Квалифицированная электронная подпись для ИП: как получить в 2023 году

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.785
Репутация
62.290
Реакции
276.914
RUB
0
В 2023 году для многих ИП стал актуальным вопрос получения квалифицированной электронной подписи. Основная причина – обязанность сдачи заявления о зачете (для резервирования даты уплаты страховых взносов) в электронной форме. Разберем подробнее особенности и порядок оформления ЭП для ИП в 2023 году.







Квалифицированная электронная подпись для ИП: как получить в 2023 году
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Обязан ли ИП иметь электронную подпись в 2023 году​

По закону получать электронную подпись – ЭП – предприниматель не обязан. Вести деятельность, сдавать отчетность и взаимодействовать с контрагентами он может и без нее. Но в некоторых случаях ЭП необходима.
Например, для подачи в налоговую заявления о зачете для резервирования даты уплаты страховых взносов. По новому порядку все платежи проходят через единый налоговый счет, ЕНС, в обезличенном порядке. Чтобы уменьшить патент или авансы по УСН на страховые взносы, нужно зафиксировать дату их уплаты – подать заявление о зачете.
Заявление о зачете направляют только в электронной форме – по ТКС или через личный кабинет ИП на сайте налоговой службы. Его нужно подписать квалифицированной электронной подписью.

Квалифицированная ЭП. Что это​

Квалифицированная подпись – электронная информация, которая подтверждает достоверность и целостность подписанного документа и авторство того, кто его направил. Квалифицированная ЭП – аналог собственноручной подписи. Документы, подписанные ею, имеют юридическую силу и статус оригинала.
С помощью этой подписи ИП может вести деловую переписку, подписывать налоговую и иную отчетность, участвовать в торгах.

Как ИП получить квалифицированную ЭП в 2023 году​

ИП и руководители компаний могут получить КЭП в налоговой или у ее доверенного лица, например в Тинькофф. Чтобы выпустить подпись для сотрудников, нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.
Порядок получения квалифицированной электронной подписи состоит из следующих шагов:
  1. Покупка устройства для ЭП.
  2. Выбор места получения ЭП.
  3. Подготовка и подача пакета документов.
  4. Получение ЭП.
  5. Установка программного обеспечения для работы с ЭП.

Покупка устройства для ЭП​

Квалифицированная электронная подпись записывается и хранится на специальном защищенном устройстве – токене.
Токен – носитель ключа электронной подписи формата USB Type-A: флешка, на которую и будет записана электронная подпись. Но простая флешка для этого не подойдет. Токен должен отвечать определенным требованиям:
  • Сертификация.
Модель устройства должна быть сертифицирована ФСТЭК России или ФСБ России.
  • Формат USB Type-A.
Этим условиям отвечают, например, токены Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
Если у вас уже есть подходящий токен – можно использовать его. Купить новый токен можно у производителей, их дистрибьюторов, доверенных лиц УЦ ФНС или в налоговой инспекции в вендинговом автомате.

Выбор места получения электронной подписи​

Получить квалифицированную подпись можно в пунктах выдачи удостоверяющего центра ФНС – налоговых инспекциях – или у доверенных лиц ФНС.
УЦ ФНС – это налоговые инспекции, у которых есть полномочия на выдачу ЭП. Перечень инспекций, которые выдают ЭП, размещен
Доверенных лиц пока немного, но постепенно их перечень расширяется.

Порядок получения подписи у разных доверенных лиц может различаться. Перед обращением к конкретному лицу изучите у него условия выдачи электронной подписи.

Подготовка пакета документов для получения электронной подписи​

При подаче заявки на выпуск КЭП для ИП или руководителя ООО нужно заполнить анкету, где указать:
  • паспортные данные;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • адрес электронной почты;
  • телефон для связи.
Заявление можно составить в электронной форме и направить на проверку в УЦ ФНС. А можно распечатать на бумаге и отнести в налоговую инспекцию.
Для получения подписи в филиале удостоверяющего центра «Основание» потребуются паспорт, СНИЛС и ИНН.
У доверенных лиц перечень документов для получения подписи может быть другим. Лучше уточнить заранее.

Получение электронной подписи​

Если заявление подано в электронной форме через личный кабинет ИП, нужно в назначенный день прийти в налоговую инспекцию и подтвердить свою личность. Выдача электронной подписи осуществляется в день обращения.
Если заявление подано в бумажном виде, то подпись также будет выдана ИП в день обращения.
Обратите внимание, что получить квалифицированную подпись ИП должен лично. По доверенности, в том числе заверенной нотариально, это сделать не получится.

Установка программного обеспечения для работы с ЭП​

Для использования электронной подписи необходимо установить на компьютер:
  • Программное обеспечение – КриптоПро CSP.
  • Плагин для работы с квалифицированной подписью. Например,
  • Расширение установленного плагина для работы в вашем браузере.
  • Драйвер для токена (драйвера для скачивания – , ).
  • Корневые и промежуточные
Для работы с порталом госуслуг или системой ЕГАИС понадобится установить дополнительные плагины или программы. Для системы ЕГАИС потребуется еще и отдельный ключ – Рутокен ЭЦП 2.0 или JaCarta-2 SE.

Особенности получения квалифицированной ЭП в 2023 году

  • До 31 августа включительно можно использовать старую подпись, выданную коммерческим центром.
  • Срок действия квалифицированной ЭП, выданной УЦ ФНС или ее доверенными лицами, составляет 15 месяцев.
  • Использовать квалифицированную ЭП можно на всех сайтах, площадках и сервисах.










 
Сверху Снизу