9 ноября 2020 года Президент подписал Федеральный закон №368 – ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации» (далее «Закон»), в соответствии с которым физические лица, у которых есть контролируемые иностранные компании (далее «КИК»), вправе оплачивать налога с фиксированной суммы КИК доходов, который будет равен примерно 5 000 000 рублей ежегодно вне зависимости от суммы реального дохода его контролируемых компаний. За эту плату такое контролирующее лицо освобождается от обязательства отчитываться о прибыли КИК.
Работать данная опция будет следующим образом. Контролирующее лицо подаёт уведомление по утверждённой форме в налоговый орган по месту своего учёта о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли. Данный режим начинает работать с года, в который подано уведомление. Для применения этого подхода к налоговому периоду равному 2020 году, подать уведомление надо до 1 февраля 2021 года. В дальнейшем такое уведомление должно быть подано до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик начинает осуществлять уплаты налога с фиксированной прибыли.
В Законе зафиксирована не сумма налога, а сумма прибыли КИК, которая равна 38 460 000 рублей в 2020 году (соответственно 13% от данной суммы составит 4 999 800 рублей), и 34 000 000 рублей с 2021 года (потому что с 2021 года вводится регрессивная ставка налога, которая при такой сумме дохода будет равна 15%, соответственно выходим приблизительно на ту же сумму налога равную 5 100 000 рублей). Математика не очень точная получается у законодателя, но приближена к заявленным Президентом планам.
В случае перехода на такой фиксированный режим оплаты налога, налогоплательщик обязуется подавать уведомление об иностранных компаниях, но не обязан указывать в нём данные по финансовой отчётности иностранных компаний. А также не обязан подавать вместе с уведомлением сами арудированные финансовые отчёты. В декларации по доходам, контролирующее лицо указывает фиксированную сумму дохода. Из этой суммы дохода не вычитаются суммы налогов, которые уплачены КИК в странах регистрации.
Срок подачи уведомления о КИК продлён до 30 апреля для физических лиц и до 20 марта для организаций (приравнялся к сроку подачи налоговой декларации).
В случае перехода на данный фиксированный режим, его отменить нельзя в течение трёх лет, начиная с года подачи заявления (если заявление подано в 2020 или 2021 году). В случае подачи заявления в 2022 и далее – срок обязательного применения этого режима составляет пять лет. По истечению этого срока налогоплательщик вправе подать заявление об отказе от уплаты налогов с фиксированной суммы прибыли.
Законом предусмотрено право досрочно отказаться от применения этого режима, если законодатель изменит сумму фиксированного дохода в сторону увеличения. В таком случае налогоплательщик обязан подать уведомление об отказе уплаты налога с фиксированной прибыли до 31 декабря года, предшествующего году, в котором будет увеличена сумма фиксированного дохода (п. 4 ст. 227.2). Также у налогоплательщика не возникает обязанность по оплате налога с фиксированной КИК прибыли, если он прекратил быть контролирующим лицом всех заявленных контролируемых компаний (начиная с налогового периода, когда он перестал быть контролирующим лицом).
У налогового органа появилось право требовать предоставление документов, подтверждающих расчёт КИК прибыли, даже если в отчётном году КИК убыточные. Предоставить запрошенные документы (финансовые аудированные отчеты иностранных компаний) налогоплательщик обязан в течение месяца с даты запроса. Это требование не применимо к лицам, перешедшим на фиксированный режим оплаты КИК налога, потому что они вообще освобождены от предоставления подобного рода документов.
При этом Закон увеличивает размеры штрафов за нарушение требования законодательства о КИК. Так, непредставление в срок запрошенных налоговыми органами документов или предоставление недостоверных документов карается штрафом в размере 500 000 рублей. Такой же штраф (вместо ранее предусмотренного в размере 100 000 рублей) предусмотрен за непредставление в срок уведомления об участии в иностранных компаниях или о КИК, либо предоставление документов с заведомо ложной информацией.
Хочу отметить, что ранее налоговые органы тоже были вправе запросить финансовые отчеты, подтверждающие расчёт доходов КИК (чем налоговые органы активно пользовались). Что логично, потому что, если вы как-то посчитали прибыль (убытки) иностранной компании, значит вы готовили финансовую отчётность и должны ею подтвердить достоверность своих расчётов. Но некоторые налогоплательщики пытались оспорить подобные запросы налоговой, дабы не предоставлять финансовую отчётность, требующую должную легализацию в стране оформления и перевод на русский язык, ссылаясь на то, что законом прямо не предусмотрено предоставление подобных документов, если не возникает налогооблагаемая прибыль КИК. Сейчас же этот пробел был восполнен законодателем.
Хочу обратить внимание на то, что не стоит путать налогообложение прибыли КИК с налогообложением доходов физических лиц. Это две разные категории налогов. До принятия этого Закона с прибыли от КИК надо было платить дважды:
- Налог с доходов КИК, даже если эти доходы фактически не попадали на счёт контролирующего лица. Ставка для физических лиц – 13%, для организаций – 20%.
- Налог на доходы физических лиц (прибыль организаций), в случае если иностранная компания распределяла прибыль в виде дивидендов на счёт физического лица по ставке 13 % (для организаций – 20% или 0% в случае участия более года в доле боле 50%).
Так что же даёт этот новый режим и кому он полезен:
- Освобождает от трат времени и денег на подготовку аудированных финансовых отчётов по всем КИК + легализацию (чаще всего апостилем)+ перевод на русский язык с нотариальным заверением подписи переводчика.
- Освобождает от расходов на налоговых консультантов, которые помогают посчитать правильно прибыль КИК. Это дело непростое, а ошибки в трактовке законодательства могут дорого стоить.
- Помогает минимизировать сумму налога в случае возникновения крупной прибыли на уровне КИК. Причем надо отметить, что прибыль может возникнуть просто на бумаге, хотя по факту группа ничего не заработала. А платить налог пришлось бы. Например, курсовые разницы, реализация актива в рамках группы компаний и пр.
Однако некоторые мои коллеги настроены весьма критично и недоверчиво к этому Закону. Можно ли назвать Закон ловушкой? Я пока таких рисков при прочтении подписанной версии Закона не вижу. У налогоплательщика есть право выйти из этого режима после 3х лет (далее пяти). Также есть право выйти досрочно из режима, если вдруг сумма фиксированного налога будет увеличена законодателем.
Некоторых коллег огорчило, что не отменён налог на дивиденды, которые налогоплательщик получает от КИК. Но стоило ли на это рассчитывать? Далеко не всю прибыль группы контролирующие лица выводят на свои счета. Как правило крупный бизнес требует вложений. Потому обычно большая часть прибыли по итогам года уходит обратно на развитие бизнеса. И только небольшая часть денег выводится из оборота, путём перечисления дивидендов на счёт физического лица. С этой суммы можно заплатить налог. Зато заплатите с этой иностранной прибыли только один раз (ранее надо было платить дважды: на уровне налогообложения КИК и на уровне налогообложения получателя дивидендов – фактического получателя прибыли). Пока вы не выводите средства в виде дивидендов - вы не платите по ним налогов. Если вы перечисляете дивиденды на свои российские организации – то можно воспользоваться льготным 0% режимом при соблюдении несложных требований законодательства.
Для государства данный режим выгоден тем, что избавляет от затрат на контроль за налогоплательщиками, имеющими КИК и пытающимися всеми правдами и неправдами скрыть этот доход. Ведь все подготовленные и поданные в налоговые органы КИК декларации, подтверждающие документы, сложные групповые структуры с участием иностранных компаний должны изучать и проверять налоговые чиновники. А это тоже время и деньги. Из-за загруженности налоговых органов, иногда налогоплательщикам удаётся скрыть доход, рассчитывая на то, что налоговая так и не доберётся до его запутанных схем владения КИК. При применение фиксированного режима государственный бюджет гарантировано получит по 5 000 000 рублей и не понесёт никаких затрат на этих налогоплательщиков. Останется время для более пристального изучения всех остальных налогоплательщиков, которые не перейдут на новый опциональный режим. Здесь бюджет будут пополняться за счёт увеличенных штрафов.
Полагаю, что данный режим совсем не интересен только тем, у кого небольшое количество КИК компаний и при этом нет прибыли. В остальных случаях стоит задуматься над применением этого режима оплаты фиксированного налога, благо время есть подумать и взвесить все «за» и «против» до февраля следующего года.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация