Пять трудностей, с которыми сейчас сталкивается малый бизнес – и как их решать

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.877
Репутация
11.595
Реакции
61.773
RUB
50
Нынешняя цепь кризисов (пандемия и последовавшие за ней геополитические потрясения и экономическая нестабильность) – беспрецедентное время для предпринимателей, даже турбулентность 90-х и нулевых не была такой жёсткой.


И в ситуации неопределённости, которую мы наблюдаем в последние годы, бизнесу, скорее всего, предстоит жить достаточно долго. О том, с какими трудностями сталкивается сейчас малый бизнес и о возможных путях их преодоления, рассказывают эксперты.

1617388961_shutterstock_1429244474.jpg


Как себя чувствует сектор МСБ

В целом представители малого и среднего бизнеса в 2023 году выручку на 16%. Положительная динамика в основном связана с ростом среднего чека – в среднем на 10%, и с ростом количества покупок – на 5%. Наибольшую потребительскую активность пять сегментов: электроника, автотовары, топливо, цветы, спортивные товары. К примеру, за 9 месяцев 2023 года россияне приобрели электроники на 36 млрд. рублей, что на 25% больше, чем в 2022 году. Спрос на цветы увеличился на 16%, на автотовары на 21%, а спортивные товары стали покупать на 12% чаще.

Позитивные тенденции также в сфере медицины – выручка частных медицинских центров и клиник в 2023 году выросла более чем на 100%. Выросли и показатели заведений общественного питания – например, в октябре 2023 года выручка на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

В бьюти-индустрии дела идут значительно хуже – доходы салонов красоты на 50% в связи с тем, что многие бьюти-мастера становятся самозанятыми и принимают клиентов в частном порядке по более низкой цене.

Потребительский спрос и покупательская способность в 2024 году продолжают расти. Но при этом малый бизнес всё еще сталкивается с большим количеством сложностей и не всегда может побороться за интерес аудитории с бизнес-гигантами в своей сфере. Давайте разберёмся, какие трудности осложняют жизнь малому бизнесу в этом году.

Подбор и удержание персонала

Проблема, с которой сталкивается большинство владельцев малого и среднего бизнеса, – подбор персонала. Во всех секторах бизнеса – от туризма и ритейла до производства и строительства – почти каждый работодатель озабочен сложностями с подбором нужных людей с необходимыми навыками. Но проблема найма – это только верхушка айсберга. Средняя текучесть кадров в России достигла 37% в 2024 году. И работодателям приходится вкладывать всё больше средств в обучение, развитие и удержание сотрудников.

Что делать?

Чтобы решить проблему дефицита кадров, нужно сосредоточиться на стратегическом привлечении талантов, инвестировать в программы обучения сотрудников, развивать позитивную корпоративную культуру на рабочем месте. Это поможет не только удерживать квалифицированных специалистов, но и повышать бизнес-показатели за счет большей вовлечённости в работу.

Например, сеть продуктовых магазинов «Жизньмарт» регулярно выпускает для сотрудников. В нём публикуются новости компании, истории из жизни специалистов, а также достижения команды, не связанные с рабочими процессами: волонтёрские проекты, активизм, участие в спортивных мероприятиях и т.д. Новости компании также можно узнать из корпоративного Telegram-канала. А ещё компания постоянно делится с коллегами актуальным «индексом счастья» по сети магазинов.



Вы тоже можете оценивать удовлетворённость сотрудников и узнавать, есть ли необходимость улучшить работу с вовлечённостью и мотивацией. Один из наиболее удобных способов сделать это – провести пульс-опросы или развёрнутые интервью с сотрудниками.

Кадровый кризис и высокая конкуренция заставили владельцев малого и среднего бизнеса обратить внимание на программы заботы о сотрудниках. Так, в 2023 году представители МСП стали чаще ДМС своим сотрудникам. Кроме того, в 2023 году интерес российских предпринимателей к well-being программам на 58%, а самыми популярными «бонусами», помимо ДМС, стали консультации психологов и поддержка здорового образа жизни.

Построение доверия к компании и бренду

Доверие – при выборе бренда для 9 из 10 потребителей. Значение работы с репутацией понимают большинство руководителей – 87% топ-менеджеров решение репутационных проблем более значимым, чем стратегические риски.

При этом выстроить доверительные отношения с потенциальными покупателями с каждым годом становится труднее. Например, люди уже не так охотно доверяют рекламе и отзывам – в 2023 году с «накрученными» отзывами в интернете более половины пользователей.

Что делать?

Изучайте отзывы на всех возможных платформах – на сайтах-отзовиках, в социальных сетях, в геосервисах. Собирайте и структурируйте обратную связь – это поможет увидеть, с какими проблемами ваши клиенты сталкиваются чаще всего, а значит, и позволит сделать работу над ошибками.

Чтобы клиенты чувствовали внимание к своим потребностям, оперативно отвечайте на каждый оставленный отзыв. Обращайтесь к человеку по имени, откажитесь от шаблонных ответов и проявите заинтересованность. В таком случае вероятность, что клиент вернётся к вам снова, значительно возрастает.

С особым вниманием отнеситесь к отработке негатива. Если вы используете специализированные сервисы, то можете «перехватить» отрицательные мнения до того, как они попадут в публичное поле. В случае, если негативный отзыв уже опубликован, не вступайте в полемику, а постарайтесь максимально быстро решить проблему клиента.


Пример отработки негатива от «Рокетбанка»

К примеру, после уточнения всех деталей, проинформируйте его о принятом решении: как изменится ситуация, какое наказание понесут сотрудники, какие бонусы и специальные предложения покупатель может получить в качестве компенсации. Такой подход позволит сохранить отношения с большинством клиентов, которые остались недовольны продуктом или услугой.

Кроме того, это позволит продемонстрировать вашу заинтересованность в улучшении клиентского сервиса и открытость для новых предложений потенциальным клиентам, которые изучают профиль компании перед покупкой.

Экономическая неопределённость и убывающий потребительский спрос

Доходы людей растут не так быстро, как цены на товары и услуги. Поэтому потребительский спрос в некоторых нишах стал заметно снижаться. Локальному бизнесу приходится конкурировать с давно узнаваемыми брендами и более крупными компаниями, которые вкладывают значительные средства в рекламу и продвижение, предлагают выгодные скидки и акции.

В связи с инфляцией и ростом производственных затрат, и те, и другие ищут способы оптимизировать свои расходы. Согласно , около 81% брендов планируют повысить цены на свои товары и услуги, или уже сделали это. А значит, им необходимо чётко определить и донести до потенциальных покупателей ценность своего продукта, чтобы сохранить клиентскую базу.

Что делать?

Многие компании запускают новые продукты в более высоком ценовом сегменте, вместо того, чтобы поднять цены на существующие позиции. Другие больше работают с долгосрочной лояльностью, «замораживая» текущие цены и запуская бюджетные линейки. А некоторые более активно инвестируют в коммуникации с клиентами, рассчитывая, что эти действия окупятся в будущем.

Чтобы начать действовать, необходимо проанализировать предложения конкурентов и разработать собственную бизнес-стратегию. Вот несколько примеров, которые могут стать основой вашего антикризисного плана:
  • Создавайте комплексные предложения. Упакуйте «созвучные» продукты в комбо-пакеты и предлагайте их клиентам по более низкой цене. Установите срок проведения акции. Это позволит увеличить средний чек и привлечь внимание людей к тем позициям, которые пользовались меньшим спросом. К примеру, в барбершопах часто предлагают комплекс услуг – стрижка плюс оформление бороды, усов или бровей.

  • Сохраняйте цены на дорогие товары, но сократите количество или объём. Например, можно сделать порции блюд в заведении чуть меньше или продавать косметические средства в салонах красоты в упаковках меньшего размера. Этот ход многим ресторанам преодолеть пик инфляции и удержать клиентов. А в России с предложением ввести вариативные порции блюд в 2021 году даже Союз потребителей, который агитировал за возможность покупателя самостоятельно выбирать размер порции.

  • Пересмотрите линейку продуктов. Проанализируйте, какие позиции продаются лучше других, а какие приносят только убытки. Подумайте, можно ли изменить ситуацию и сделать их прибыльными. Если это невозможно, откажитесь от нерентабельных продуктов.

  • Практикуйте коллаборации. К примеру, можно запустить совместный проект с вашими коллегами, которые также ведут локальный бизнес поблизости. Более 71% покупателей коллаборации брендов, а кросс-промо мотивируют совершить покупку в случае, если у рекомендуемой компании хорошая репутация. Так, летом 2023 года сеть ресторанов «Океан» с центром йоги «Прана» и создала специальное меню с полезными блюдами из овощей, морепродуктов и индийских специй. При заказе блюд из особого меню, клиенты могли купить абонемент в центр йоги за полцены.

Проблемы с поиском новых клиентов

В 2022 году несколько популярных социальных сетей были заблокированы в России. В связи с этим цена на рекламу в поисковиках и активных соцсетях значительно выросла, и многие компании малого бизнеса испытывают трудности с поиском и развитием новых каналов продвижения.

Что делать?

Переведите фокус внимания на бесплатные доступные инструменты. Так, одним из главных каналов для привлечения новых клиентов стали геосервисы. Сегодня «Яндекс Карты» геосервисом в России, которым ежедневно пользуются более 1,5 млн. человек. Они смотрят рейтинг компаний, ищут салон красоты или стоматологию рядом с домом, выбирают, куда сходить на бизнес-ланч неподалёку от работы и, конечно, изучают отзывы.

Любая компания может создать аккаунт на «Яндекс Картах» и получать органический трафик. Кроме того, сервис позволяет выстраивать полноценную систему коммуникации с клиентами. В профиле можно публиковать посты об актуальных предложениях, постить сторис от лица амбассадоров бренда и размещать пользовательский контент, чтобы повысить лояльность незнакомой с вами аудитории.

Также не стоит игнорировать геосервис 2ГИС, в котором уже зарегистрировано около 4 млн. компаний из более чем 400 городов 11 стран мира. Ежемесячно платформой пользуются почти 50 миллионов человек.

Помимо работы над привлечением новых клиентов, которое в пять раз дороже, стоит сконцентрироваться на удержании существующей клиентской базы. В этом вопросе помогут регулярные рассылки в WhatsApp. С их помощью вы сможете запрашивать обратную связь, напоминать о предстоящей записи, оповещать клиентов о специальных предложениях и новых продуктах. Именно персонализированное общение позволяет строить крепкие связи с клиентами в 2024 году.

Выгорание

Эксперты ВОЗ , что владельцы бизнеса особенно подвержены выгоранию и депрессии. Это связано с высоким уровнем ответственности и постоянной вовлечённостью в рутинные процессы. Распознать выгорание можно по трём признакам: чувство истощения или изнеможения, эмоциональная отстранённость и негативное отношение к работе, ощущение собственной неэффективности и обесценивание профессиональных достижений.

Что делать?

  • Делегируйте задачи. Распределяйте ответственность между профильными специалистами, например, передайте ведение бухгалтерского учёта и реализацию маркетингового плана сотрудникам.

  • Празднуйте победы. Начните концентрироваться на достижениях, даже самых маленьких. Это поможет сохранять позитивный настрой и заряжаться энергией для более продуктивной работы.

  • Внедряйте инновации. Автоматизируйте рутинные процессы, чтобы повысить скорость и точность решения повторяющихся задач. Автоматизация также уменьшает количество ошибок, что положительно сказывается на производительности и доходности.

  • Практикуйте нетворкинг. Активно заводите новые контакты – знакомьтесь с другими предпринимателями, присоединяйтесь к местным бизнес-сообществам, участвуйте в отраслевых мероприятиях. Общение позволит чувствовать себя частью комьюнити, узнавать о трендах и перенимать опыт успешных коллег для своего бизнеса и личной эффективности.


 
  • Теги
    малый бизнес подбор персонала удержание персонала
  • Сверху Снизу