Мичман
Опытный
Страховщики, работающие на рынке ОСАГО, не делают скидку за безаварийную езду. Такова наиболее распространенная жалоба автомобилистов в Центробанк. Об этом свидетельствует статистика регулятора рынка страхования за I квартал 2018 года, с которой ознакомились "Известия". Правозащитники полагают, что страховщики намеренно уклоняются от скидок, не желая терять выручку. Сами страховщики ссылаются на ошибки в электронной базе союза страховщиков.
По итогам I квартала 2018 года Центробанк получил 13,4 тыс. жалоб граждан на страховщиков, продающих ОСАГО. Наибольшие проблемы у клиентов вызывает отсутствие либо неправильное начисление предусмотренных законом скидок по ОСАГО — 42% от всех обращений (5,5 тыс. жалоб). На втором месте по недовольству россиян системой ОСАГО — проблемы с продажей полиса через сайты страховщиков — 16,3% обращений (2,2 тыс. жалоб), на третьей строчке — общее недовольство работой страховщиков (9%, или 1,2 тыс. жалоб), которое ЦБ объединил пунктом "прочие".
Скидки за безаварийную езду, как и увеличение тарифа, рассчитываются страховщиками по единой методике коэффициентов "бонус-малус" (КБМ). Последняя существует в виде особой электронной базы, куда страховщики заносят все данные о страхователях и договорах ОСАГО. Контроль над КБМ осуществляет Российский союз страховщиков (РСА) — на запрос "Известий" там не ответили. Тем не менее в ЦБ проблемы со скидками в "автогражданке" считают "значительными".
— Жалобы граждан на неверный расчет КБМ составляют значительную часть среди общего количества обращений, поступающих в Банк России в отношении страховых компаний. По каждому обращению Центробанк проводит проверку и при необходимости исправляет значение КБМ. Результаты анализа обращений показывают, что "коэффициент" подлежит исправлению в 90% случаев, — сообщили "Известиям" в пресс-службе ЦБ.
По мнению регулятора, такая ситуация объясняется сравнительно недавним установлением контроля над базой КБМ союзом страховщиков. До этого своя база была у каждой страховой компании. Это приводило к накоплению ошибок. В ЦБ сообщили, что с марта 2017 года процесс верификации КБМ на основании запросов граждан запущен через Центр сбора и обработки обращений граждан в городе Владимире.
Сами страховщики считают, что причиной отказов в скидке могут быть технические ошибки в общей базе союза.
— Если ранее в базе РСА были загружены неверные значения КБМ по определенным страхователям, то и ответ на запрос КБМ со стороны РСА будет неверным. Неверный ответ может приходить в том числе и при несвоевременной отправке данных в РСА при смене документа у водителя или собственника, а также при изменении ФИО, — рассказали в пресс-службе страховой компании МАКС.
В том случае, если водитель не согласен с КБМ, ему достаточно написать заявление в свою страховую компанию или в ту компанию, где он планирует оформить полис, пояснил "Известиям" руководитель Центра контроля качества группы "Ренессанс страхование" Алексей Образцов. Если компания не находит технической ошибки у себя, она формирует запрос в РСА, в течение пяти рабочих дней союз страховщиков проводит проверку и высылает корректное значение коэффициента или же подтверждение, что коэффициент был верным, добавил он.
Обязанность корректно вводить данные в свою систему лежит на страховщиках, но они этим злоупотребляют ради собственной выгоды, убежден автомобильный эксперт Сергей Иванов. По его словам, ни один страховщик никогда не откажет клиенту в скидке по каско, потому что это добровольная рыночная услуга. А с обязательным ОСАГО — такие истории сплошь и рядом, отметил он. Страховщики теряют прибыль на скидках, поэтому им выгодны ошибки в КБМ, пояснил Сергей Иванов.
Вторая по массовости жалоб проблема ОСАГО — невозможность заключить договор через интернет. С прошлого года все страховые компании были обязаны наладить бесперебойную работу е-ОСАГО. В ЦБ отмечают, что чаще всего граждане жалуются на отсутствие возможности заключить договор в электронном виде из-за переадресации на сайт другой страховой компании, хотя это и допускается правилами профессиональной деятельности. Также заявители жалуются на то, что их данные не прошли проверку в РСА и в связи с этим заключить договор не удалось. Кроме того, граждане сталкиваются со сбоями и длительным ожиданием во время заполнения заявления либо сбоями на этапе расчета страховой премии и ее оплаты.
— Анализ структуры обращений, поступивших в Банк России, показывает наличие большого количества вопросов у граждан, связанных с непониманием особенностей заключения договора ОСАГО в электронном виде, что свидетельствует о недостаточном уровне финансовой грамотности населения. Все указанные в обращениях факты проверяются, и в случае выявления нарушений со стороны страховых компаний к ним применяются меры реагирования — предписания и штрафы, — подчеркнули в ЦБ.
Компании "Росгосстрах", "Ресо", "Ингосстрах", ВСК, "Согласие", "Ренессанс", "Югория", "Уралсиб" на запрос "Известий" не ответили. В МАКСе считают, что сбои при покупке е-ОСАГО вызваны сложностью механизма проверок, загруженностью базы РСА и резко возросшими нагрузками на корпоративные информационные системы страховщиков.
По итогам I квартала 2018 года Центробанк получил 13,4 тыс. жалоб граждан на страховщиков, продающих ОСАГО. Наибольшие проблемы у клиентов вызывает отсутствие либо неправильное начисление предусмотренных законом скидок по ОСАГО — 42% от всех обращений (5,5 тыс. жалоб). На втором месте по недовольству россиян системой ОСАГО — проблемы с продажей полиса через сайты страховщиков — 16,3% обращений (2,2 тыс. жалоб), на третьей строчке — общее недовольство работой страховщиков (9%, или 1,2 тыс. жалоб), которое ЦБ объединил пунктом "прочие".
Скидки за безаварийную езду, как и увеличение тарифа, рассчитываются страховщиками по единой методике коэффициентов "бонус-малус" (КБМ). Последняя существует в виде особой электронной базы, куда страховщики заносят все данные о страхователях и договорах ОСАГО. Контроль над КБМ осуществляет Российский союз страховщиков (РСА) — на запрос "Известий" там не ответили. Тем не менее в ЦБ проблемы со скидками в "автогражданке" считают "значительными".
— Жалобы граждан на неверный расчет КБМ составляют значительную часть среди общего количества обращений, поступающих в Банк России в отношении страховых компаний. По каждому обращению Центробанк проводит проверку и при необходимости исправляет значение КБМ. Результаты анализа обращений показывают, что "коэффициент" подлежит исправлению в 90% случаев, — сообщили "Известиям" в пресс-службе ЦБ.
По мнению регулятора, такая ситуация объясняется сравнительно недавним установлением контроля над базой КБМ союзом страховщиков. До этого своя база была у каждой страховой компании. Это приводило к накоплению ошибок. В ЦБ сообщили, что с марта 2017 года процесс верификации КБМ на основании запросов граждан запущен через Центр сбора и обработки обращений граждан в городе Владимире.
Сами страховщики считают, что причиной отказов в скидке могут быть технические ошибки в общей базе союза.
— Если ранее в базе РСА были загружены неверные значения КБМ по определенным страхователям, то и ответ на запрос КБМ со стороны РСА будет неверным. Неверный ответ может приходить в том числе и при несвоевременной отправке данных в РСА при смене документа у водителя или собственника, а также при изменении ФИО, — рассказали в пресс-службе страховой компании МАКС.
В том случае, если водитель не согласен с КБМ, ему достаточно написать заявление в свою страховую компанию или в ту компанию, где он планирует оформить полис, пояснил "Известиям" руководитель Центра контроля качества группы "Ренессанс страхование" Алексей Образцов. Если компания не находит технической ошибки у себя, она формирует запрос в РСА, в течение пяти рабочих дней союз страховщиков проводит проверку и высылает корректное значение коэффициента или же подтверждение, что коэффициент был верным, добавил он.
Обязанность корректно вводить данные в свою систему лежит на страховщиках, но они этим злоупотребляют ради собственной выгоды, убежден автомобильный эксперт Сергей Иванов. По его словам, ни один страховщик никогда не откажет клиенту в скидке по каско, потому что это добровольная рыночная услуга. А с обязательным ОСАГО — такие истории сплошь и рядом, отметил он. Страховщики теряют прибыль на скидках, поэтому им выгодны ошибки в КБМ, пояснил Сергей Иванов.
Вторая по массовости жалоб проблема ОСАГО — невозможность заключить договор через интернет. С прошлого года все страховые компании были обязаны наладить бесперебойную работу е-ОСАГО. В ЦБ отмечают, что чаще всего граждане жалуются на отсутствие возможности заключить договор в электронном виде из-за переадресации на сайт другой страховой компании, хотя это и допускается правилами профессиональной деятельности. Также заявители жалуются на то, что их данные не прошли проверку в РСА и в связи с этим заключить договор не удалось. Кроме того, граждане сталкиваются со сбоями и длительным ожиданием во время заполнения заявления либо сбоями на этапе расчета страховой премии и ее оплаты.
— Анализ структуры обращений, поступивших в Банк России, показывает наличие большого количества вопросов у граждан, связанных с непониманием особенностей заключения договора ОСАГО в электронном виде, что свидетельствует о недостаточном уровне финансовой грамотности населения. Все указанные в обращениях факты проверяются, и в случае выявления нарушений со стороны страховых компаний к ним применяются меры реагирования — предписания и штрафы, — подчеркнули в ЦБ.
Компании "Росгосстрах", "Ресо", "Ингосстрах", ВСК, "Согласие", "Ренессанс", "Югория", "Уралсиб" на запрос "Известий" не ответили. В МАКСе считают, что сбои при покупке е-ОСАГО вызваны сложностью механизма проверок, загруженностью базы РСА и резко возросшими нагрузками на корпоративные информационные системы страховщиков.