«Побудительные» комиссии и предупредительные «беседы», ставшие в последние пару лет основными мероприятиями налоговиков при взаимодействии с налплатами, оказались весьма прибыльными для государства. В сравнении с тем же периодом доковидного 2019-го рост собираемости составил 23%. Налоговая служба признается, что, не выезжая к налогоплательщикам и не перелопачивая месяцами тонны бухгалтерской макулатуры, смогла за 9 месяцев 2021 года добыть 125 млрд добровольно уплаченных после уточненки рублей. И это при том, что общий объем поступлений в бюджет по результатам контрольных мероприятий составил 240 млрд.
То есть половина собранных налогов — это заслуга задушевных бесед представителей ФНС с бизнесменами. Собственно, сводятся такие разговоры всегда к простой дилемме: уточнение и доплата или ВНП и доначисление. Естественно, многие выбирают первый вариант. Во избежание, так сказать...
Сколько среди тех, кто уточнился, клининговых компаний и их заказчиков, Росстат и ФНС пока умалчивают. Но, наблюдая за тем, как насели налоговые органы на отрасль профессиональной уборки в прошедший летне-осенний период, можно с уверенностью сказать, что в упомянутых полутора сотнях миллиардов доля «отбеленных» клининговых денег может оказаться весьма приличной. И немалая, а то и основная часть поступлений после подачи уточненных налоговых деклараций — от заказчиков клининговых услуг.Просто в отличие от нищих в массе своей клинеров с собственников, девелоперов или управляющих коммерческой недвижимостью налоговикам есть, что взять, и чем обеспечить доначисленное, дойди дело до суда.Такая фактура скрывается за формулировками Даниила Егорова: «Приоритетом в контрольной работе налоговых органов является добровольное декларирование и уплата налогоплательщиками налоговых обязательств в полном объеме, что позволяет постепенно снижать количество проводимых выездных проверок, которые становятся исключительной мерой реагирования на нарушения налогового законодательства». В общем, весь секрет в «совершенствовании моделей взаимодействия с налогоплательщиками».
Потребители-бенефициары
Руководители ФНС вообще считают потребителей услуг профуборки бенефициарами налогового демпинга в клининговой сфере.Замначальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич так и говорит: желание заказчиков постоянно «оптимизировать» свои расходы уже много лет заставляет игроков клинингового рынка бегать по замкнутому кругу нечестной конкуренции.
Все потому, что, прекрасно осознавая, какой должна быть цена услуги с учетом всех положенных законодательством налогов, потребители, занижая с каждым годом расходные части бюджетов на обслуживание своих объектов, вынуждают «химичить» и «схематозить» даже добропорядочных клинеров.
Но теперь за правое дело «белого» клининга встала yалоговая служба: «Мы просто обязаны прийти к такому девелоперу/управляющему, чтобы доказать умысел незаконной оптимизации и доначислить ему налоги». И ведь приходят, и доказывают, и доначисляют. Заказчики, конечно, потом пеняют подрядчикам: «Из-за вас нам постоянно приходится отвечать на запросы налоговиков, огромные пакеты документов отправлять, чтобы доказать реальность сделки. И это, не говоря уже про встречные или того хуже, выездные проверки».
В сентябре-октябре 2021 по крупным и не очень объектам типа торговых или бизнес-центров прокатилась волна «посещений» сотрудников ФНС совместно с полицией — разговаривали с уборщицами на предмет того, у кого эти самые уборщицы работают, знают ли, как директора зовут, как компания называется, как зарплата платится. А потом собственникам объектов разлетались «письма счастья» с приглашениями, рекомендациями и побуждениями.
