Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В данной публикации я постараюсь кратко изложить права взыскателя и должника, когда они обращаются к приставам. Немногие знают, как себя правильно вести, какие права и обязанности у них есть. Еще меньше людей знает, какие права и обязанности есть у пристава. Парадокс в том, что большинство приставов также не знают своих прав и действуют незаконно.
Права и обязанности всех участников процесса принудительного исполнения регулируется двумя законами: Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
Права (взыскателей и должников):
Права установлены ч.1 ст.50 ФЗ №229. Я не буду приводить весть текст, однако если обобщить и перевести на понятный язык, это бы звучало примерно так:
-сторона вправе прийти и ознакомиться с исполнительным производством в любой приемный день, вне зависимости от желания пристава.
-сторона может приобщать к исполнительному производству любые документы, которые посчитает важными для процесса взыскания.
-сторона вправе принимать непосредственное участие во всех совершаемых исполнительных действиях.
-сторона вправе заявлять письменные ходатайства (просьбы)
-сторона вправе излагать в любой доступной форме свои мысли и замечания к ходу процесса.
-сторона вправе обжаловать действия пристава
Как это происходит на практике
Вы приходите к приставу выяснить, почему полгода никаких известий от пристава, должник не оплачивает задолженность, а сам ездит на хорошем авто и живет в огромном загородном доме. Пристав рассказывает вам о загруженности, говорит, что все запросы разослали и теперь ждут ответа. Показывает вам постановление о возбуждении, вручает его вам под роспись (если не сделал этого ранее) – все это создает видимость его работы. После этого он отправляет вас на «попозже», на какой срок? Зависит от наглости пристава. Может пообещать в дорогу «во всем разобраться и принять меры».
Как это должно быть
Вы приходите к приставам с готовыми ходатайствами. В них вы указываете все важное, формулируете свои просьбы и пожелания. Сдаете ходатайства в канцелярию, на втором экземпляре каждого ходатайства ставите отметку о вручении. Сдаете заявление об ознакомлении с материалами производства (каждый раз, когда приходите). Попав в кабинет, первым делом требуете ознакомить с материалами производства. Фотографируете каждый документ, который есть в деле. Особенное внимание документам под авторством пристава. В таких документах можно найти множество ошибок и опечаток, которые необходимо устранить, в противном случае такими недостатками может воспользоваться противная сторона. После ознакомления, стоит показать приставу, еще лучше оставить (3-и) копии ходатайств, которые вы сдали в канцелярию. Обсудить какие меры будут приняты в рамках ваших ходатайств. Обозначить, что по истечении 13 дней, если не будут предприняты меры, которые вы указали, то вы обратитесь в суд.
Люди зачастую пытаются с приставом договориться, рассказать о своей сложной жизненной ситуации, что у них особый случай, стараются вызвать у приставов какие-то эмоции. Совершенно точно могу вам сказать – для пристава любые устные разговоры и договоренности ни чего не значат и ни к чему не обязывают. Запомните, вы пришли не к приставу, вы пришли в службу! Служба это бездушный государственный механизм, которому нет до вас никакого дела. Приставы прекрасно осведомлены, что устные обращения можно игнорировать, поэтому они никогда вам не посоветуют излагать свои мысли письменно. Единственный способ начать с приставом конструктивный диалог – начать правильно пользоваться правами, которые вам предоставлены законом. Действовать скрупулёзно и последовательно, при необходимости обращаясь в суд и контролирующие органы. Основная ваша задача, дать понять приставу, что ему придется все сделать правильно и в точном соответствии с законом, только тогда можно рассчитывать на его содействие.
В заключение несколько полезных норм:
ФЗ №229 Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве
1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
ФЗ N 118-ФЗ Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций
1. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
2. Судебный пристав обязан не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну.