Слава бывает доброй, дурной, а еще бывает неоднозначной. Именно так сложилась судьба одного из самых спорных грузовиков Советского Союза – «Колхиды». Несмотря на всю свою неоднозначность и многочисленные шутки по поводу данной машины, многие «Колхиды» все еще остаются на ходу в разных уголках бывших советских республик. Однако, сегодня нам интересен не столько грузовик, сколько завод на котором его выпускали. Какая же судьба постигла КАЗ и что на нем производят в наше время?
История завода началась в 1945 году. |Фото: sibnarkomat.livejournal.com.
«Месть за Сталина», «Гордость Грузии – горе России», «Нет зверя страшнее рыси и тягача из Кутаиси». Вот лишь некоторые из тех шуток, которые ходили про главный грузовик КАЗ «Колхида». Машина создавалась для народного хозяйства СССР и в первую очередь колхозов. Назвали ее в честь исторической области и древнего государства в Причерноморье. Несмотря на ряд достаточно интересных технических решений, у «Колхиды» была слабенькая сборка, слабоватый дизельный двигатель, который к тому же быстро перегревался и часто ломался.
Десятилетиями завод рос и процветал. |Фото: ya.ru.
Несмотря на всю неоднозначность главного грузовика Кутаисского автомобильного завода, на самом предприятии было сделано немало прорывов и открытий. Например, именно здесь впервые в СССР был создан отечественный грузовик с бескапотной компоновкой. Однако поначалу завод занимался главным образом выпуском комплектующих для других советских предприятий. История КАЗ началась в апреле 1945 года, когда был заложен первый камень на месте строительства. Первые цеха были запущены в 1947. Вплоть до 1950 на КАЗ расширялось и усложнялось производство. Предприятие прошло большой путь развития от производства простейших деталей для ЗИС, до выпуска собственных коробок передач. 18 августа 1951 года здесь был собран первый цельный автомобиль – ЗИС-150.
Гордость Грузии - горе России. |Фото: drive2.com.
С апреля 1948 года на Кутаисском автозаводе начал действовать собственный конструкторско-экспериментальный отдел. С 1958 года на КАЗ велись в том числе военные разработки для нужд советской армии. В 1959 году был разработан первый собственный трактор – «Риони». К началу выпуска грузовика «Колхида» в 1967 году мощности предприятия относительно момента его открытия возросли в несколько раз. В тот же год Совмин и ЦК КПСС определи специализацию сформировавшегося предприятия – разработка и производство автопоездов в составе полуприцепов и тягачей грузоподъемностью до 12 тонн. Объемы производства росли ударными темпами вплоть до 1985 года, пока на начались замедляться. В итоге, если в 1990 году на КАЗ было произведено 5 736 машин, то в 1991 году на заводе выпустили уже только 2 658 машин. А после распада Советского Союза выпуск продукции на Кутаисском автозаводе и вовсе рухнул до минимальных значений.
Завод пережил 1990-е, но в очень плохом состоянии. |Фото: turbina.ru.
В 1993 году на КАЗ выпустили только 650 грузовиков. Правда даже в тяжелых условиях «лихих 90-х» на предприятии продолжен функционировать конструкторский отдел. Специалистам предприятия даже удалось существенно доработать трансмиссию своих грузовиков. Однако, уже через несколько лет пошли разговоры о приватизации завода. В 1995-1996 году велись активные переговоры с General Motors о покупке завода, однако в конечном итоге договориться о сделке так и не смогли. Предприятие медленно умирало. Вплоть до 2001 года на КАЗ все еще выпускались свои собственные грузовики, главным образом для внутренних нужд страны. Последний раз заводчане представляли свою продукцию в 1996 году на автосалоне в Москве. В первое десятилетие 2000-х КАЗ то и дело пытался сотрудничать с иностранными предприятиями среди которых были Mahindra, MAN, Харьковской тракторный завод и некоторые другие.
Большинство цехов или распродано, или ветшает. |Фото: turbina.ru.
С начала 2010 года большинство мощностей КАЗ простаивало без дела. Многие цеха медленно разрушались, ветшали и зарастали сорняками. В конечном итоге остатки завода раскупили предприятия Объединенных Арабских Эмиратов, которые вывезли с КАЗ по крайней мере одну производственную линию, и Китай. Последний не стал ничего вывозить, а занялся выпуском комплектующих для своих предприятий на оставшихся мощностях КАЗ. В 2019 году персонал завода составляет всего 190 человек старшего поколения.
Последний рабочий цех трудиться на Китай. ¦Фото: ya.ru.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация