Поле битвы - регулирование криптовалют

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.680
Репутация
11.420
Реакции
61.000
RUB
50
Основная проблема в вопросе регулирования криптовалюты - это выполнение норм антиотмывочного законодательства.


Тот самый 115-ФЗ
предписывает идентифицировать участников транзакций и выявлять подозрительные действия при расчётах денежными средствами или сделах с иным имуществом.
Всем известные криптовалюты создавались, чтобы обходить контрольные барьеры национальных регуляторов. Именно поэтому современная наркомафия полностью ушла в расчеты криптой (биткоин, эфир и пр).

Что ЦБ?

Тамошние аналитики прикинули весь расклад и выкатили доклад, что крипту в России надо полностью запретить и не использовать в расчетах банковскую инфраструктуру. Оно и понятно, ЦБ не может это контролировать.

Перед выпуском своего доклада, в ЦБ еще осенью 2021 года
Новая методичка от ЦБ.

На этот раз регулятор взялся за контроль над онлайн переводами между физическими лицами (с карты на карту, с кошелька на кошелек и т.п. в разных вариациях).

Что не нравится ЦБ.


Банк России подозревает, что за онлайн переводами могут прятаться платежи на нелегальные казино или крипто-обменники, а карты оформляются на номиналов (дропов), которые даже не в курсе, что через их счета проводятся операции. Вспоминаем предыдущий пост про идею создать реестр дропов, совпадение?

Что предлагает ЦБ.

1⃣ Банкам следует снабдить свои онлайн сервисы средствами защиты от автоматического заполнения платежей (например, capcha, где надо вводить циферки с картинки).

2⃣ Банки должны анализировать операции физиков и оперативно выявлять сомнительные транзакции. Если хотя бы два из нижеперечисленных признаков нашлись, то клиента можно считать подозрительным (внимательно читаем и сравниваем со своими операциями):

✔️ необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;

✔️ необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с котрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;

✔️ значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;

✔️ короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);

✔️ в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);

✔️ в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;

✔️ операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) идивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);

✔️ совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами–физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств

Как итог, если банк найдет среди своих клиентов таких людей, то должен блокировать им счета, отказывать в операциях и расторгать договор банковского счета по основаниям того самого 115-ФЗ. Естественно, после таких отказов гражданин автоматом попадает в межбанковский черный список отказников и все банки узнают о нем не с самой лучшей стороны.
, где описал критерии нелегальных криптообмеников. Критерии были незамысловатые и сводились к выявлению физ лиц, которые часто и много переводят деньги друг другу.

В итоге, банки начали бомбить запросами граждан, которые попадают под описанные критерии. Результат плачевный. Ведь одно дело, выявить людей по заданным признакам, другое дело весь этот массив проанализировать и выявить тех, кого надо.

Итог: Сделать это невозможно, плюс, методичка от ЦБ является рекомендацией и де-юре не обязательна для исполнения.

Что МинФин?

Бравые ребята из министерства и примкнувшие к ним товарищи из правительства после щелчка президента решили, что все расчеты должны проходить через банки, а ЦБ должен все контролировать.
Да-да, тот самый ЦБ, который в своем докладе обозначил, что контролировать это не может.

Что сейчас предлагается?

Собственно ничего нового не придумали, как взять ЦБшную методичку и сделать ее обязательной. Иными словами, частые переводы между физикам будут означать, что такое лицо автоматом подозревается в организации нелегального обменника.

Последствия от такого решения не очень радужные, и ЦБ об этом предупреждал. Теневой сектор не победить, ведь незря он успешно плавает в крипте.

Потуги регулирования отрасли сделают нелегальные услуги чуть дороже и все, до победы еще очень и очень далеко.
Посмотрите на обналичку или бумажный НДС. Регулировать и следить за этим гораздо проще и ресурсов у гос машины намного больше. Победили? Нет.

С другой стороны, регулирование и четкие правила игры, позволят зайти крупным игрокам, которые поделят рынок. Дальше через лобистов и административный ресурс товарищи выведут с игры мелких игроков, и лишним не будет места на поприще майнинга и обмена.
 
Правительство РФ утвердило законодательного регулирования оборота цифровых валют, акцент в которой сделан на защиту прав рядовых инвесторов. Об этом сообщила во вторник пресс-служба кабмина.


"Правительство определило будущее цифровых валют в России. Оборот таких финансовых активов будет регулироваться государством с жесткими обязательствами для всех участников профессионального рынка и акцентом на защиту прав рядовых инвесторов".

В кабмине отметили, что целью регулирования концепции "является интеграция механизма оборота цифровых валют в финансовую систему и обеспечение контроля за денежными потоками в контуре кредитных организаций".

"Защита прав граждан помимо разделения инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных будет обеспечиваться за счет требований по лицензированию криптовалютных площадок. Те, в свою очередь, будут обязаны иметь финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала".
Кроме того, предполагается введение обязанности для участников рынка "по информированию граждан о повышенных рисках, связанных с цифровыми валютами".

Как ожидают в правительстве, реализация концепции обеспечит создание необходимой нормативной правовой базы, "позволит вывести из тени индустрию цифровых валют и создать возможность осуществления легальной предпринимательской деятельности". В кабмине отметили, что в обсуждении регулирования криптовалютного рынка принимали участие Минфин, Банк России, Росфинмониторинг, ФСБ, МВД, ФНС, Минэкономразвития и Генеральная прокуратура.

6584735.jpg


Положения концепции

Предполагается, что покупка или продажа цифровой валюты потребует идентификацию. "Для совершения операций по покупке или продаже цифровой валюты клиенту (физическому или юридическому лицу) необходимо пройти идентификацию и открыть (уже иметь) счет (электронный кошелек) у организатора системы обмена цифровых валют; пройти идентификацию и открыть у оператора обмена цифровых валют криптовалютный кошелек, привязанный к счету (электронному) кошельку клиента в информационной системе организатора системы обмена цифровых валют".

Согласно документу, организатором системы обмена цифровых валют может быть банк с универсальной лицензией, "имеющий право осуществлять операции открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц, предоставлять электронные средства платежа" и включенный в Реестр организаторов системы обмена цифровых валют.
Концепция также предполагает при организации обмена цифровых валют использование сервиса "Прозрачный блокчейн" (есть в распоряжении Росфинмониторинга), который позволит создавать базу данных криптовалютных кошельков, связанных с противоправной деятельностью и финансированием терроризма.

При этом документ разрешает покупку и продажу цифровых валют на иностранной бирже. К иностранной бирже предъявляются отдельные требования для осуществления деятельности на территории РФ. В частности, такие площадки должны иметь представительства на территории России, быть технически интегрированными с российским организатором системы обмена цифровых валют, а также иметь специальные лицензии. Такие биржи не могут иметь регистрацию в странах с льготным налоговым режимом.

В Концепции подразумевается разделение клиентов - физических лиц на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов "для целей совершения операций с цифровыми валютами через прохождение тестирования в системе организатора системы обмена цифровых валют с последующим установлением лимитов совершения операций для неквалифицированных инвесторов".

Экспертные оценки рынка

В документе отмечается, что за последние годы наблюдается существенный рост объемов денежных средств граждан Российской Федерации, вкладываемых в криптовалюты. "По экспертным оценкам, гражданами Российской Федерации открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, а объем средств на кошельках составляет порядка 2 трлн рублей. Кроме того, по экспертным данным, Российская Федерация занимает 3-е место в мире по объему мировых майнинговых мощностей".

Дискуссия о криптовалютах в России

21 января Банк России опубликовал доклад "Криптовалюты: тренды, риски, меры", в котором с целью снижения угроз предложил запретить на территории России выпуск, майнинг и обращение криптовалют. В документе отмечалось, что статус российского рубля, который не является резервной валютой, не позволяет применять в РФ мягкий подход и игнорировать нарастание рисков. Центробанк предлагал ввести запрет на организацию выпуска или обращения криптовалюты на территории России, установить ответственность за его нарушение.

Концепция Минфина предусматривает регулирование криптовалют в России без их запрета. Министерство считает, что полное отсутствие регулирования криптовалют или их запрет приведут к дестабилизации отрасли, увеличению доли теневой экономики и росту мошенничества, а правоохранительные органы не смогут эффективно реагировать на преступления с использованием таких инструментов.




 
Сверху Снизу