Полиция-инспекция
Кстати, налоговики отработали связку с правоохранителями и рапортуют о совместных успехах. Каждая вторая выездная проверка проводится с участием сотрудников МВД. Начальник ФНС России Даниил Егоров утверждает, что это позволяет передавать в следственные органы материалы о налоговых правонарушениях с более качественной доказательной базой.По словам начальника ГУЭБиПК МВД России Андрея Курносенко, общими усилиями в разы увеличено реальное возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями. «Только по итогам девяти месяцев 2021 года увеличилось общее количество выявленных налоговых преступлений, при этом размер возмещенного ущерба возрос на 77,1%», — заявил он на заседании совместной коллегии ФНС, МВД и СК. А зам. председателя Следственного комитета России Елена Леоненко там же сообщила, что «качество проработки поступающих из налоговых органов и органов внутренних дел материалов сегодня позволяет начать уголовное преследование в более чем половине случаев». Таким образом, тема возмещения ущерба бюджету страны и разработки мер, обеспечивающих неотвратимость наказания за совершение налоговых правонарушений, становится главной на повестке.
Вишенкой на торте стало признание участниками коллегии необходимости «проведения совместной работы по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального и налогового законодательства, направленного на пресечение профессиональной преступности в налоговой сфере для более эффективной борьбы с новыми схемами совершения налоговых преступлений, в том числе схемой „бумажного“ НДС».
Налоги в клининге
Заказчики клининговых услуг вполне еще могут избежать не сильно приятных последствий. Достаточно понять и принять специфику услуг профессиональной уборки, чтобы учитывать требуемый объем налоговой нагрузки клининговых провайдеров при формировании бюджетов на содержание и обслуживание помещений.При работе с компанией на ОСНО также стоит учитывать ее налоги на имущество и прибыль и при этом не забывать, что НДС начисляется на сумму ФОТ, так как выплата заработной платы и оплата налогов производится из полученной выручки, которая в полном объеме облагается НДС. С упрощенцами в плане их налоговой нагрузки, конечно, попроще, но все равно никуда не деться от стоимости рабочих рук, где на каждый рубль зарплаты еще 50 коп. государству надо отдать.А при подготовке очередного тендера девелоперу/управляющему необходимо осознавать, что основная часть себестоимости этой услуги приходится на зарплатный фонд персонала, которому предстоит непосредственно обслуживать объект. Для выплаты 1 руб. заработной платы одному уборщику клининговой компании надо заплатить 50 копеек налогов (НДФЛ, взносы в ПФР и ФСС).
И если заказчик решил все-таки выбрать путь налоговой добросовестности, ему не следует забывать, что далеко не все подрядчики «одинаково полезны» и готовы пополнять госбюджет даже при наличии у них такой возможности. Придется учитывать требования 54.1 НК РФ и их трактовки налоговиками. Повысили закупочную цену и не хотите, чтобы суммы включенных в нее налогов пошли куда-то в офшоры, а не по прямому назначению — постарайтесь узнать о побольше о своем клининговом провайдере.
Стандартного пакета документов юрлица и фото директора в этом случае явно маловато будет. Подрядчик должен подтвердить наличие собственных ресурсов на оказание услуг: правильно оформленный персонал, парк техники и возможность ее техобслуживания. Однако, как говорит Варвара Бурлевич, огромное количество зачастую бесполезной документации, которая запрашивается у контрагентов, ни от каких рисков, на самом деле, не страхует.
Естественно, «белая» цена, включающая всю предусмотренную законами налоговую нагрузку, может оказаться гораздо выше той, к которой заказчик привык. Но стоит ли рост расходной части бюджета на несколько процентов многомиллионных доначислений или «добровольных уточнений»? Игра в «кошки-мышки» с государством чревата как минимум потерей большого количества нервов, а как максимум — свободы.И налоговая служба предлагает другой вариант — внедрение договорных конструкций, позволяющих удерживать обе стороны контракта в «белых» рамках.
Налоги придется так или иначе платить всем: и клинерам, и их заказчикам. Наверное, все-таки это лучше и безопаснее делать в текущем спокойном режиме, чем в авральном с «маски-шоу» и допросами.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация