Правомерность представительства свидетеля на допросе налоговым специалистом

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.986
Репутация
11.595
Реакции
61.844
RUB
50
Инспекторы на выездной проверке часто используют допрос свидетелей, как метод налогового контроля в её рамках.


Любые физлица, которым «могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля» (п. 1 ст. 90 НК РФ) могут стать свидетелями.

[H1]
Статья 90. Участие свидетеля​
[/H1]


1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть любое , которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в .

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

а) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
б) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Статья 90 дополнена пунктом 6 с 3 сентября 2018 г. - от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Кроме детей и людей с отклонениями, не подлежат допросу только аудиторы и адвокаты.

➡️ Допросы свидетелей налоговиками проводятся не только на ВНП, но и при камералке, а также вне проверок. НК это не запрещает. Ими налоговики закрепляют уже полученные доказательства или дополняют ещё недостаточные для обвинения проверяемой компании в налоговых нарушениях.

Свидетелей инспекторы выбирают по своему усмотрению. А обычно и трактуют в свою пользу.

Если показания окажутся противоречивыми, в протокол их внесут так, как выгодно ИФНС.

В результате положение проверяемого налогоплательщика может значительно ухудшиться. Кроме того, неумышленные показания против себя могут превратить свидетелей в обвиняемых в налоговом преступлении.
Поэтому для представления их интересов привлекают налоговых специалистов, которые могут действовать без доверенности, что не противоречит закону.

❗ Но случается, инспекторы не допускают представителя свидетеля на допрос, если он не является адвокатом.

Хотя «Налоговый Кодекс не регламентирует исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе...

…должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи».

Это отражено и в письме Федеральной налоговой службы от 17 августа 2020 г. N ЕА-4-15/13203@.



При этом возникает несоответствие — п. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ. На проверке присутствовать налогоплательщику и его официальному представителю можно. А на допросе, являющимся всего лишь методом налогового контроля в её рамках, нет.

❗ Кстати, налогового специалиста, привлеченного компанией для соблюдения прав свидетеля, инспекторы тоже могут вызвать на допрос.

Хотя это противоречит положениям ГПК и АПК РФ. То есть, НК РФ в этом вопросе ставит себя выше по значению, чем процессуальные кодексы, с которыми работают суды.

Поэтому сегодня существует некая правовая неопределенность по представительству свидетелей и налогоплательщиков. Как и подтверждению необходимых полномочий представителей, что ослабляет гарантии защиты конституционных прав налплатов.

А также ведёт к нарушению принципов равенства и верховенства закона. А это вроде как в правовом государстве недопустимо.
 
Сверху Снизу