/регистрации в Росавиации, как если бы устройство было куплено на родине. Дрон можно будет использовать только после получения российского учетного или идентификационного номера.