Налоговая реконструкция. Лучшее - враг хорошего.

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.662
Репутация
11.420
Реакции
60.990
RUB
50
Для многих предпринимателей налоговая реконструкция до сих пор остается не совсем понятным, сугубо юридическим термином.


Чтобы исправить это поясняем: под таким явлением понимается обязанность налогового органа рассчитать ставку налога (или утвердить расчет налогоплательщика) согласно реальным показателям финансово - хозяйственной деятельности при доначислении. В качестве примеров можно привести расчет по налогу на прибыль с учетом расходов на реального поставщика при использовании фирмы – «однодневки», а также доначисление налогов по ОСН в рамках схемы «дробления бизнеса» уже с учетом уплаченных компаниями налогов по льготным режимам налогообложения.

❗ Несмотря на то, что новости о возможности рассчитывать на налоговую реконструкцию в последнее время не очень хорошие (Письмо ФНС от 10.03.2021 БВ-4-7/3060; ( ), есть надежда на изменение ее применения налоговыми органами и судами. Расскажем на примере.

Представим: компания покупает товар через несколько организаций, которые впоследствии признаны налоговым органом фирмами - "однодневками", не имеющими возможности поставлять товар. Доначисляя НДС и налог на прибыль по операциям с ними, проверяющие проявили такое служебное рвение, что даже установили реального продавца (допустим, им оказался производитель на ЕСХН).
Какие же признаки и обстоятельства могут указать на возможность применения налоговой реконструкции по налогу на прибыль (к сожалению, правила статьи 54.1 не позволяют проводить ее по НДС):

✔️ Налогоплательщик не являлся выгодоприобретателем и организатором схемы. Для этого, прежде всего, нужно доказать неподконтрольность "однодневок" покупателю. Однако, налоговые органы зачастую необоснованно привлекают компании к ответственности по п.3 статьи 122 НК РФ и взыскивают 40% штрафа при отсутствии реальных доказательств умысла. Поэтому стоит всеми правдами и неправдами стремиться к изменению квалификации на неосторожное налоговое правонарушение для применения налоговой реконструкции.

✔️ Налоговый орган должен сам установить реального поставщика. Негативная практика отсутствия применения налоговой реконструкции как раз зиждется на отсутствии обязанности проверяющих устанавливать реального контрагента и возложении ее на самого налогоплательщика с целью определения его действительных налоговых обязательств.

➕ Однако, если налоговый орган зашел слишком далеко и все-таки установил такого поставщика (как в нашем примере), то это может служить основанием для применения налоговой реконструкции в силу п.3 статьи 3 НК РФ (у налогоплательщика просто нет возможности сообщить о реальном контрагенте т.к. он уже установлен). Также мы считаем, что рассчитывать на реконструкцию можно даже тогда, когда налоговый орган напрямую не указывает реального поставщика в решении. Для этого может хватить иных доказательств (протоколы допросов; первичные документы; данные о перевозках и т.д.)

✔️ Не лишним будет и проявление должной осмотрительности. Это дополнительно подтвердит непричастность налогоплательщика к умышленной организации схемы.

Надежда на изменение практики по применению налоговой реконструкции появилась в деле № А40-131167/20 (будет рассматриваться в Верховном суде РФ 8 декабря). Здесь пан или пропал: либо налоговая реконструкция будет окончательно забыта, либо появятся новые правила ее регулирования.

Вывод: надежда есть всегда. Рекомендация тоже проста: действовать нужно в любой ситуации, ведь не исключено, что усилия полностью окупятся. В крайнем случае, доказывание вашей непричастности к организации схемы с целью применения налоговой реконструкции позволит вам не только снизить штраф, но и существенно ослабить позиции налогового органа в решении, что может повлечь и полную отмену доначислений.
 
Вывод: надежда есть всегда

И эта надежда может быть вполне оправданной. На прошлой неделе Верховный суд РФ опубликовал полный текст определения по делу № А40-131167/2020, в котором сформулированы определенные условия для применения налоговой реконструкции.

Суть дела:

✔️ ООО "Спецхимпром" заключило в 2014 - 2016 гг. с ООО "Полифлок" и ООО "ХимТрейдинг" договоры поставки эмульгатора. Проверив данные взаимоотношения, налоговый орган посчитал, что указанные компании не могли поставлять товар (являлись фирмами-однодневками) и доначислили НДС и налог на прибыль. При этом, проверяющими был выявлен реальный поставщик товара - АО «НПП «Алтайспецпродукт».

✔️ Налогоплательщик просил применить расчетный метод по налогу на прибыль и НДС с учетом несения им затрат на покупку эмульгатора у данной компании, в чем ему было отказано. Суды трех инстанций полностью согласились с выводами налогового органа. ООО "Спецхимпром" это не устроило, и оно обратилось в Верховный суд РФ, который в своем определении указал следующее:

✅ Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса, противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения выступает одной из целей правового регулирования в данной сфере, реализация которой является необходимой для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения, взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием, исключения произвольного налогообложения.

✅
Налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в размере большем, чем это установлено законом.

✅ Доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет должно осуществляться так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом на получение обоснованной налоговой выгоды.

✅ Применение расчетного метода происходит посредством установления по результатам налоговой проверки, в том числе при содействии самого налогоплательщика, лица, которое фактически производило исполнение по сделке, таким образом, чтобы вывести реально совершенные хозяйственные операции из «теневого» (необлагаемого налогами) оборота и осуществить их полное налогообложение.

✅ Если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, в том числе раскрытые налогоплательщиком - покупателем, позволяющие установить лицо, которое осуществило фактическое исполнение по сделке с товаром и уплатило причитавшиеся при ее исполнении суммы налогов, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организаций, и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями.

?
В определении Верховный суд РФ постановил вернуть дело на рассмотрение в суд первой инстанции с учетом изложенной выше позиции.

?
Вывод.
Несмотря на то, что новости о возможности рассчитывать на налоговую реконструкцию в последнее время не очень хорошие (Письмо ФНС от 10.03.2021 БВ-4-7/3060; дело ООО "Мэри", рассмотренное определение дает надежду и четкие критерии на ее применение. Так, Верховный суд фактически обязал налоговые органы применять расчетный метод в случае установления реального исполнителя (даже с помощью налогоплательщика) а также разрешил проводить налоговую реконструкцию в том числе и по НДС.

Надеемся, что такая позиция даст новый толчок развития в практике рассмотрения споров по "техническим" компаниям и избавит налогоплательщиков от двойной ответственности.
 
Сверху Снизу