Напряжение между бизнесом и налоговой службой всё нарастает, наглядный пример этого — недавнее письмо главы торгово-промышленной палаты Сергея Катырина главе ФНС Даниилу Егорову.
Господин Катырин в своём письме обратил внимание на многочисленные случаи избыточного давления на бизнес вне налоговых проверок, побуждающие к «добровольной» уплате налогов на основании возможных рисков.
Действительно, «комиссии по легализации» — одна из актуальнейших проблем современного бизнеса: в налогом кодексе нет ни такого мероприятия, ни механизмов проведения каких-либо рабочих групп или комиссий с налогоплательщиками.
Соответственно, на сегодняшний день те бенефициары, которые в случае «сложных разрывов» уплачивают суммы налоговых претензий по результатам комиссий, впоследствии не могут взыскивать эти же суммы (в качестве убытков) с поставщиков, оптимизирующих НДС.
Однако закрепление в налоговом законодательстве комиссий по легализации чревато куда более опасными последствиями в первую очередь для самих налогоплательщиков, и проблема кроется отнюдь не в непредсказуемости законодателей.
Заявление господина Катырина поразительным образом совпало по времени с выступлением замглавы ФНС Варвары Бурлевич, в котором она говорила о необходимости применения налоговых оговорок крупнейшими заказчиками с целью «обеления экономики и облегчения налогового администрирования».
С налоговой оговоркой есть одна проблема: большинство компаний в рамках налоговой оговорки предусматривает возникновение убытков (и, как следствие, их последующее взыскание с виновника), обнаруженное только в результате мероприятий налогового контроля, к которым не относятся такие «комиссии».
Узаконивание комиссий по легализации сделает их легальным основанием для взыскания налоговых убытков с контрагентов.
ФНС может убить двух зайцев одним выстрелом: без особых проблем можно будет взыскивать налоги с серьёзных организаций типа «Газпрома», а они, в свою очередь, будут взыскивать убытки уже со своих подрядчиков.
Такая модель взаимодействия государства и бизнеса может вынудить многих подрядчиков и субподрядчиков либо отказаться от «бумажного» НДС и вести относительно белый, не всегда прибыльный, бизнес, либо пользоваться услугами дорогих «флагманов», которые будут брать удар на себя.
Господин Катырин в своём письме обратил внимание на многочисленные случаи избыточного давления на бизнес вне налоговых проверок, побуждающие к «добровольной» уплате налогов на основании возможных рисков.
Было отмечено, что зачастую требуемые к доплате суммы — неподъёмны для бизнеса, но даже в таких случаях налоговые органы не идут на компромисс.
Действительно, «комиссии по легализации» — одна из актуальнейших проблем современного бизнеса: в налогом кодексе нет ни такого мероприятия, ни механизмов проведения каких-либо рабочих групп или комиссий с налогоплательщиками.
Соответственно, на сегодняшний день те бенефициары, которые в случае «сложных разрывов» уплачивают суммы налоговых претензий по результатам комиссий, впоследствии не могут взыскивать эти же суммы (в качестве убытков) с поставщиков, оптимизирующих НДС.
Однако закрепление в налоговом законодательстве комиссий по легализации чревато куда более опасными последствиями в первую очередь для самих налогоплательщиков, и проблема кроется отнюдь не в непредсказуемости законодателей.
Заявление господина Катырина поразительным образом совпало по времени с выступлением замглавы ФНС Варвары Бурлевич, в котором она говорила о необходимости применения налоговых оговорок крупнейшими заказчиками с целью «обеления экономики и облегчения налогового администрирования».
Налоговые оговорки действительно вводятся в практику делового оборота и применяются всё чаще.
С налоговой оговоркой есть одна проблема: большинство компаний в рамках налоговой оговорки предусматривает возникновение убытков (и, как следствие, их последующее взыскание с виновника), обнаруженное только в результате мероприятий налогового контроля, к которым не относятся такие «комиссии».
Узаконивание комиссий по легализации сделает их легальным основанием для взыскания налоговых убытков с контрагентов.
ФНС может убить двух зайцев одним выстрелом: без особых проблем можно будет взыскивать налоги с серьёзных организаций типа «Газпрома», а они, в свою очередь, будут взыскивать убытки уже со своих подрядчиков.
Такая модель взаимодействия государства и бизнеса может вынудить многих подрядчиков и субподрядчиков либо отказаться от «бумажного» НДС и вести относительно белый, не всегда прибыльный, бизнес, либо пользоваться услугами дорогих «флагманов», которые будут брать удар на себя.