Ажиотажем, возникшим вокруг новой игровой приставки PlayStation 5, появившейся на российском рынке в конце прошлого года, решили воспользоваться мошенники.
В ноябре Sony выпустила на рынок новую игровую приставку PlayStation 5, которая тут же стала сверхпопулярной и дефицитной. Магазины, торгующие электроникой, предлагают делать предзаказ на доставку игровой консоли, но не обещают получение ее в этом месяце. Перед Новым годом перекупщики, которым удалось приобрести приставку, продавали ее примерно вдвое дороже начальной цены. Так, при базовой стоимости 37,9 тыс. руб. и 46,9 тыс. руб. в зависимости от конфигурации, на досках объявлений в интернете ее предлагают купить по 70–80 тыс. руб.
Под руководством злоумышленника покупатель заводит электронный кошелек, переводит на него деньги, сообщает об этом «продавцу», после чего покупателю приходит СМС с сообщением, что ему выпущена виртуальная карта, с номера, похожего на телефон сервиса электронного кошелька.
В компании RTM Group, сообщили, что слышали о такой схеме — впервые она появилась в 2018 году. Тогда с ее помощью мошенники «продавали» автомобили. Сейчас она вернулась на фоне дефицита игровых приставок PlayStation 5. «Фанаты (в частности, PS) всегда были лакомой добычей мошенников. Тут работает в чистом виде социальная инженерия — человек сам открывает себе кошелек на легальном сайте, не проходит ни по каким ссылкам, переводит деньги себе на карту, все выглядит безопасно»,— говорят в RTM Group.
По словам гендиректора SafeTech Дениса Калемберга, схема не привязана к какой-то конкретной области или предмету покупки и будет работать везде, где есть ажиотаж и желание получить что-то быстрее и дешевле других.
Мошенники часто используют моменты ажиотажного спроса на те или иные товары, чтобы привлечь как можно больше покупателей «выгодным» предложением. Чаще всего, как и в схеме с онлайн-кошельками, мошенники стремятся увести пользователей с платформы, поскольку вне ее служба безопасности не может отслеживать их действия, указывают в «Авито». Именно поэтому ресурс блокирует отправку ссылок во встроенном мессенджере в приложении и на сайте «Авито», а при попытке отправить номер телефона сообщение удаляется и пользователь получает предупреждение о том, что это может быть небезопасно. Однако, добавляют там, пользователь может отправить номер повторно, если уверен в добросовестности продавца.
В ноябре Sony выпустила на рынок новую игровую приставку PlayStation 5, которая тут же стала сверхпопулярной и дефицитной. Магазины, торгующие электроникой, предлагают делать предзаказ на доставку игровой консоли, но не обещают получение ее в этом месяце. Перед Новым годом перекупщики, которым удалось приобрести приставку, продавали ее примерно вдвое дороже начальной цены. Так, при базовой стоимости 37,9 тыс. руб. и 46,9 тыс. руб. в зависимости от конфигурации, на досках объявлений в интернете ее предлагают купить по 70–80 тыс. руб.
Когда покупатель звонит такому «продавцу», мошенник предлагает завести электронный кошелек на одном из легальных ресурсов. К этому кошельку якобы будет привязана виртуальная карта покупателя, с которой и надо будет произвести платеж.Мошенники не замедлили воспользоваться ситуацией. Они предлагают на сайте частных объявлений продать приставку по цене выше номинальной, но ниже средней в интернете.
Под руководством злоумышленника покупатель заводит электронный кошелек, переводит на него деньги, сообщает об этом «продавцу», после чего покупателю приходит СМС с сообщением, что ему выпущена виртуальная карта, с номера, похожего на телефон сервиса электронного кошелька.
Глава службы информационной безопасности ГК «Элекснет» (входит в группу МКБ) Иван Шубин полагает, что максимальный интерес для мошенников схема может представлять, когда у покупателя особенно сильно желание быстрее купить дефицитный товар и при этом сэкономить. «Возможность выпуска виртуальной карты к кошельку — распространенная рыночная практика, поэтому сомнений не вызывает,— говорит он.— Но при реальном открытии кошелька операторы не шлют номера карт в СМС».Покупатель переводит деньги со своего кошелька на «свою» виртуальную карту, которая на практике оказывается картой мошенника. После этого мошенник исчезает.
В компании RTM Group, сообщили, что слышали о такой схеме — впервые она появилась в 2018 году. Тогда с ее помощью мошенники «продавали» автомобили. Сейчас она вернулась на фоне дефицита игровых приставок PlayStation 5. «Фанаты (в частности, PS) всегда были лакомой добычей мошенников. Тут работает в чистом виде социальная инженерия — человек сам открывает себе кошелек на легальном сайте, не проходит ни по каким ссылкам, переводит деньги себе на карту, все выглядит безопасно»,— говорят в RTM Group.
По словам гендиректора SafeTech Дениса Калемберга, схема не привязана к какой-то конкретной области или предмету покупки и будет работать везде, где есть ажиотаж и желание получить что-то быстрее и дешевле других.
К сожалению, метод защиты только один — думать, что делаешь, когда речь идет о деньгах»,— уверен эксперт.
Мошенники часто используют моменты ажиотажного спроса на те или иные товары, чтобы привлечь как можно больше покупателей «выгодным» предложением. Чаще всего, как и в схеме с онлайн-кошельками, мошенники стремятся увести пользователей с платформы, поскольку вне ее служба безопасности не может отслеживать их действия, указывают в «Авито». Именно поэтому ресурс блокирует отправку ссылок во встроенном мессенджере в приложении и на сайте «Авито», а при попытке отправить номер телефона сообщение удаляется и пользователь получает предупреждение о том, что это может быть небезопасно. Однако, добавляют там, пользователь может отправить номер повторно, если уверен в добросовестности продавца.