Задача налоговиков — наполнять бюджет. А как можно взять с компании больше налогов, чем она и так платит? Признать отношения с контрагентами фиктивными, документооборот с ними — формальным, а также убедить налогоплательщика уточнить декларации, чтобы отменить вычеты по НДС и доплатить разницу в бюджет.
фиол Краеугольным камнем в этой цепочке является документооборот с контрагентом. Инспекторы будут в обязательном порядке придираться к каждой бумажке. Но все же их действия поддаются некоторой логике.
Признаки формального документооборота
У налоговиков есть несколько признаков, по которым они выявляют формальный документооборот:- компания создана незадолго до совершения сделки;
- участники сделок — взаимозависимые лица;
- в прошлом участники сделок уже нарушали налоговое законодательство;
- сделки носят разовый характер;
- расчеты через один и тот же банк;
- отсутствуют транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- стороны для осуществления хозяйственных операций используют посредников.
Наличие хотя бы одного критерия из списка не говорит о том, что компании умышленно что-то нарушают. Но в комплексе они создают неблагоприятное впечатление о работе организации.
Если нашли признаки формального документооборота
Существует позитивная судебная практика, которая указывает налоговикам проверять реальность сделок тщательнее, даже если они увидели признаки формального документооборота.Дело
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. В этом деле кассация указала налоговикам, что даже если документооборот был формальный, но обязательства по сделке фактически исполнило третье лицо — необоснованной налоговой выгоды не возникло.фиол Налоговики обязаны проверить, какие на самом деле осуществлялись хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их экономический смысл и определить размер налоговых обязательств.
В другом деле,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, налоговики установили, что компания завозила товар из Китая в Калининградскую область, что освобождало ее от уплаты ввозного НДС. После ввоза товары на заводах маркировались, упаковывались и через цепочку фирм перепродавались. Появлялся НДС, цена товара по цепочке росла, что позволяло занижать налог на прибыль и заявлять к вычету НДС. Фирмы — взаимозависимые, экономического смысла в перепродажах не было, только уход от налогов. Критерием, который позволил налоговикам выявить цепочку, стал формальный документооборот. Конечно, дело решилось не в пользу группы компаний.
Не повезло налогоплательщику и в деле
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. ФНС доказала, что фактически услуги по договорам исполняли не спорные контрагенты, а третьи лица. Это привело к тому, что проверяемая компания не имела права на вычеты.Практика разнообразна, и ситуации у каждого налогоплательщика отличаются. Где-то имел место реальный уход от налогов, а где-то — просто недоработка юристов или бухгалтерии: отсутствие нужных документов или их неверное оформление, что привело к сомнениям в добросовестности налогоплательщиков и реальности сделок.
В споре с ФНС всегда лучше иметь на своей стороне грамотного налогового юриста. Он разберет конкретно вашу ситуацию, выстроит линию защиты и будет представлять компанию как в налоговой, так и в суде. Поверьте опыту юристов НАСБ — уповать на то, что вы сможете самостоятельно отстоять интересы своей организации — грубая ошибка, которая оканчивается поражением в суде и отсутствием возможности обжаловать полученное решение.
Как избежать признания документооборота формальным
Понятно, что не все компании специально выстраивают схемы для ухода от налогов. Однако, налоговики могут посчитать, что если в компании что-то не так с документами, то она не доплачивает налоги, и нужно их срочно взыскать.Самое главное в любой сделке — ее экономический смысл, направленный на получение прибыли. Стороны должны не просто поменять товар на деньги, но и проверять контрагента, соблюдать безопасность.
фиол Например, предусмотреть в договоре финансовые санкции и применять их реально на практике. Задержана поставка — неустойка, платеж запоздал — пени и т. д.
Присутствие большого количества посредников, перекупщиков, которые еще и связаны с налогоплательщиком, тоже наведет налоговиков на нехорошие мысли. Сократите количество звеньев в цепи или запаситесь доказательствами, что они необходимы.
К примеру, не всегда производители готовы продавать напрямую товар и делают это через сеть дилеров, которые в свою очередь поставляют только крупные партии товара оптовикам. Если вы не претендуете на звание дилера и не хотите покупать оптом товар для разовой сделки с покупателем, то вполне оправданно купить его не напрямую на заводе, а на какой-нибудь базе.
Не поддавайтесь на уговоры мелких поставщиков сделать документы за них: «вы там выпишите нам акт, вам же не трудно, а мы подпишем». Потому что если ваши документы и договоры по форме как две капли воды, то ФНС справедливо спросит — почему так произошло и не один ли бухгалтер их оформлял?
Всегда храните не только первичные документы, но и различные сертификаты, путевые листы, даже контакты водителей. Идеально, если ваши склады оборудованы камерами для видео-фиксации разгрузки, автонавигаторами и регистраторами, сохраняющими данные, если у вас отлаженные регламенты по каждому этапу закупки и доставки.
Советуем проверять контрагентов на реальность заявленных ими мощностей и статусов. Например, если заключаете договор на услуги клининга, убедитесь, что у исполнителя достаточно персонала. Если ищете подрядчика — убедитесь, что он обладает нужной квалификацией, а компания имеет соответствующие лицензии и т. д.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация