Я не параноик или сторонник теории заговора. Но я внимательно читаю пользовательские соглашения и если они меня чем-то не устраивают, то просто не пользуюсь такими сервисами. На моем смартфоне почти нет приложений, а операционная система не обновлялась годами.
Что может быть проще, чем “Принять условия” и получить доступ к современному мобильному банкингу, интернет-шопингу, государственным услугам, каршерингу и многому другому. Но я решил сделать небольшой эксперимент. В его результате вскрылись довольно любопытные подробности.
(Суть эксперимента и его результаты будут описаны ниже, в разделе 6)
Ни для кого ни секрет, что доступ к персональным данным граждан уже есть у многих государственных и частных учреждений и они необходимы для осуществления комфортной жизнедеятельности онлайн – шоппинг, заказ такси, финансовые переводы или оформление сделок.
Для получения некоторых общедоступных услуг достаточно адреса и имени, а некоторые требуют раскрытия паспортных данных, фотографии пользователя и многого другого. Технически в момент получения услуги эта информация передается с мобильного устройства на сервера оператора услуги и третьих лиц, а также хранится там в течение некоторого времени.
Возможная цепочка передачи персональных данных
С этого момента начинается самое интересное, рассмотрим по пунктам:
Но как правило операторы услуг не заинтересованы в ограничении своих полномочий узким кругом минимально необходимых сведений и узким периметром использования. Активное развитие экосистем (например, банк + маркетплейс + доставка) стимулирует закладывать в пользовательское соглашение максимально разрешительные меры и зачастую содержит все или некоторые из следующих пунктов:
Название оператора скрыто во избежании анти-рекламы
Изучить полностью все условия соглашения довольно сложно, учитывая размытость некоторых формулировок, многочисленные пересылки на зависимые документы, "матрешки" и прочие юридические хитрости. Но понимать его условия критически важно, поскольку соглашаясь со всеми условиями пользователи добровольно и легитимно передают права на свои персональные данные зачастую плохо определенному кругу лиц.
Давайте теперь поговорим о последствиях (прямых и косвенных) такого решения.
Учитывая длинную цепочку передачи персональных данных между операторами, партнерами и третьими лицами вероятность сохранения максимального уровня защиты на всех узлах цепочки кратно понижается с увеличением длины такой цепочки. Помимо прочего, некоторые участники процесса обработки могут претерпевать реорганизации, поглощения, банкротства и проконтролировать своевременное удаление данных в случае прекращения оказания услуг становится практически невозможным для пользователя.
Конечно это лишь наиболее яркие примеры использования персональных данных. Современные технологии обработки больших данных и машинного обучения открывают практически безграничные возможности по анализу паттернов поведения пользователей, формирования вкусовых предпочтений, а в некоторых случаях даже де-анонимизации субъектов персональных данных по косвенным признакам (например, уже сейчас с некоторой точностью можно идентифицировать пользователей опираясь только на косвенные признаки, содержащиеся в паттернах онлайн активности).
Таким образом не только информация непосредственно идентифицирующая пользователя, но и элементы цифрового следа становятся частью персональных данных, что делает выработку подходов к ее защите гораздо сложнее не только для самого пользователя, но и для организаций, обладающих такими данными.
Для этого существуют различные уловки и приемы, стимулирующие пользователей безоговорочно принимать разрешительные условия обновленных пользовательских соглашений. Приведем пару простых примеров:
Ограничение доступа к некоторым функциям только через мобильное приложение
Иными словами, пользователь вынужден скачивать мобильное приложение и принимать дополнительные пользовательские соглашения, поскольку удобная функция просто не реализована в веб-интерфейсе и требует посещения офлайн-офиса компании.
Например, подключение системы быстрых платежей или оформление самозанятости в одном из крупных банков доступно только в мобильном приложении и не реализовано в веб-интерфейсе. С первого взгляда это выглядит как забота о пользователях, ведь установка мобильного приложения открывает доступ к новому уровню услуг и комфорта. Но с другой стороны пользователи становятся заложниками оператора услуг и вынуждены принимать дополнительные разрешительные условия даже не отдавая себе в этом полного отчета.
Инструкция по оформлению самозанятости через мобильное приложение
Название оператора услуги скрыто во избежании анти-рекламы
Принудительные обновления, повышающие разрешительный характер пользовательского соглашения, без которых невозможно дальнейшее пользование сервисами
Например, вам пришла новая версия приложения, сайта или операционной системы, которая полностью заменяет более недоступную старую версию и для продолжения использования вы вынуждены принять новые условия.
Пример пользовательского соглашения на веб-портале сотового оператора
Название оператора и цветовая гамма изменена во избежании анти-рекламы
Такие приемы кратно повышают извлекаемость персональных данных из пользователей, поскольку после первичного привыкания к тем или иным сервисам или услугам пользователи послушно устанавливают любые обновления и дополнения, требующие дополнительных разрешений. К тому же, по закону подлости обновления приходят в самый неподходящий момент (когда вызываешь такси на морозе или стоишь в очереди в магазине), что делает осознанное и внимательное изучение дополнительных условий практически невозможным.
Я пытался изо всех сил, но результат эксперимента оказался довольно плачевным, поскольку мне пришлось отказаться от:
Я не исключаю, что мои персональные данные все равно попадают(или уже попали) в руки третьим лицам менее законными способами, но по крайней мере в таком случае они рискуют рано или поздно понести за это некую ответственность (хочется в это верить).
Я не сторонник запретительных мер и жестких ограничений. Во всем нужна разумная и системная работа по формированию благоприятного онлайн пространства, исключающего злоупотребление низкой информационной и юридической грамотностью населения со стороны технологических гигантов. Но пока мы сами не осознаем личную ответственность и важность такой работы, никто за нас этим заниматься не будет.
Но если оставить в стороне глобальные вопросы, хочется обратиться к неравнодушным гражданам цифрового пространства с одной небольшой просьбой.
Поскольку изучение пользовательских соглашений это долгая и трудозатратная работа непосильная одному человеку, если вы не против принести пользу онлайн-сообществу и внести свой вклад в формирование цифрового равноправия, прочитайте пожалуйста внимательно пользовательское соглашение вашего любимого приложения или сервиса и пришлите краткую выдержку в формате аналогичном
Вместе мы можем оценить уровень информационных аппетитов операторов различных ИТ-услуг и возможно помочь им пересмотреть свои политики по работе с персональными данными в лучшую сторону.
Всем удачной трудовой недели и безоблачного цифрового пространства!
Что может быть проще, чем “Принять условия” и получить доступ к современному мобильному банкингу, интернет-шопингу, государственным услугам, каршерингу и многому другому. Но я решил сделать небольшой эксперимент. В его результате вскрылись довольно любопытные подробности.
(Суть эксперимента и его результаты будут описаны ниже, в разделе 6)
Ни для кого ни секрет, что доступ к персональным данным граждан уже есть у многих государственных и частных учреждений и они необходимы для осуществления комфортной жизнедеятельности онлайн – шоппинг, заказ такси, финансовые переводы или оформление сделок.
Для получения некоторых общедоступных услуг достаточно адреса и имени, а некоторые требуют раскрытия паспортных данных, фотографии пользователя и многого другого. Технически в момент получения услуги эта информация передается с мобильного устройства на сервера оператора услуги и третьих лиц, а также хранится там в течение некоторого времени.
С этого момента начинается самое интересное, рассмотрим по пунктам:
1. Что содержится в пользовательском соглашении (кратко и простыми словами)
В первую очередь оператор должен получить согласие на обработку и передачу данных. Вся соль заключается в объеме этих данных и контуре их распространения. Даже для оказания таких повседневных услуг, как мобильный банкинг или каршеринг данные необходимо передать третьим лицам. Оператор каршеринга должен передать ваши данные в страховую компанию, а при оформлении кредита банки могут передать сведения коллекторским агентствам или другим учреждениям.Но как правило операторы услуг не заинтересованы в ограничении своих полномочий узким кругом минимально необходимых сведений и узким периметром использования. Активное развитие экосистем (например, банк + маркетплейс + доставка) стимулирует закладывать в пользовательское соглашение максимально разрешительные меры и зачастую содержит все или некоторые из следующих пунктов:
- Согласие на обработку и передачу данных непосредственному оператору услуги
- Согласие на передачу данным дочерним и партнерским организациям, третьим лицам (список может быть открытым и изменяться без уведомления пользователя)
- Согласие на предоставление дополнительных информационных и рекламных услуг, для т.н. "улучшения(блин!) качества обслуживания"
- Срок хранения и порядок удаления данных (как правило для удаления данных требуется оформление письменного заявления)
Изучить полностью все условия соглашения довольно сложно, учитывая размытость некоторых формулировок, многочисленные пересылки на зависимые документы, "матрешки" и прочие юридические хитрости. Но понимать его условия критически важно, поскольку соглашаясь со всеми условиями пользователи добровольно и легитимно передают права на свои персональные данные зачастую плохо определенному кругу лиц.
Давайте теперь поговорим о последствиях (прямых и косвенных) такого решения.
2. Где физически будут храниться данные
В соответствии с ФЗ-242 от 1 сентября 2015 года все данные должны храниться на серверах РФ и большинство крупных компаний используют собственные датацентры в соблюдении данного требования. Менее крупные компании вынуждены арендовать вычислительные сервера у поставщиков и облачных провайдеров в РФ. Несмотря на развитие таких провайдеров в России их масштабы, надежность и ценовая политика еще не позволяет конкурировать с крупными гигантами как AWS, Google Cloud или DigitalOcean. Поэтому для мелких ИТ-компаний становится экономически более выгодно пользоваться зарубежными облачными услугами из соображений надежности и экономической рентабельности. Конечно, это не означает, что персональные данные сразу становятся доступны иностранным компаниям, но повышает технологическую зависимость от иностранных игроков.3. Как обеспечивается сохранность данных
Для обеспечения безопасности и сохранности данных в цифровом пространстве существует целый спектр мер, подходов и алгоритмов. Среди них криптография, антивирусы, брандмауэры, системы резервирования данных и многое другое. Грамотное применения полного комплекса мер требует наличия в компании высококвалифицированных ИБ-специалистов, регулярный аудит, мониторинг и предотвращение возникающих и перспективных угроз. Естественно, далеко не каждой ИТ компании под силу обеспечить весь спектр существующих мер защиты данных и с целью оптимизации затрат могут применяться только самые обязательные меры.Учитывая длинную цепочку передачи персональных данных между операторами, партнерами и третьими лицами вероятность сохранения максимального уровня защиты на всех узлах цепочки кратно понижается с увеличением длины такой цепочки. Помимо прочего, некоторые участники процесса обработки могут претерпевать реорганизации, поглощения, банкротства и проконтролировать своевременное удаление данных в случае прекращения оказания услуг становится практически невозможным для пользователя.
4. Какую ценность представляют данные для третьих лиц и злоумышленников
А почему вообще так много желающих обрабатывать персональные данные и что с ними можно сделать? Давайте попробуем рассмотреть наиболее популярные варианты использования персональных данных в глобальном масштабе и их влияние на каждого отдельного пользователя.Сценарий | Содержание данных | Пример использования | Влияние на субъекта ПД |
Изучение потребительских трендов | Демографические данные (пол, возраст и пр.) | Показ контекстной рекламы товаров и услуг на основе трендов в поло-возрастной группе пользователя | Минимальное |
Персонализация услуг и сервисов | История онлайн-активности (поисковые запросы, покупки и пр.) | Индивидуальное предложение скидок и акций релевантных интересам конкретного пользователя | Среднее |
Навязчивая реклама | История офлайн-активности (оформление страховок, ОСАГО, получение гос. услуг и пр.) | - После покупки ОСАГО вам названивают сотни компаний-партнеров с предложением продлить страховку именно у них - После оформления ИП вам звонят банки с предложениями финансовых услуг (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
) | Высокое |
Мошенничество | ФИО, контактные данные, место жительства | После утечки данных через коллекторское агентство у клиентов банка под видом налоговой инспекции выманивают крупные суммы денег (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
про утечку,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
про мошенников) | Крайне высокое |
Таким образом не только информация непосредственно идентифицирующая пользователя, но и элементы цифрового следа становятся частью персональных данных, что делает выработку подходов к ее защите гораздо сложнее не только для самого пользователя, но и для организаций, обладающих такими данными.
5. Грязные приемы
Допустим некоторый человек не хочет принимать обновленные условия пользования, на что тогда идут операторы услуг, чтобы заставить пользователей принять новые правила игры?Для этого существуют различные уловки и приемы, стимулирующие пользователей безоговорочно принимать разрешительные условия обновленных пользовательских соглашений. Приведем пару простых примеров:
Ограничение доступа к некоторым функциям только через мобильное приложение
Иными словами, пользователь вынужден скачивать мобильное приложение и принимать дополнительные пользовательские соглашения, поскольку удобная функция просто не реализована в веб-интерфейсе и требует посещения офлайн-офиса компании.
Например, подключение системы быстрых платежей или оформление самозанятости в одном из крупных банков доступно только в мобильном приложении и не реализовано в веб-интерфейсе. С первого взгляда это выглядит как забота о пользователях, ведь установка мобильного приложения открывает доступ к новому уровню услуг и комфорта. Но с другой стороны пользователи становятся заложниками оператора услуг и вынуждены принимать дополнительные разрешительные условия даже не отдавая себе в этом полного отчета.
Инструкция по оформлению самозанятости через мобильное приложение
Принудительные обновления, повышающие разрешительный характер пользовательского соглашения, без которых невозможно дальнейшее пользование сервисами
Например, вам пришла новая версия приложения, сайта или операционной системы, которая полностью заменяет более недоступную старую версию и для продолжения использования вы вынуждены принять новые условия.
Пример пользовательского соглашения на веб-портале сотового оператора
Такие приемы кратно повышают извлекаемость персональных данных из пользователей, поскольку после первичного привыкания к тем или иным сервисам или услугам пользователи послушно устанавливают любые обновления и дополнения, требующие дополнительных разрешений. К тому же, по закону подлости обновления приходят в самый неподходящий момент (когда вызываешь такси на морозе или стоишь в очереди в магазине), что делает осознанное и внимательное изучение дополнительных условий практически невозможным.
6. Суть эксперимента
Теперь вернемся к эксперименту, о котором я упомянул в самом начале. Его суть довольно проста – проверить, возможно ли на легальных основаниях отказаться от передачи своих персональных данных третьим лицам и при этом на равноправных условиях продолжать пользоваться всеми современными цифровыми услугами (шопинг, сотовая связь, финансы, гос. услуги транспорт и пр.)Я пытался изо всех сил, но результат эксперимента оказался довольно плачевным, поскольку мне пришлось отказаться от:
- Мобильного банка (вместо этого только веб-версия)
- Онлайн-кабинета сотового оператора (приходилось сначала звонить в службу поддержки для отключения тех или иных услуг, а потом поменять оператора)
- Оформления самозанятости онлайн (необходимость идти в налоговую пешком)
- Каршеринга (во всех условиях была прописана возможность передачи данных третьим лицам с целью предоставления информационных и/или иных услуг)
- Список продолжает пополняться
Я не исключаю, что мои персональные данные все равно попадают(или уже попали) в руки третьим лицам менее законными способами, но по крайней мере в таком случае они рискуют рано или поздно понести за это некую ответственность (хочется в это верить).
7. Последствия и меры
В сухом остатке, мы имеем полную девальвацию термина персональные данные. Постоянные сообщения об утечках и отсутствие каких-либо санкций в отношении виновных операторов (кроме скромных сообщений о проведении внутренних расследований) заставляют нас привыкать и равнодушно относиться к таким новостям. А ежедневные рекламные спам-звонки давно стали нормой. Во всем этом отчасти виноваты сами пользователи слепо раздающие свои данные налево и направо и не задумываясь о возможных последствиях. Но с другой стороны и ответственность операторов за бесконтрольное распространения такого критически важного информационного актива как персональные данные граждан возможно требует существенного пересмотра.Я не сторонник запретительных мер и жестких ограничений. Во всем нужна разумная и системная работа по формированию благоприятного онлайн пространства, исключающего злоупотребление низкой информационной и юридической грамотностью населения со стороны технологических гигантов. Но пока мы сами не осознаем личную ответственность и важность такой работы, никто за нас этим заниматься не будет.
8. Что делать-то?
Очевидно, что полностью отказаться от цифровых услуг в современном мире невозможно. Но как минимум стоит обозначить границы цифрового равноправия. Иными словами, законно ли ущемление цифровых прав граждан, отказавшихся от передачи своих персональных данных “с целью получения информационных и рекламных услуг третьим лицам”. Если да, то представляется необходимым обеспечить дублирование таких услуг в офлайне для сохранения одинаковых прав как прогрессивно-цифровых так и консервативно-традиционных групп граждан.Но если оставить в стороне глобальные вопросы, хочется обратиться к неравнодушным гражданам цифрового пространства с одной небольшой просьбой.
Поскольку изучение пользовательских соглашений это долгая и трудозатратная работа непосильная одному человеку, если вы не против принести пользу онлайн-сообществу и внести свой вклад в формирование цифрового равноправия, прочитайте пожалуйста внимательно пользовательское соглашение вашего любимого приложения или сервиса и пришлите краткую выдержку в формате аналогичном
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
(что допускается и что ограничивается в условиях пользовательского соглашения) автору статьи любым доступным способом. А если у вас нет времени читать соглашение целиком, просто присылайте скриншоты наиболее нелепых и бессовестных условий в комментариях или личных сообщениях.Вместе мы можем оценить уровень информационных аппетитов операторов различных ИТ-услуг и возможно помочь им пересмотреть свои политики по работе с персональными данными в лучшую сторону.
Всем удачной трудовой недели и безоблачного цифрового пространства!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация