Нашла коса на камень: как предпринимателю оспорить решение налоговой

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.379
Репутация
11.800
Реакции
62.047
RUB
50
Претензии налоговых служб к предпринимателям нередко становятся для представителей бизнеса неожиданностью.

Но если решение необоснованное или неправомерное, то владельцы бизнеса и юрлица могут оспорить его. Эта норма зафиксирована в Налоговом кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе. О том, какие решения налоговой можно оспорить и как именно действовать в такой ситуации рассказывают эксперты.

Punch.jpg


Какие решения налоговой можно оспорить

Акты налоговых органов ненормативного характера. К ним, например, относятся решения по камеральным и выездным проверкам.

Действия и бездействия должностных лиц налоговой. Оспорить активные действия можно, например, когда налоговый орган не исполняет или нарушает решение суда, вынесенное в пользу налогоплательщика. Пожаловаться на бездействие можно, если инспекция не рассматривает вашу жалобу или не реагирует на обращения.

Протоколы об административных правонарушениях и назначении административного наказания. К примеру, налоговые органы вправе оштрафовать предпринимателя за нарушения в сфере валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ) или за неподачу заявления о признании себя банкротом (ст. 14.13 КоАП РФ).

Доначисления можно признать безнадёжными к взысканию в связи с истечением срока принудительного взыскания. Если налоговый орган нарушает трехлётний срок и списывает в 2024 году налоги за 2020 и ранее, то эти суммы могут быть исключены из недоимки по решению суда.

Нормативные правовые акты ФНС.

Это узкий и специфичный ряд дел, когда налогоплательщики оспаривают в Верховном суде закон, который был к ним применён. Таких дел крайне мало.

Чаще всего оспариваются акты налоговых органов ненормативного характера, а именно решения по налоговым проверкам. Сначала предприниматели обращаются в вышестоящий налоговый орган (административный порядок оспаривания), а затем – в арбитражные суды (судебный порядок оспаривания).

Как оспорить решение налоговой

Оспаривание решения в вышестоящем налоговом органе

Таким органом является управлении ФНС России по региону. Это обязательный этап для споров, в которых предприниматель планирует идти в суд. Подать жалобу можно в течение одного месяца со дня вручения решения инспекции. В этот период решение не вступает в силу, недоимка не взыскивается, деньги не списываются, пока УФНС его не проверит (это занимает от одного до трёх месяцев) и не вынесет своё решение.

Часто вышестоящее управление исправляет решение инспекции и необходимость в судебном оспаривании исчезает.

Если срок в один месяц для подачи жалобы пропущен, то налогоплательщик может обратиться в УФНС в течение года с момента принятия решения инспекцией. Однако тогда инспекция вправе списывать деньги, так как её решение вступит в силу. Пересматривать его законность и необходимость будут уже позже.

Оспаривание в арбитражном суде

Если апелляция в УФНС не помогла, то следующим этапом станет обращение в арбитражный суд. Предприниматель вправе в течение трёх месяцев с момента, когда он узнал о нарушении (например, когда было принято решение УФНС не в его пользу), подать в суд по месту нахождения налогового органа заявление о признании нормативно-правового акта недействительным или действий/бездействий незаконными.

К заявлению прикладываются доказательства, решения инспекции и УФНС и описываются нарушения закона. Протоколы о назначении административного наказания оспариваются в течение десяти рабочих дней с момента вручения.

Жалоба в Центральный аппарат ФНС РФ

Вместе с иском в суд или без него предприниматель может обратиться с жалобой в последнюю инстанцию в ФНС – Центральный аппарат ФНС РФ. Он проверит решение инспекции и управления ФНС на законность и может отменить эти акты.

Жалоба в прокуратуру

Органы прокуратуры передадут жалобу в нужную инстанцию налогового органа, и прекратить незаконные действия/бездействия можно достаточно быстро.

На что обращать внимание при подаче жалоб

Сроки. У налогоплательщика есть один месяц для обращения в управление ФНС с апелляцией; три месяца на обращение в арбитражный суд и 10 рабочих дней на обращение в арбитражный суд, чтобы оспорить административный протокол. Если срок пропущен, в суде нужно доказать уважительные причины его пропуска и попытаться его восстановить. Например, доказать, что документы были отправлены на чужой адрес, не вручены вовремя и т.д.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Для споров с налоговой необходимо сначала обратиться в вышестоящий орган с жалобой – в управление ФНС по региону. Только после принятия жалобы налогоплательщик может обращаться в арбитражный суд, иначе его заявление не примут. Для некоторых категорий дел этот порядок не обязателен, например, административные протоколы обжалуются сразу в суде.

Доказательства. Жалобы в любую инстанцию должны быть обоснованы, а доводы подкреплены письменными доказательствами. Ими могут быть бухгалтерские документы, объяснения сотрудников, договоры, – всё, что доказывает правоту предпринимателя. При обжаловании налогоплательщик должен занимать активную позицию и самостоятельно предоставлять доказательства своей невиновности.

Суды часто занимают сторону налогового органа в таких спорах. На протяжении последних трёх лет порядка 80% судебных споров выигрывала именно налоговая. Такой показатель объясняется обоснованными требованиями к налогоплательщикам и разрешением некоторых споров на досудебной стадии. Однако стоит помнить, что суды не связаны решениями налоговых органов: в арбитражном суде предприниматель и налоговый орган равноправные стороны. Доказательства и факты исследуются судом заново, никакое доказательство налоговой не имеет заранее предопределённой силы для суда. Незаконные решения отменяются и на стадии досудебного обжалования, и в суде.


Как взаимодействовать с налоговой

Во-первых, ни в коем случае не стоит игнорировать требования и вызовы на беседы и допросы в налоговую. Предпринимателю нужно быть в диалоге с налоговым органом, не скрываться и знать, какие претензии возникают к нему или его бизнесу. До стадии налоговой проверки и вынесения решения по её результатам, которое можно обжаловать, налоговая проводит множество допроверочных мероприятий. Это могут быть вызовы руководителя юрлица, рассылка информационных писем, комиссии с участием налогоплательщика. Вместо руководителя или бухгалтера компании взаимодействовать с налоговой могут юристы в качестве представителей этих должностных лиц.

Во-вторых, готовиться к решению и его обжалованию заранее. Если предприниматель проходит выездную или камеральную налоговую проверку, необходимо с момента её назначения вести активный сбор информации и доказательств в вашу пользу. У налоговой есть несколько месяцев или даже лет для проведения выездной проверки, а предприниматель должен будет соблюсти сроки в один и три месяца на обжалование. Подготовку своей позиции не стоит откладывать на последний срок.

В-третьих, не бояться идти во все инстанции с жалобами. Налоговый орган не является для арбитражного суда более сильной стороной, чем предприниматель. Обжаловать в судах решения налоговой – это право предпринимателя, данное ему Налоговым кодексом и Арбитражным процессуальным кодексом. Никаких негативных последствий такое обжалование не несёт, налоговый орган не будет «мстить» за судебный процесс. Даже если решение суда первой инстанции вынесено не в пользу налогоплательщика, можно обратиться в апелляцию и кассацию вплоть до Верховного суда РФ, чтобы донести свою позицию и отменить незаконное решение.


 
  • Теги
    оспорить решение налоговой
  • Сверху Снизу